80780

Экологический аудит: понятие, значение, содержание

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной и в том числе природоохранной деятельности дает возможность правильно сформировать учетную политику организации способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий предотвращению возможных производственных аварий. Федеральный закон Об аудиторской деятельности не содержит дефиниции экологическое...

Русский

2015-02-18

35.63 KB

2 чел.

Экологический аудит: понятие, значение, содержание

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 58 Конституции устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Во многих странах, в том числе и в России, в результате нарастающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, нехватки достоверной информации в этой области начал развиваться такой вид услуг, как экологический аудит. Рассматриваемый вид аудита способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности продукции аудируемого предприятия с позиции роста экономической эффективности его хозяйственной, и в том числе природоохранной, деятельности, дает возможность правильно сформировать учетную политику организации, способствует эффективному решению вопросов льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, предотвращению возможных производственных аварий.

Экологическое аудирование в настоящее время становится составной частью программ охраны окружающей среды.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не содержит дефиниции "экологическое аудирование", "экологический аудит". Тем не менее к настоящему времени принят ряд нормативных правовых актов, которые не только закрепляют экологический аудит как правовую категорию, но и могут рассматриваться в качестве основы правового регулирования данного вида деятельности.

Правомерность экологического аудита следует из нормы, закрепленной ст. 27 (ч. 2) Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.99 N 96-ФЗ, в которой устанавливается, что государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр "главный государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю и его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации по геологическому контролю, главные государственные инспекторы, их заместители и старшие государственные инспекторы по геологическому контролю на соответствующих территориях имеют право привлекать в установленном порядке аудиторские организации для проверки деятельности пользователей недр" .

Порядок реализации мероприятий по учету экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий определен Приказом Минприроды РФ от 21.11.95 N 469 <*>.

Приказом Минприроды от 23.01.95 N 18 определена организация системы экологической сертификации (система зарегистрирована Госстандартом России) . В ее составе предусмотрен эксперт-аудитор (экологический аудитор) - лицо, аттестованное на участие: в аккредитации испытательно-аналитических лабораторий (центров) сертификации, в контроле за их деятельностью, в испытаниях объектов сертификации, в подготовке документов по апелляциям.

В 1998 году были объявлены Приказы Госкомэкологии России от 30.03.98 N 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России" <*> и от 16.07.98 N 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации" <**>.

В 1997 г. создан Национальный комитет экологической безопасности - организация в форме некоммерческого партнерства государственных учреждений, хозяйствующих субъектов; в его составе предусмотрен Департамент по экологическому аудиту <*>.

Госстандарт РФ в 1998 г. издал стандарты: ГОСТ Р ИСО 14001-98 - "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению" <1>; ГОСТ Р ИСО 14004-98 - "Система управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования" <2>; ГОСТ Р ИСО 14011-98 - "Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой" <3>; ГОСТ Р ИСО 14012-98 - "Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии" <4>.

Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ разработаны и введены в действие Правила (стандарты) аудиторской деятельности <*>.

Определение понятия "экологический аудит" дано в ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" и в стандартах ГОСТ Р ИСО 14050-99. Федеральный закон определяет экологический аудит как независимую комплексную документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности. Стандарты устанавливают, что экологический аудит - это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщение результатов, полученных в итоге этого процесса, клиенту.

точки зрения на содержание экологического аудита.

1. Ряд авторов рассматривают экологический аудит, базируясь на традиционно используемом определении аудита как проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

2. рассматривают экологический аудит как природоохранную и предпринимательскую деятельность, "в первую очередь направленную на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему природоохранительному законодательству".

3. Другие авторы определяют цели и сущность экологического аудита, основываясь на системном комплексном подходе к организационно-правовому механизму обеспечения безопасности и инвестиционной привлекательности предприятия.

Предлагаемые ими критерии оценки экологической безопасности промышленных производств и хозяйственных систем сведены к оценке либо объемов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, почву, либо объемов изъятых вод, либо ущербов, наносимых природным ресурсам. Предложенные критерии практически не характеризуют экологическую безопасность предприятия: не принимается во внимание необходимость оценки состояния защищенности жизненно важных интересов самого объекта от угроз со стороны загрязненных природных объектов. Фактически учитывается лишь один компонент безопасности в экологической сфере - техногенная безопасность окружающей среды. Внимание акцентируется на оценке соответствия деятельности предприятия экологическим требованиям с целью минимизации именно техногенного воздействия на окружающую среду; не обсуждается значимость экологического аудита предприятия как механизма повышения его инвестиционной привлекательности.

