80815

Понятие и система источников экологического права

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В российской системе права они представлены нормативными актами и нормативными договорами. к Конституции России земельное водное лесное законодательство законодательство о недрах об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как это предусмотрено ст. 2 Конституции России издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов...

Русский

2015-02-18

35.28 KB

1 чел.

Понятие и система источников экологического права

Источники права — это форма закрепления общеобязательных правовых норм. В российской системе права они представлены нормативными актами и нормативными договорами.

Нормативный акт представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. Действующие нормативные правовые акты в своем единстве и взаимодействии образуют законодательство. В соответствии со ст.72 п. «к» Конституции России земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как это предусмотрено ст. 76 (ч. 2) Конституции России, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, экологическое законодательство России образуют законы и подзаконные акты, принятые на федеральном и субъектном уровнях

Нормативные договоры, регулирующие экологические отношения, бывают международными и внутригосударственными. Международные договоры России занимают особое место в иерархии источников права, обладая верховенством по отношению к внутренним законам. Статья 15 Конституции Российской Федерации провозглашает, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. «Об изменении климата», «О биологическом разнообразии», «О международной торговле исчезающими видами флоры и фауны», «Об охране водно-болотных угодий международного значения», «Об охране озонового слоя», «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», «О трансграничном воздействии промышленных аварий», Конвенция по морскому праву и др.

Наиболее распространенным и широко известным видом внутригосударственных договоров являются договоры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. На настоящий момент заключено 46 договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Такие договоры носят комплексный характер, и экологические вопросы затрагиваются лишь в самом общем виде. В развитие договоров принимаются соглашения, подписываемые главами исполнительной власти Федерации и субъектов Российской Федерации, в которые общие положения договоров конкретизируются.

В системе источников экологического права законодательство играет основную роль. За последнее десятилетие экологическое законодательство было полностью обновлено, и в настоящее время продолжается его активное развитие. Основополагающим источником практически всех отраслей права, в том числе экологического, является Конституция Российской Федерации. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Конституция России содержит ряд статей как прямо, так и косвенно регулирующих экологические отношения и составляющих конституционную основу правового регулирования экологических отношений. Основное значение имеют ст. 9, 42, 58, 67, 71 и 72.

Статья 9 регулирует отношения собственности на природные объекты, провозглашая возможность обладать природными объектами на праве частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Одновременно в данной статье провозглашается публичная значимость природных объектов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 42 закреплены конституционные права граждан в области охраны окружающей среды, которые включают право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного имуществу и здоровью граждан экологическим правонарушением.

Статья 58 возлагает на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к ее богатствам.

В статье 67 определен статус и частично правовой режим континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, В частности, установлено, что на эти территории распространяется юрисдикция Российской Федерации.

Статьи 71 и 72 разграничивают предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Основная часть экологических вопросов, включая вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами, природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также правовое регулирование экологических отношений отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В развитие конституционных норм, а также в соответствии с экологической политикой государства в России действует экологическое законодательство. Основная роль в системе законодательства принадлежит федеральным законам и подзаконным актам, принимаемым федеральными органами власти. Законодательство развивается под воздействием двух тенденций — консолидации и дифференциации правового регулирования. Консолидация правового регулирования выражается в принятии нормативных актов, направленных на охрану окружающей среды в целом. Проявлением консолидации являются федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Об экологической экспертизе» (1998). Одновременно с учетом специфики отдельных компонентов природной среды — природных объектов, развивается законодательство, дифференцировано регулирующее экологические отношения, в зависимости от того, применительно к каким природным объектами они осуществляются. Свидетельством дифференцированного правового регулирования являются Земельный (2001), Водный (1995) и Лесной (1997) кодексы РФ, законы «О недрах» (в новой редакции 1995 год), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О животном мире» (1995). В законотворческой деятельности в соответствующих случаях применяется экосистемный подход к регулированию экологических отношений. Его использование связано с пониманием значимости и специфики отдельных экосистем, нуждающихся в охране и регулировании использования на комплексной основе. Среди законов, которые основаны на применении экосистемного подхода действуют законы «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «Об озере Байкал» (1999). Относительно самостоятельное место в системе экологического законодательства занимают нормативные правовые акты, посвященные решению проблемы предупреждения и устранения угрозы загрязнения окружающей среды химическими веществами, опасными и иными отходами. В этой области действуют законы «Об отходах производства и потребления» (1997), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1998), «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» (1996).

Положения законов в необходимых случаях развиваются в Указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. Президент РФ имеет право также принимать указы по вопросам, не урегулированным в федеральных законах, тем самым, создавая новые нормы. Среди Указов Президента РФ важное значение для регулирования экологических отношений играют указы от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»; от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах».

