80815

Понятие и система источников экологического права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В российской системе права они представлены нормативными актами и нормативными договорами. к Конституции России земельное водное лесное законодательство законодательство о недрах об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как это предусмотрено ст. 2 Конституции России издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов...

Русский

2015-02-18

35.28 KB

1 чел.

Понятие и система источников экологического права

Источники права — это форма закрепления общеобязательных правовых норм. В российской системе права они представлены нормативными актами и нормативными договорами.

Нормативный акт представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. Действующие нормативные правовые акты в своем единстве и взаимодействии образуют законодательство. В соответствии со ст.72 п. «к» Конституции России земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как это предусмотрено ст. 76 (ч. 2) Конституции России, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, экологическое законодательство России образуют законы и подзаконные акты, принятые на федеральном и субъектном уровнях

Нормативные договоры, регулирующие экологические отношения, бывают международными и внутригосударственными. Международные договоры России занимают особое место в иерархии источников права, обладая верховенством по отношению к внутренним законам. Статья 15 Конституции Российской Федерации провозглашает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. «Об изменении климата», «О биологическом разнообразии», «О международной торговле исчезающими видами флоры и фауны», «Об охране водно-болотных угодий международного значения», «Об охране озонового слоя», «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», «О трансграничном воздействии промышленных аварий», Конвенция по морскому праву и др.

Наиболее распространенным и широко известным видом внутригосударственных договоров являются договоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. На настоящий момент заключено 46 договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Такие договоры носят комплексный характер, и экологические вопросы затрагиваются лишь в самом общем виде. В развитие договоров принимаются соглашения, подписываемые главами исполнительной власти Федерации и субъектов Российской Федерации, в которые общие положения договоров конкретизируются.

В системе источников экологического права законодательство играет основную роль. За последнее десятилетие экологическое законодательство было полностью обновлено, и в настоящее время продолжается его активное развитие. Основополагающим источником практически всех отраслей права, в том числе экологического, является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Конституция России содержит ряд статей как прямо, так и косвенно регулирующих экологические отношения и составляющих конституционную основу правового регулирования экологических отношений. Основное значение имеют ст. 9, 42, 58, 67, 71 и 72.

Статья 9 регулирует отношения собственности на природные объекты, провозглашая возможность обладать природными объектами на праве частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Одновременно в данной статье провозглашается публичная значимость природных объектов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 42 закреплены конституционные права граждан в области охраны окружающей среды, которые включают право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного имуществу и здоровью граждан экологическим правонарушением.

Статья 58 возлагает на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к ее богатствам.

В статье 67 определен статус и частично правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, В частности, установлено, что на эти территории распространяется юрисдикция Российской Федерации.

Статьи 71 и 72 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Основная часть экологических вопросов, включая вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами, природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также правовое регулирование экологических отношений отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В развитие конституционных норм, а также в соответствии с экологической политикой государства в России действует экологическое законодательство. Основная роль в системе законодательства принадлежит федеральным законам и подзаконным актам, принимаемым федеральными органами власти. Законодательство развивается под воздействием двух тенденций — консолидации и дифференциации правового регулирования. Консолидация правового регулирования выражается в принятии нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды в целом. Проявлением консолидации являются федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической экспертизе» (1998). Одновременно с учетом специфики отдельных компонентов природной среды — природных объектов, развивается законодательство, дифференцировано регулирующее экологические отношения, в зависимости от того, применительно к каким природным объектами они осуществляются. Свидетельством дифференцированного правового регулирования являются Земельный (2001), Водный (1995) и Лесной (1997) кодексы РФ, законы «О недрах» (в новой редакции 1995 год), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О животном мире» (1995). В законотворческой деятельности в соответствующих случаях применяется экосистемный подход к регулированию экологических отношений. Его использование связано с пониманием значимости и специфики отдельных экосистем, нуждающихся в охране и регулировании использования на комплексной основе. Среди законов, которые основаны на применении экосистемного подхода действуют законы «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «Об озере Байкал» (1999). Относительно самостоятельное место в системе экологического законодательства занимают нормативные правовые акты, посвященные решению проблемы предупреждения и устранения угрозы загрязнения окружающей среды химическими веществами, опасными и иными отходами. В этой области действуют законы «Об отходах производства и потребления» (1997), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1998), «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» (1996).

Положения законов в необходимых случаях развиваются в Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. Президент РФ имеет право также принимать указы по вопросам, не урегулированным в федеральных законах, тем самым, создавая новые нормы. Среди Указов Президента РФ важное значение для регулирования экологических отношений играют указы от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»; от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах».

Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, составляют наиболее многочисленную группу источников экологического права. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов и не могут устанавливать новые, не предусмотренные законом нормы. Они не носят комплексного характера, а являются тематически узко специальными. Перечень вопросов чрезвычайно широк. Некоторые последние нормативные правовые акты включают, к примеру, Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду», от 27 декабря 2000 г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации», от 16 июня 2000 г. «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Развитие субъектного законотворчества в целом, включая регулирование экологических отношений, осуществляется в соответствии с Конституцией России, конституциями и уставами соответствующих ее субъектов РФ, Федеральным законом РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999), подзаконными нормативными правовыми актами России. Экологическое законодательство субъектов РФ представлено законами по различным, обычно имеющим значение для соответствующего субъекта РФ, вопросам и подзаконными актами. К примеру, в Республике Карелия, богатой лесными ресурсами, развито лесное законодательство. Здесь, в частности, принят Закон «О порядке и условиях взимания лесных податей и определения их минимальных ставок в лесах Республики Карелия» (1995). В Республике Тыва в 1996 г. принят Закон «О недрах», а также развито земельное законодательство. Закон «О недрах» (1996) также принят в Республике Марий Эл. В Краснодарском крае особое внимание уделяется охране земель. Здесь действуют законы «Об охране земель сельскохозяйственного назначения» (1996), «О мелиорации земель» (1997), «О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае» (1997).

На уровне местного самоуправления обычно издаются правовые нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд, населения сельских населенных пунктов, утилизации бытовых отходов, порядке пользования парками и городскими лесами.

Таким образом, российское экологическое право развивается как сложный комплекс правовых норм, регулирующих экологические отношения. Правовые экологические нормы содержатся в разнообразных правовых нормативных актах, принимаемых органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях, а также местными органами самоуправления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25749. Анализ финансовой устойчивости 30 KB
  Абсолютными являются показатели характеризующих степень обеспеченности запасов источниками их формирования. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя: 1. наличие долгосрочных источников формирования запасов определяется путем увеличения суммы собственных оборотных средств на сумму долгосрочных обязательств; 3. общая величина основных источников формирования запасов определяется путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных кредитов и займов.
25750. Аудит денежных средств и расчетов с подотчетными лицами 32 KB
  № 4 Главная книга Журнал ордер № 7 синтетический аналитический учет Основанные задачи аудиторской проверки является Проверка соответствия лиц получающих наличные деньги из кассы на хозяйственные операции расходы со списком лиц имеющих на это право и утвержденному руководителем предприятия. Проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицами не отчитавшимися за ранее полученному авансу в течение 3 дня Проверка соответствия фактических подотчетных сумм с целями на которые они были выданы Проверка подотчетных лиц на наличие в...
25751. Аудит кассовых операций 51 KB
  Цель аудита кассовых операций: установление соответствия применяемой в организации методики бух учета действующей в проверяемом периоде и нормативным документам. проверка своевременного и полного отражения в БУ операций с ДС при соблюдении требований законодательства 2. правильное документальное оформление операций с ДС контроль за сохранностью ДС документов в кассе 3.
25752. Аудит затрат на производство продукции (работ‚ услуг) 50.5 KB
  Методика и цели преследуемые при проведении аудита предполагают проверку надежности учетной информации; точности достоверности и полноты отражения отдельных элементов и статей затрат; выявления случаев нарушения достоверности общей калькуляции себестоимости товарной продукции и результатов хозяйственной деятельности; соблюдения требований вытекающих из специфики проверяемого хозяйствующего субъекта; ограничений учетного периода; оценку общей информации представленной в финансовой отчетности а также применение и раскрытие принципов...
25753. Аудит учета основных средств 29 KB
  проверка договоров и первичной документации их наличие и движении 2. проверка правильности оценки и переоценки ос 3. проверка полноты оприходования и правильности отражения в учет регистрах хоз операций по перемещению и выбытию 4. проверка соблюдений условий для отнесения имущества к оснк РФ пбу 601 классификатор 2.
25754. Аудит продажи и финансовых результатов деятельности организации 36 KB
  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Приказ МФ РФ № 34н от 29 июля 1998 г. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению Приказ МФ РФ № 94н от 31 октября 2000 г. Аудит учета финансовых результатов и их использования. Объектом проверки финансовых результатов является бухгалтерская прибыль убыток представляющая собой конечный финансовый результат выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского...
25755. Аудит кредитов 52.5 KB
  Задачи аудита кредитов займов и средств целевого финансирования: изучение кредитных договоров договоров залога договоров займа источников поступления средств целевого финансирования; оценка состояния синтетического и аналитического учета кредитов займов и средств целевого финансирования; изучение правомерного расходования средств кредитов займов целевого финансирования; установление правильности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности кредитов займов и средств целевого финансирования; проверка...
25756. Аудит расчетов с бюджетом 32.5 KB
  Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях если ею будет установлена недоброкачественность аудита приведшая к ущемлению интересов бюджета. Аудитору необходимо проверить: правильно ли исчислены налогооблагаемые базы; правильность исчисления прибыли переходного периода; правильно ли применены ставки налогов и платежей; своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет; правильно ли и обоснованно применены льготы; правильно ли ведется аналитический и синтетический...
25757. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда 78.5 KB
  Целью аудита расчетов по оплате труда является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в РФ нормативным документам. Основные задачи аудита: оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом и ее эффективности; оценка состояния синтетического и аналитического учета операций по оплате труда и расчетов с персоналом организации в проверяемом периоде; оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;...