80793

Правовые меры охраны морской воды

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Конкретизированы экологически значимые виды деятельности которые могут ими осуществляться проведение исследований разведка и разработка добыча водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря а также другая деятельность в том числе с борта летательного аппарата. Экономические отношения по эксплуатации природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря строятся на основе принципов: платности пользования; ответственности за нарушения условий хозяйственной...

Русский

2015-02-18

36.9 KB

4 чел.

Правовые меры охраны морской воды

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"

1. Внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

2. К внутренним морским водам относятся воды:

портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Ввиду специфичности расположения этих территорий Закон регулирует права широкого круга иностранцев по проведению разных работ, связанных с природными ресурсами. Закон называет при этом иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц иностранных государств, а также международные организации. Конкретизированы экологически значимые виды деятельности, которые могут ими осуществляться, - проведение исследований, разведка и разработка (добыча) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другая деятельность, в том числе с борта летательного аппарата. Подчеркивается, что такая деятельность может осуществляться лишь в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации.

Экономические отношения по эксплуатации природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря строятся на основе принципов:

- платности пользования;

- ответственности за нарушения условий хозяйственной деятельности;

- возмещения ущерба, нанесенного внутренним морским водам и территориальному морю, их природным ресурсам, окружающей среде, памятникам истории и культуры;

- финансового обеспечения мероприятий, связанных с восстановлением и охраной природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, окружающей среды, охраны памятников истории и культуры.

Плата за пользование живыми ресурсами и платежи за пользование неживыми ресурсами внутренних морских вод и территориального моря, размеры платы и платежей, порядок их взимания и поступления в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, территория которого примыкает к внутренним морским водам и территориальному морю, определяются законами Российской Федерации. При этом порядок исчисления и применения нормативов платы за пользование живыми ресурсами, порядок исчисления и применения нормативов платежей за пользование неживыми ресурсами определяются Правительством Российской Федерации. Кроме того, пользователи уплачивают другие налоги и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области налогообложения.

Осуществление экологически значимой деятельности в пределах внутренних морских вод и территориального моря допускается с учетом прав коренных малочисленных народов.

С учетом значимости научных исследований в эколого-правовом механизме в Законе большое внимание уделяется регулированию морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море.

Такие исследования могут проводиться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами в соответствии с ежегодным планом, составленным специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям. Российские заявители, заинтересованные в проведении морских научных исследований, подают запрос в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям не менее чем за шесть месяцев до начала года проведения морских научных исследований.

Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации, членом которых не является Российская Федерация, также могут проводить морские научные исследования во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательных аппаратов и с воздушных зондов.

В Законе определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в разрешении на проведение морских научных исследований. В частности, в разрешении может быть отказано, если морское научное исследование:

- создает или может создать угрозу безопасности Российской Федерации;

- направлено на исследование, воспроизводство, акклиматизацию водных биологических ресурсов, поиск, разведку или разработку (добычу) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов;

- несовместимо с требованиями защиты окружающей среды и природных ресурсов;

- включает буровые работы на морском дне внутренних морских вод и территориального моря, использование взрывчатых веществ, пневмоустройств или привнесение вредных веществ в морскую среду;

- включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, эстакад, установок и сооружений, препятствующих судоходству или усложняющих его;

- включает использование имеющихся искусственных островов, эстакад, установок и сооружений, о которых не было упомянуто в запросе.

Все данные, полученные в результате морских научных исследований, после их обработки и анализа, включая окончательные результаты и заключения после завершения исследований, должны быть переданы в государственные фонды данных Российской Федерации, адреса которых указываются в разрешении на проведение морских научных исследований.

Российские и иностранные заявители, проводившие морские научные исследования и выполнившие перед Российской Федерацией обязательства, могут предоставить доступ к результатам исследований третьей стороне с согласия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям, который запрашивается по дипломатическим каналам.

Закрепив общий принцип об осуществлении защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря в соответствии с законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации, Закон устанавливает специфические требования, касающиеся:

- нормирования качества морской среды внутренних морских вод и территориального моря;

- государственной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море;

- государственного экологического контроля во внутренних морских водах и в территориальном море;

- государственного экологического мониторинга состояния внутренних морских вод и территориального моря;

- захоронения отходов и других материалов и сброса вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море;

- морских аварий.

Действующие правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. Правительство уточняет органы, ответственные за разработку и утверждение нормативов качества морской среды с учетом целевого назначения водного объекта. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти исходя из целевого назначения водного объекта:

- для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора*(104);

- для водных объектов рыбохозяйственного значения - специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В нормативах предельно допустимых вредных воздействий устанавливаются:

- количественные и качественные ограничения вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, связанных с поступлением в морскую среду химических веществ и/или их смесей, биологических веществ, радиоактивных веществ и излучений, взвешенных минеральных веществ, тепла, шума и вибрации, растений, животных и микроорганизмов, не свойственных данной экосистеме, и изъятием из морской среды водных биологических ресурсов и ресурсов недр;

- зоны влияния вредного воздействия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ по каждому виду воздействия и по совокупности всех его источников (исходя из гидрологических условий и восстановительных особенностей морских экосистем). За пределами этих зон обеспечивается соблюдение нормативов состояния морской среды*(106).