Подзаконные нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, составляют наиболее многочисленную группу источников экологического права. По своему назначению они развивают и обеспечивают исполнение отдельных положений законов и не могут устанавливать новые, не предусмотренные законом нормы. Они не носят комплексного характера, а являются тематически узко специальными. Перечень вопросов чрезвычайно широк. Некоторые последние нормативные правовые акты включают, к примеру, Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду», от 27 декабря 2000 г. «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации», от 16 июня 2000 г. «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Развитие субъектного законотворчества в целом, включая регулирование экологических отношений, осуществляется в соответствии с Конституцией России, конституциями и уставами соответствующих ее субъектов РФ, Федеральным законом РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999), подзаконными нормативными правовыми актами России. Экологическое законодательство субъектов РФ представлено законами по различным, обычно имеющим значение для соответствующего субъекта РФ, вопросам и подзаконными актами. К примеру, в Республике Карелия, богатой лесными ресурсами, развито лесное законодательство. Здесь, в частности, принят Закон «О порядке и условиях взимания лесных податей и определения их минимальных ставок в лесах Республики Карелия» (1995). В Республике Тыва в 1996 г. принят Закон «О недрах», а также развито земельное законодательство. Закон «О недрах» (1996) также принят в Республике Марий Эл. В Краснодарском крае особое внимание уделяется охране земель. Здесь действуют законы «Об охране земель сельскохозяйственного назначения» (1996), «О мелиорации земель» (1997), «О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае» (1997).

На уровне местного самоуправления обычно издаются правовые нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд, населения сельских населенных пунктов, утилизации бытовых отходов, порядке пользования парками и городскими лесами.

Таким образом, российское экологическое право развивается как сложный комплекс правовых норм, регулирующих экологические отношения. Правовые экологические нормы содержатся в разнообразных правовых нормативных актах, принимаемых органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях, а также местными органами самоуправления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23181. Рух, як спосіб простір та час як форми існування матерії 37 KB
  Рухяк спосіб простір та час як форми існування матерії Простір і час це філософські категорії за допомогою яких позначаються основні форми існування матерії. Філософію цікавить насамперед питання про відношення простору і часу до матерії тобто чи є вони реальними чи це тільки абстракціїфеномени свідомості. Сучасна наука розглядає простір і час як форми існування матерії. Матеріалізм підкреслює об'єктивний характер простору і часу невіддільність від руху матерії: матерія рухається у просторі і часі.
23182. Онтологія 128.5 KB
  Поняття онтологія не має однозначного тлумачення у філософії. Існує принаймні три значення цього поняття: Поперше під онтологією розуміють ту частину філософії яка з'ясовує основні фундаментальні принципи буття першоначала всього сутнісного. Саме поняття онтологія у перекладі з грецької мови означає вчення про суще сутнісне найважливіше онто суще сутнісне логія вчення. Подруге у марксистській філософії поняття онтологія вживається для з'ясування сутності явищ що існують незалежно від людини її свідомості та...
23183. Визначальні категоріальні характеристики світу 40 KB
  Визначальні категоріальні характеристики світу. Визначення змісту поняття світ можливе і дійсне тільки у системі відношення людина світ . Іншими словами світ є все те що відмінне від людини і що одночасно органічно має людину в собі. Отже на противагу об'єктивно існуючому світу є внутрішній світ людини .
23184. Поняття природи 115 KB
  природаангл. В побуті слово природа часто вживається у значенні природне середовище в якому живе людина все що нас оточує за винятком створеного людиною. 4 Друга природа створені людиною матеріальні умови її існування. У широкому розумінні природа органічний і неорганічний матеріальний світ Всесвіт у всій сукупності і зв'язках його форм що є об'єктом людської діяльності і пізнання основний об'єкт вивчення науки включно з тим що створене діяльністю людини.
23185. Народонаселення як природне явище 45.5 KB
  Народонаселення як природне явище Насе́лення лю́дність сукупність людей що постійно живуть в межах якоїсь конкретно вказанної територіїрайоні місті області частини країни країні континенту чи всієї земної кулі тощо. Наука яка вивчає розмір структури динаміку руху і розвиток населення зветься д е мо г ра фі я. Сукупність людей які здатні до самовідтворення та саморозвитку й проживають на певній територіїкраїна регіон континент чи будьяка інша частина планети називають населенням або народонаселенням. Населення в...
23187. Поняття глобалізаціїї та форми її існування 43 KB
  Поняття глобалізаціїї та форми її існування. Історичні етапи глобалізації: Сучасна глобалізація підготовлена багатьма історичними процесами: 1. Деякі дослідники вважаютьщо початковими формами глобалізації була торгівля та захоплення нових територій5 тис.Інші знаходять елементи глобалізації в епоху античності а саме у створенні імперії Олександра Македонського 1V ст.
23188. Глобальні проблеми сучасності 53 KB
  В загальному вигляді всі ці ресурси можна умовно віднести до трьох груп: матеріальніповітря вода їжа одяг засоби виробництва пересування матеріали для житла та ін. енергетичнірізноманітні форми енергії що дозволяють перетворювати матеріальні ресурси та інформаційнімова знання досвід тощо. Всі ці ресурси людина в своїй повсякденній та виробничій діяльності отримує з навколишнього середовища яке по суті є системою що включає природний антропогеннийстворений людиною та соціальнийприродноантропогенний компоненти....
23189. Екологічні проблеми та шляхи їхрозв’язання 35.5 KB
  Екологічні проблеми та шляхи їхрозв’язання Екологічні проблеми це проблемипов’язані з впливом на природне середовище діяльності людини що спричинює порушення структури та функціонування природних системекосистем ландшафтів і викликає негативні соціальні економічні та інші наслідки. Поняття екологічної проблеми є антропоцентричним тому що всі негативні зміни оцінюютьс яз точки зору значимості для людини та умов її існування. З огляду на порушення певних компонентів середовищачи екосистеми екологічні проблеми розділяють на такі...