80775

Природоохранная деятельность правоохранительных органов

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях которые требуют именно прокурорского вмешательства. В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти. Наконец в рамках того же...

Русский

2015-02-18

38.33 KB

5 чел.

Природоохранная деятельность правоохранительных органов

Участие органов прокуратуры в природоохранной деятельности вытекает из установленных в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» функций прокуратуры, основной из которых является надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (федеральных и региональных) достаточно большим кругом субъектов, к числу которых относятся федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, контролирующие органы, их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

в сфере прокурорского надзора находится исполнение в том числе законов, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. При этом характерным отличием смысла и содержания надзорной деятельности органов прокуратуры от деятельности тех же органов государственного или муниципального экологического контроля является то, что прокуроры проводят проверки только при наличии сигнала о совершенных нарушениях, которые требуют именно прокурорского вмешательства. То есть если вопрос может быть разрешен силами контролирующего органа, прокурор не вправе вмешиваться в этот процесс.

Кроме того, прокуроры в рамках своей компетенции вправе проверять законность издаваемых перечисленными выше органами и должностными лицами правовых актов.

В системе органов прокуратуры созданы и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры, число которых в последние годы значительно сократилось и составляет порядка пятидесяти.

Анализ природоохранной деятельности прокуроров показывает, что с каждым годом их активность в рассматриваемой сфере возрастает. С одной стороны, это можно объяснить интенсификацией работы в органах прокуратуры, а с другой — пока еще

не вполне удовлетворительным состоянием законности.

Достаточно активно прокуроры участвуют в восстановлении нарушенного правопорядка в экологической сфере в судах, предъявляя иски и заявления.

Наконец, в рамках того же УПК РФ прокуроры поддерживают государственное обвинение по делам об экологических преступлениях, основную часть которых расследуют сотрудники органов внутренних дел.

Органы внутренних дел в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О полиции» выполняют задачи по:

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Достаточно весома роль органов внутренних дел и в вопросах борьбы с экологическими правонарушениями, в том числе преступлениями.

Так, ст. 150 и 151 УПК РФ за этими органами закреплено расследование значительного числа экологических преступлений, в том числе предусмотренных ст. 250, часть первая; 251, часть первая; 252, часть первая; 253; 254, часть первая; 256–258; 260, часть первая; 261, часть первая, и 262 — в форме дознания и ст. 259, 260, части вторая и третья; 261, часть вторая, — в форме следствия. Ежегодно органами внутренних дел расследуются несколько тысяч экологических преступлений.

Органы внутренних дел регулярно привлекаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны и использования животного мира для проведения проверок соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере. Это обусловлено масштабами проводимых проверок, когда возникает необходимость осуществления задержания большого числа правонарушителей, а также тем, что нередко приходится иметь дело с хорошо оснащенными и вооруженными организованными преступными группами, поставившими под контроль добычу и реализацию объектов промысла (рыбы, икры, других водных биологических ресурсов).

Кроме того, силами органов внутренних дел нередко осуществляется патрулирование в лесах и особо охраняемых природных территориях в целях недопущения и пресечения незаконных порубок деревьев, иных правонарушений, лесных пожаров.

В целом роль органов внутренних дел в осуществлении административного преследования достаточно велика. Только на основании ст. 23.3 КоАП РФ милиция рассматривает дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22 и 8.23 этого Кодекса. Кроме того, должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы в связи с совершением административных проступков, указанных в частях 2 и 3 ст. 7.2, ст. 7.3–7.9, 7.11, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частях 1 и 3–5 ст. 8.13, части 2 ст. 8.17, ст. 8.21, 8.28–8.32, частях 1 и 2 ст. 8.37. К этому следует добавить полномочия милиции по осуществлению административного преследования нарушителей региональных законов об административной ответственности за совершение экологических правонарушений.

В настоящее время, когда серьезной проблемой для мирового сообщества в целом и Российской Федерации в частности является угроза терроризма, в том числе экологического, возрастает востребованность в осуществлении комплекса различных мероприятий, преимущественно оперативно­розыскных, направленных на своевременное выявление возможных участников проведения актов терроризма и предотвращение тем самым негативных последствий.

