80731

Прилагательное. Категории прилагательного

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Прилагательное это часть речи называющая признак предмета обладающий условной устойчивостью без указания на развитие признака вор времени. Прилагательное выделяется на основе трех критериев: значения формы и функции. Прилагательное обладает обобщающим грамматическим значением и это – значение признака свойства или состояния.

Русский

2015-02-18

36.35 KB

0 чел.

№6 Прилагательное. Категории прилагательного

Определение. Прилагательное – это часть речи, называющая признак предмета, обладающий условной устойчивостью, без указания на развитие признака вор времени. Прилагательное выделяется на основе трех критериев: значения, формы и функции.

Прилагательное обладает обобщающим грамматическим значением, и это – значение признака, свойства или состояния.

Прилагательное обладает определенными грамматическими формами. К ним относят:

а) специфические суффиксы, устанавливающие морфологический статус прилагательного как части речи на словообразовательном уровне: -full,- less, -able

б) словоизменительные формы для передачи грамматической категории степеней сравнения.

Степени сравнения – это категория, передающая различную интенсивность признака в сопоставлении с предметами, обладающими теми же признаками. Степени сравнения образуются двумя способами: синтетическим (-er, -est) и аналитическим (more, the most).

Существует определенный взгляд на сочетания «more/ the most + прилагательное» как аналитические формы прилагательного ввиду их кажущегося параллелизма с морфологическими степенями сравнения. Однако, данное сочетание «more/ the most + прилагательное» нельзя рассматривать как аналитическую форму по следующим причинам:

  1.  эти слова сохраняют лексическое значение:
    1.  имеется возможность противопоставления словам less, the least

б) существует возможность повтора more для придачи экспрессивности: e.g. more and more difficult

  1.  эти слова имеют синтаксическую весомость: more, the most сохраняют обстоятельственные отношения с прилагательным: e.g. more attractive (how?)

Исходя из этого, если признавать данные сочетания аналитическими, то и:

  1.  сочетания «less/the least + прилагательное» тоже следует рассматривать в качестве аналитической формы прилагательного, но в этом случае нарушается параллелизм с морфологической системой степеней сравнения, не имеющей форм со значением уменьшения степени.
  2.  существуют элятивные сочетания (превосходной, высокой степени качества вен сравнения с чем- либо) e.g. a most important point. Если данное сочетание аналитическое, то и сочетание «наречие + прилагательное» также следует рассматривать в качестве аналитического, в чем нет смысла, так как они явялются свободными сочетаниями: a most important point, a very important point, an extremely important point.

Признак функции. По синтаксической функции прилагательное занимает позицию препозитивного и постпозитивного определения и предикативного члена.

Существуют прилагательные, которые выступают только в одной из этих позиций: например, только препозитивные прилагательные: monthly, daily; выступающие только в постпозиции: bent on, worth. E.g. There a light glowed, warm, tawny, against the stark brightness of the night. В функции предикатива могут употребляться: glad, sorry, ill и т.д. Также прилагательные способны выступать в синтаксических функциях, свойственных существительным: подлежащего и дополнения. В данном случае происходит процесс субстантивации, с постепенным превращением в его в существительное.

Субстантивация может быть полной и частичной.

При полной субстантивации прилагательное переходит в разряд существительного и приобретает следующие признаки: 1) оформляется с помощью артиклей и 2) может иметь форму множественного числа: e.g. a native, natives.

При частичной субстантивации прилагательное может оформляться определенным артиклем the и приобретает значение собирательности или значение абстрактного существительного. Прилагательное при этом не переходит в разряд существительного. E.g. the poor, the rich, the good.

Лексико – грамматические разряды прилагательного. Субклассификации различны, наиболее распространена в отечественной англистике классификация прилагательных, согласно которой они делятся на: качественные и относительные, иногда выделяют количественные. Качественные передают признак непосредственно, у относительных признак выявляется через отношение к предмету, месту, времени.

