8088

Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций

Лекция

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций. Задачи, объекты и источники информации. Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Аудит расчётов с подотчётными лицами. Аудит креди...

Русский

2013-02-03

84 KB

65 чел.

Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций.

  •  Задачи, объекты и источники информации.
  •  Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
  •  Аудит расчётов с подотчётными лицами.
  •  Аудит кредитов и займов. ( самостоятельное изучение)

Основными нормативными документами, регулирующими объект проверки являются:

  1.  Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2;
  2.  Налоговый кодекс РФ, части 1 и 2;
  3.  Закон РФ "О бухгалтерском учёте", № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.;
  4.  Система национальных стандартов по бухгалтерскому учёту (ПБУ);
  5.  План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г., № 94н);

      В ходе аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами должны быть решены следующие основные задачи:

  1.  установлено наличие и правильность оформления документов по поставке ТМЦ (договоры, акты сверки взаиморасчётов и т.д.);
  2.  проведена проверка правильности расчётов с поставщиками и подрядчиками, а так же с покупателями и заказчиками за  ТМЦ и услуги;
  3.  подтверждена полнота и своевременность  оприходования  полученных ТМЦ и учёта выполненных работ (услуг);
  4.  установлена правильность отражения в учёте сумм полученных и выданных авансов, предъявленных претензий;
  5.  проверена правильность отражения в балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
  6.  установлены причины и давность образования задолженности по расчётам, определены реальность и пути погашения дебиторской задолженности.

       Источниками информации для аудитора являются:

  •  договоры поставки продукции (работ, услуг), заключенные с поставщиками и подрядчиками, а так же договоры с  покупателями и заказчиками;
    •  акты сверки и инвентаризации расчётов;
    •  копии платёжных документов;
    •  Книга покупок, Книга продаж
    •  учётные регистры (ведомости, журналы-ордера  № 6, № 11, 8, 9, 15,  машинограммы по счетам 60,62,58,76,79,99 и т.д.)  
    •  Главная книга;
    •  Годовая отчётность.

       Аудит расчётов с контрагентами должен проводится по специальной программе, составленной по результатам оценки системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Такая программа позволит  последовательно выполнить все необходимые аудиторские процедуры, получить и обобщить  достаточное количество аудиторских доказательств надлежащего качества.

  •  Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.

        Основной целью проверки данного раздела учета является установление правильности ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные от них ТМЦ, принятые работы или оказанные услуги.

       В соответствии с этим,  в первую очередь необходимо проверить наличие и  правильность оформления договоров на поставку,  куплю-продажу, договоров  подряда, а так же возмездного оказания услуг, которые должны отвечать требованиям норм Гражданского Кодекса РФ.

      При обнаружении  просроченной дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание уделяется дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (более трёх лет), при этом следует  проверить, какие меры были предприняты организацией  к её взысканию.

       При наличии импортеров необходимо уточнить порядок ведения учета курсовых разниц и уточнить, осуществлялся ли на отчётную дату пересчёт остатков по счёту 60 субсчёту "Расчёты с поставщиками в валюте".

      Приступая к составлению программы аудиторских процедур, аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, действующего на предприятии, чаще всего,  используя для этого  письменный или устный опрос работников предприятия.

       В ходе такого опроса устанавливается:

  •  наличие договоров поставок;
  •  периодичность проведения сверок с поставщиками по расчетам (ежеквартально или на конец года);
  •  полнота охвата сверок (100%, 50% поставщиков);
  •  регистрируются ли счета-фактуры в отдельном журнале;
  •  кому предоставлено право на получение ТМЦ от поставщиков (лицам, зафиксированным в приказе или без ограничений);
  •  сверяет ли бухгалтер цены, указанные в счетах-фактурах поставщиков с договорными ценами.

В таблице № 1 приведён примерный перечень контрольных процедур,

применяемых в организации, наличие которых должен выяснить аудитор. При этом положительный ответ  на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных  двенадцати задач, свидетельствует об очень высоком уровне системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Однако все эти ответы должны быть подтверждены организацией документально.

         Программа аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками включает в себя:

N п/п

Перечень аудиторских процедур

Источники информации

1.

Оценка правильности оформления заключённых хозяйственных договоров

Хозяйственные договоры

2.

Проверка данных регистров учёта расчётов с поставщиками и сверка их с Главной книгой

Журнал- ордер № 6 (машинограммы), Главная книга

3.

Проверка неотфактурованных поставок, расчётов по претензиям с поставщиками

Хозяйственные договоры, акты по претензиям, журналы- ордера (машинограммы), Главная книга

4.

Проверка данных инвентаризации расчётов с поставщиками. Проведение при необходимости выборочной инвентаризации

Хозяйственные договоры, акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма).