Вместе с тем с 1 июля 2003 г. с учетом включения в состав Федеральной службы безопасности РФ упраздненной в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти Пограничной службы достаточно ярко обозначилась природоохранная составляющая в деятельности федеральных органов безопасности. Дело в том, что Пограничная служба была включена в состав специально уполномоченных государственных органов в области охраны и использования животного мира Указом Президента РФ от 29.08.1997 № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» с возложением на нее задач по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере.

Ежегодно органами пограничной службы задерживаются десятки российских и зарубежных судов, осуществляющих незаконный промысел водных биологических ресурсов, изымаются десятки тонн рыбы. Экономическим интересам государства и экологии наносится немалый ущерб. Зачастую браконьеры предпринимают попытки скрыться в нейтральных водах либо оказывают ожесточенное сопротивление с применением оружия. Эти и другие негативные факторы предопределили передачу функции государственного контроля органам пограничной службы, имеющей хорошие технические возможности и вооружение.

Регламентация деятельности специальных пограничных подразделений изложена в приказе ФСБ России от 26.09.2005 № 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов». Полномочия соответствующих органов закреплены в ст. 43 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» и ст. 36 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Статьей 42 Закона о континентальном шельфе на пограничные органы возложена функция координатора деятельности всех федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану континентального шельфа, его минеральных и живых ресурсов. В целях реализации этой задачи на ведомственном уровне приняты ряд документов, а именно: совместный приказ ФПС и Госкомрыболовства России от 12.01.1999 № 9/7 «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и органов по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству в сфере охраны водных биологических ресурсов»;

В соответствии со ст. 23.10 КоАП РФ уполномоченными на то должностными лицами пограничных органов рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.16­8.20, 8.33, 8.35, частью 2 ст. 8.37 и ст. 8.38. Приказом ФСБ России от 06.09.2007 № 453 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в органах Федеральной службы безопасности»78 определены перечни должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание физических лиц, а также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7, 17.9, частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ на пограничные органы возложено проведение дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 «Незаконная добыча водных животных и растений» (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами). Вопросы разграничения полномочий между должностными лицами Пограничной службы при проведении дознания по таким делам нашли свое отражение в приказе ФПС России от 04.12.2002 № 760 «О полномочиях органов пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания

в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений»79.

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.08.2004 № 429 [125], на таможенные органы возложены среди прочих задачи по:

• осуществлению мер по охране жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды;

• реализации системы мер по пресечению незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов.

Природоохранная функция таможенных органов проявляется

в вопросах регулирования оборота водных биологических ресурсов, где на них возложены задачи по контролю за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла. Эта деятельность регламентирована совместным приказом ФПС, МВД, МИД, МНС, МПР, Минфина, Минэкономразвития, Госкомрыболовства «Об утверждении Положения о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла».

Кроме того, следует назвать Правила трансграничного перемещения отходов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 [114], в соответствии с которыми на таможенные органы возложены функции контроля за трансграничными перевозками опасных отходов. На ведомственном уровне положения этого документа развивает совместный приказ Госкомэкологии, Минздрава, Госгортехнадзора и ГТК России, которым утвержден Порядок контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов80.

Таможенные органы для осуществления названных и иных функций наделены полномочиями по осуществлению оперативно­розыскной деятельности, проведению расследования в форме дознания фактов контрабанды, а также административного преследования нарушителей таможенных правил.

В последние годы с учетом возрастания риска разного рода

катастроф природного и техногенного характера все заметнее ста­

новится роль Министерства Российской Федерации по делам граж­

данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Среди задач, постав­

ленных перед органами МЧС России в утвержденном Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [70], следует выделить:

• реализацию единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

• осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

Стихийные бедствия последних лет, в том числе серьезные наводнения в Республике Саха (Якутия) и на Северном Кавказе, ежегодные лесные пожары наносят огромный ущерб экономическим интересам регионов и страны, приводят к человеческим жертвам. Все это предопределяет необходимость функционирования слаженной системы предупреждения подобных и иных негативных явлений. Во главе этой системы стоят органы МЧС России, которые осуществляют в том числе функции:

• разработки предложений по формированию единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также в области пожарной безопасности;

• контроля за разработкой и реализацией федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне

и обеспечению пожарной безопасности;

• организации работы по предупреждению пожаров и их тушению.