4. Некоторые авторы рассматривают экологический аудит как организационно-управленческий, правовой механизм обеспечения безопасности в экологической сфере, исследуемый в контексте защиты экологических прав граждан .

экологическое аудирование как предпринимательскую деятельность, осуществляемую независимыми аудиторскими организациями или аудиторами, имеющими лицензию, и состоящую в организации и проведении экологического аудита предприятий и оказании им аудиторских услуг.

26. Оценка воздействия на окружающую среду. Роль, содержание и соотношение с государственной экологической экспертизой

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, EIA) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду. Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Проведение ОВОС предусмотрено ФЗ «Об экологической экспертизе» для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Соотношение государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Действующие в РФ нормативные документы и доктрина рассматривают оценку воздействия на окружающую среду как предшествующую и обязательную - в установленных законом случаях - стадию государственной экологической экспертизы. Это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению последствий. От экологической экспертизы ОВОС отличается самим содержанием и целями. Экологическая экспертиза проводится для выявления соответствия намечаемой деятельности и определения допустимости реализации объекта. ОВОС - это процедура оценки возможных последствий и экологических рисков реализации объекта. Статья 32 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов этой деятельности - при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую деятельность. Согласно ст. 33 экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой деятельности экологическим требованиям. Результаты ОВОС являются частью документации, представляемой на экологическую экспертизу. Их образуют: информация о масштабах и характере воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативы ее реализации, оценки собственно последствий деятельности и др. Они служат основой и для проведения мониторинга и экологического контроля за реализуемой деятельностью. ОВОС проводится в несколько этапов: уведомление, предварительная оценка, составление технического задания на проведение ОВОС, проведение исследований, подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия, ознакомление с полученными данными общественности, подготовка окончательных материалов. Все этапы обеспечиваются заказчиком намечаемой хозяйственной деятельности. Приложением к Приказу Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372, утвердившему Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ, определен перечень объектов, обязательно подлежащих процедуре ОВОС. Это, как правило, крупные проекты энергетики, промышленности, сельского хозяйства и иные.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38463. Проектирование содержания и оформления интерактивной карты «Курорты Италии» 9.98 MB
  Современная курортология медицинская научная дисциплина изучающая целебные свойства природных физических факторов характер их действия на организм человека возможности их применения с лечебными и профилактическими целями на курортах и во вне курортных учреждениях разрабатывающая показания и противопоказания для санаторнокурортного лечения и методы применения курортных факторов при различных заболеваниях. Приморский климат средиземноморского типа без резких суточных и годовых колебаний метеорологических факторов с обилием солнца...
38464. Организация оперативно-тактических действий подразделений по чрезвычайным ситуациям Хойникского гарнизона при ликвидации ЧС на аммиачно-холодильном участке Хойникского РайПО, расположенного по ул. Колесника 61, г. Хойники 460.5 KB
  Свойства аммиака. Прогнозирование масштабов заражения. Действия подразделений по чрезвычайным ситуациям. Экономическое обоснование затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака. Основные формулы и справочные данные для расчета экономического обоснования затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака. Расчет затрат на ликвидацию ЧС выброс разлив аммиака Мероприятия по охране труда.
38468. Производство РЭС на безвыводных ЧИП-ЭРЭ и миниатюрных ЭРЭ с применением поверхностного монтажа 1.52 MB
  Для обеспечения механической прочности изделия нужно выбрать материал печатной платы с достаточной прочностью стеклотекстолит. Габариты изделия должны быть не более 125x70x30 мм.2 Расчет надежности изделия Исходные данные вносим в таблицу 1 в которой содержится перечень тип и количество используемых компонентов и произведем их анализ. Надёжность – свойство изделия выполнять заданные функции в определенных условиях эксплуатации при сохранении значений основных параметров в заранее установленных пределах.
38469. Программы производственной преддипломной практики, итогового междисциплинарного экзамена и методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ 372 KB
  Цель прохождения студентами производственной преддипломной практики – закрепить и расширить теоретические знания, полученные в университете по дисциплинам: «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Контроль и ревизия», «Бухгалтерская финансовая отчетность» и других дисциплин.
38470. Перспективи підвищення ефективності функціонування та ролі фінансового ринку в Україні 3.86 MB
  Фінансовий ринок - це складова частина інфраструктури фінансової системи, яка забезпечує територіальне (місце, віртуальне місце), часове і функціональне здійснення трансакцій субєктів національної та міжнародної економіки, встановлення рівноважної ціни за відповідних обсягів купівлі-продажу фінансових активів, інструментів, технологій, а також надання фінансових послуг, необхідних для здійснення господарської та фінансової діяльності.