Профессор Иванова И. П. предложила рассматривать качественные и относительные прилагательные как зависимые грамматические значения, поскольку они получают свое грамматическое выражение от степеней сравнения. Качественные образуют степени сравнения, за исключением прилагательных, обладающих абсолютным качеством (dead, blind). Относительные же не могут образовать степени сравнения.

Наряду с качественными прилагательными выделяют количественные, типа: numerous, much, few, many. Но это спорно, так как они являются количественными местоимениями.

В зарубежной классификации выделяется две группы прилагательных:

  1.  Описательные ( descriptive adjectives), e.g. a bright person
    1.  Ограничительные (limitive adjectives), e.g. a tall tree

В основе этой классификации лежит роль прилагательного по отношению к определяемому им существительному.

Кроме того, имеется подразделение прилагательных на две группы (по Г.Суиту):

  1.  Определяющие (attributive) e.g. a great man
  2.  Квалифицирующие (qualifying) e.g. great stupidity

При рассмотрении прилагательного как части речи возникают следующие трудности:

Спорным считается вопрос выделения из класса имен прилагательных класс слов категории состояния (words of category of state).

В отечественной англистике имеется два подхода относительно слов категории состояния:

  1.  К словам категории состояния следует относить все слова, передающие значение состояния, а не только оформляющиеся префиксом а-. Здесь находятся слова:alive, glad, sorry, существительное a pity, существительное с предлогом at school, а также наречия. При таком подходе границы данного класса слов становятся размытыми, а состав слов, входящих в данную часть речи, расширяется.
  2.  Более строгий подход предполагает выделение слов категории состояния в отдельную часть речи на основе трех признаков: 1) обобщающего грамматического значения состояния, 2) морфологического показателя префикса – а-, 3) синтаксической функции – предикатива. Например, alive, asleep. awake, afraid… В таком случае, если имеются все три признака, можно говорить о словах категории состояния как отдельной части речи.

Эти слова развивались в английском языке со времени среднеанглийского периода. Источниками их появления послужили: сочетания существительного с предлогом: on lifealive; в единичных случаях послужила форма причастия 2 с префиксом 3

aware. В настоящее время зарегистрировано около 30 слов категории состояния. Бурлакова В.В. считает, что, если необходимо выделять данную часть речи, то как нетрадиционную.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59914. Seasons. The weather 44 KB
  Now I will divide you into two teams. The first team will includes the children who were born in winter and autumn. The second team will include the children who was born in summer and spring.
59915. Путешествие в мир растений. Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы 45.5 KB
  Предварительная подготовка: ученики экскурсоводы заранее составляют и рисуют кроссворд подбирают материал о комнатных растения имеющихся в саду подготавливают загадки для ребят распределяют роли.
59916. Внеклассное мероприятие. Викторина: Моё здоровье – в моих руках 40.5 KB
  Цели. формировать здоровый образ жизни; воспитывать общую культуру здоровья; развивать коммуникативные умения учащихся. Предварительная подготовительная работа. Подготовка вопросов викторины.
59917. В гостях у Маршака (Игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака) 37 KB
  Маршака В 3-4х классах Оборудование. Маршака иллюстрированные изданияч его стихов и сказок. Теперь я буду читать вам отрывки из стихов Самуила Яковлевича Маршака.
59919. Внеклассное мероприятие «Час – дружбы, вежливости и доброты» 82 KB
  Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность доброту; умение видеть красоту в простом и обыденном; умение дарить тепло и доброту; способствовать развитию кругозора детей умению мыслить и рассуждать; развивать у учащихся эстетические и духовно-нравственные способности..
59920. Классный час «Путешествие эрудитов» 38.5 KB
  За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В случае если команда ответила неправильно или не знает как отвечать то ход переходит другой команде. И эта команда за правильный ответ на этот вопрос получает 05 балла.
59921. Заседание клуба «Галактика» на планете Дружбы 52 KB
  А вы знаете песни о дружбе И можете исполнить хотя бы куплет и припев одной из них Звучит песня Вместе весело шагать по просторам дети все вместе подпевают Ведущий Молодцы Вы сказали что в доме Дружбы будет театр.