Органы МЧС России для осуществления названных и иных функций наделены полномочиями по осуществлению административного преследования. Согласно ст. 23.34 КоАП РФ должностными лицами рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.32 Кодекса (нарушение правил пожарной безопасности в лесах). В соответствии со

ст. 151 УПК РФ на дознавателей органов Противопожарной службы МЧС России возложено расследование дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 261 УК РФ (уничтожение или повреждение лесных насаждений).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79754. Финансирование инвестиций. Оценка потребности в финансировании 72 KB
  Оценка потребности в финансировании Исходным пунктом для организации финансирования является расчет потребности в средствах необходимых для реализации проекта. Он производится на основе графика выполнения работ что вопервых обеспечивает привязку ко времени а вовторых позволяет увязать объемы финансирования и направления расходования средств. Итогом работы является таблица в которой потребность в средствах расписывается по месяцам. В этом случае более удобна следующая форма представления расчета: Виды работ Месяцы выполнения...
79755. Разработка инвестиционных проектов. Этапы инвестиционного проектирования 472.5 KB
  Инвестиционный проект это план программа хозяйственного мероприятия или предпринимательского проекта реализация которых требует привлечения инвестиций. Структура затрат на реализацию проекта а также доходов получаемых в результате инвестиций традиционно отлична для каждой из выделенных стадий. Определение целей и класса инвестиций 1. Метод расчета рентабельности инвестиций 2.
79756. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ ГРУППИРОВКЕ 308 KB
  Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении. Речь может идти также о качественных или количественных изменениях как с положительными так и с отрицательными социально-экономическими последствиями. Большинство западных авторов обычно подчеркивают необходимость практической реализации изменения. Это могут быть количественные или качественные изменения которые касаются той или иной сферы деятельности предприятия.
79757. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И МИССИЯ КОМПАНИИ 63.5 KB
  Среди обширного спектра факторов влияющих на выбор миссии компании есть чрезвычайно важный с точки зрения долгосрочной перспективы безкризисного существования фирмы это фактор адекватности инвестирования выдвинутым критериям. Акцент на исследовании этого вопроса делается по двум основным причинам: определяющей роли которая принадлежит инвестиционному процессу в выборе линии поведения фирмы особенно на долгосрочном горизонте ее роста и инноваций продукта. Принятие решений в этой области...
79758. ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ 151.5 KB
  Одной из важнейших сфер деятельности любой фирмы являются инвестиционные операции. Оба типа инвестиций имеют большое значение для сохранения жизнеспособности фирмы и ее развития. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства; инвестиции в расширение производства. Логика зависимости между типом инвестиций и уровнем их риска очевидна: она определяется степенью...
79759. Инновационная политика в организации и финансировании инноваций и инвестиций 187 KB
  Как и практически всякая иная политика она неодинакова в разных странах хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научнотехнического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Так к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно...
79760. Экономическая стратегия предприятия. Ее сущность и принципы формирования 92 KB
  Экономическая стратегия предприятия. По степени влияния на деятельность предприятия факторы внешней макро и микро среды можно выделить в следующие группы: а факторы параметры товарных рынков; б факторы географического характера; в факторы внутреннего для предприятия характера; г внешние общественно-политические условия. К группе а относятся: стратегические неожиданности; потеря контроля над внешней средой предприятия; воздействие общества и политических сил на рыночное поведение предприятия; ограничения роста; ...
79761. Мероприятия НТП как основа стратегического плана организации 46 KB
  Мероприятия НТП как основа стратегического плана организации Проблемы разработки стратегического решения возникает у предприятий в следующих случаях: Принятие решения о создании приобретении предприятия. Признание того или иного технического решения как части конструкции или технологии мероприятие НТП возможно лишь тогда когда именно это техническое решение дает наиболее экономический эффект по отношению ко всем существующим в мире подходам к удовлетворению аналогичной проблемы. Каждое мероприятие НТП проходит свой жизненный цикл.
79762. Основные составляющие экономической стратегии 39.5 KB
  Все они ориентированы на внешнюю и внутреннюю сферы деятельности фирмы. Товарная стратегия фирмы. Вырабатывает правила и приемы исследования потенциальных рынков товаров и услуг отвечающих миссии фирмы. Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для фирмы стратегических зон хозяйствования СЗХ методы образования и управления наборами СЗХ обеспечивающими внешнюю гибкость фирмы.