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативы предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря публикуются в "Извещениях мореплавателям".

Обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря служит государственная экологическая экспертиза. Согласно ст. 34 Закона государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море организуется и проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 3 ст. 34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" дополнительно предусматривается: "Предметом государственной экологической экспертизы должны быть также проекты государственных программ и планов, предплановая, предпроектная и проектная документация, относящиеся к изучению, разведке, разработке (промыслу) природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, прокладке кабелей и трубопроводов".

Задача государственного экологического контроля во внутренних морских водах и в территориальном море - осуществление системы мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации или применимых международных норм и стандартов по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Проводится государственный экологический контроль специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и соответствующих органов исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный экологический мониторинг состояния внутренних морских вод и территориального моря, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений по физическим, химическим, гидробиологическим и микробиологическим показателям, а также оценку и прогноз их изменений под влиянием природных и антропогенных факторов.

Так как внутренние морские воды и территориальное море интенсивно эксплуатируются, важное значение в Законе придается регулированию захоронения отходов и других материалов и сбросу вредных веществ. Законом запрещается захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море.

Закон оговаривает, что захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям данного Федерального закона и международным договорам Российской Федерации.

Сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.

В статье 38 предусмотрены некоторые экологические требования в связи с морскими авариями. Если столкновение судов, посадка судна на мель либо иная морская авария, произошедшие во внутренних морских водах или в территориальном море, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации вправе принять необходимые меры, в том числе к пострадавшему судну и виновнику аварии, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73630. Риск-менеджмент в организации 144.78 KB
  Рискменеджмент в организации Система управления риском. Развитие концепции управления риском. Общая характеристика системы управления риском. Свойства системы управления риском.
73631. СВІТОВА ВАЛЮТНА СИСТЕМА 376 KB
  Ця мета потребує щоб: окремі країни проводили економічну та фінансову політику яка б сприяла підтриманню збалансованої міжнародної системи платежів; фінансові механізми забезпечували регулювання платіжного балансу; уряди сприяли збереженню рівноваги на ринках іноземної валюти. Основні елементи національної і світової валютних систем Національна валютна система Світова та міжнародна валютні системи Національна валюта Резервні валюти міжнародні рахункові валютні одиниці Умови конвертування національної валюти Умови взаємного конвертування...
73632. Міжнародна міграція робочої сили 206.5 KB
  Міжнародна міграція робочої сили. Регулювання міжнародної міграції робочої сили. Сутність структура та основні риси світового ринку праці Одним із важливих елементів глобальної економічної системи на яку перетворився світ наприкінці другого тисячоліття є міжнародний ринок праці з його уніфікованою шкалою критеріїв щодо якості трудових ресурсів розвитком нових форм зайнятості гнучкістю та надзвичайною мобільністю сукупної робочої сили. Світовий міжнародний ринок праці це система відносин що виникають між державами з приводу...
73633. Міжнародні розрахунки і платіжний баланс 121.5 KB
  Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Стан платіжного балансу визначає попит і пропозицію національної й іноземної валюти в цей момент і він є одним із факторів формування валютного курсу. Прибуткові та витратні статті балансу міжнародних рахунків Прибуткові статті Джерела грошових коштів Витратні статті Способи використання грошових коштів Експорт товарів та послуг Імпорт товарів та послуг Приток капіталу Вивіз капіталу Приватні та...
73634. Реформы А.Н. Косыгина и причины их неудач 73.1 KB
  Для изучения этой системы и хода реформы дают материал интервью взятые у министра легкой промышленности СССР 1965 1980 гг. начальника главного управления трикотажной и текстильногалантерейной промышленности Софьи Николаевны Чупрыгиной. Министерство легкой промышленности СССР являлось такой же частью системы государственного управления как другие министерства и принципы его работы были такими же как у них. он прошел путь от сменного мастера на Ореховозуевском хлопчатобумажном комбинате до министра легкой промышленности СССР.
73635. Ответственность организаций и исполнителей за нарушение метрологического обеспечения 75.5 KB
  Дисциплинарная и материальная ответственность исполнителей за нарушение законодательства о метрологическом обеспечении производства и испытаний продукции Федеральный закон Российской федерации О техническом регклировании постатейный коментарий...
73637. Співвідношення культури та цивілізації 1.5 MB
  Співвідношення культури та цивілізації Певні теоретичні міркування саме під таке розуміння цивілізованості підвів американський соціолог та культуролог Л. Морган намагався відрізняти давні перші цивілізації від сучасної цивілізації яка У базується на наукових знаннях та технічних досягненнях Упередбачає високий рівень культури релігійної свободи демократичних прав правового регулювання міжнародних відносин. Досить резонансною та багато в чому пророчою постала книга Освальда Шпенглера Занепад Європи в якій цивілізація...
73638. Статистика населения 160.5 KB
  Для полного и точного учета численности населения необходимо определить границы территории, на которой учитывается население, и установить время, к которому относятся данные о численности населения. Учет населения производится по населенным пунктам