5.

Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта

Журналы- ордера (машинограммы),

6.

Проверка правильности отражения и возмещения "входного" НДС

Хозяйственные договоры, счета-фактуры поставщиков,  журнал регистрации  полученных счетов-фактур, Книга покупок,  акты сверки расчётов, журналы-ордера (машинограмма).

      Так же  источниками  информации для аудитора являются:

  •  журнал регистрации выданных доверенностей на получение ТМЦ;
  •  накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
  •  таможенные декларации при импортных операциях;
  •  Бухгалтерский баланс (форма №1);
  •  Данные аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.

       Далее аудитор выборочно проверяет расчётные операции с поставщиками  по данным учётных регистров по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" и платёжных документов, используя  методы прослеживания и арифметической проверки.

      Проверяя состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен изучить систему расчетов, применяемую в организации (акцептная, аккредитивы, расчеты платежными поручениями, чеками и т.д.). Особое внимание на данном участке проверки  уделяется наличию всех оправдательных документов, в случае отсутствия которых,  в банк отправляется запрос о предоставлении их копий.

      При необходимости может быть проведена инвентаризация расчётов, а так же  встречная проверка документов и регистров учёта у клиента и поставщика.

      Инвентаризацию целесообразно проводить посредством направления запроса к контрагенту о состоянии расчётов на определённую дату с приложением  к нему расшифровки задолженности. Результаты инвентаризации должны быть оформлены специальным актом в двух экземплярах.

К акту прилагается справка с наименованием и адресами дебиторов и кредиторов, а также с указанием сумм задолженности и времени ее возникновения.

      Рассмотрим подробнее некоторые аудиторские процедуры:

  1.  Проверка наличия документов на приобретение ТМЦ.

Проводя эту процедуру, аудитор выборочно просматривает приходные документы, сверяя их с договорами поставок. Затем проверяется наличие счетов-фактур от поставщиков к каждому приходному документу. Особое внимание уделяется проверке неотфактурованных поставок.

  1.  Проверка своевременности предъявления претензий поставщикам по качеству и количеству ТМЦ.
  2.  Проверка правильности предъявления  поставщиком  НДС и определения суммы НДС, подлежащей налоговому вычету.

В ходе этой процедуры следует учесть, что счета-фактуры, выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка, не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению.

4.     Проверка  записей  учетные регистры.  При журнально-ордерной  ордерной форме учёта  аналитический и синтетический учёт  по счёту 60 ведётся в журнале-ордере № 6, по каждому поставщику и по каждому счёту.

5.  Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами. Эта процедура заключается в просмотре счетов поставщиков, приходных ордеров и сравнении их с записями в карточках складского учета материалов.

6.    Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта.

В ходе этой процедуры аудитор должен помнить, что в соответствии с Планом счетов, ведется раздельный учет авансов выданных поставщикам, т.е. к счету 60 должны быть открыты отдельные субсчета по авансам, выданным и по расчетам за полученные ТМЦ.

При выдаче аванса поставщику (60.2):

Д-т 60.2   К-т 51

При получении ТМЦ (60.1)

Д-т 10     К-т 60.1

Д-т 19     К-т 60.1

Поэтому необходим зачет выданного аванса:

Д-т 60.1   К-т 60.2  

           Типичными ошибками являются:

  •  арифметические ошибки, отсутствие необходимых реквизитов и несвоевременная регистрация первичных документов в учётных регистрах;
  •  несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчисление срока исковой давности;
  •  возмещение "входного" НДС без счетов-фактур поставщиков;
  •  несвоевременное предъявление претензий поставщикам;
  •  отсутствие аналитического учёта по поставщикам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, и т.д.
  •  ошибки в составлении корреспонденции счетов и др.

        

       Аудит расчётов с покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками.        

В ходе  такой  проверки аудитор  должен установить:

  •  наличие и правильность оформление договоров поставки продукции (условия оплаты);
  •  на основе данных инвентаризации выяснить реальную  задолженность покупателей;
  •  на основании платёжных документов  оценить состояние расчётов с покупателями;
  •  путём прослеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования на продукцию, факты её продажи ниже себестоимости, особенно по товарообменным операциям;
  •  оценивается порядок ведения аналитического учёта с покупателями, который должен обеспечивать получение оперативной информации о  сумме реальной   задолженности каждого;
  •  изучаются факты возникновения просроченной дебиторской задолженности, а так же причины неплатежей;
  •  устанавливается правильность составления бухгалтерских проводок.

Расчёты с покупателями и заказчиками ведутся на одноимённом счёте 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками".

Следует отметить, что авансы, полученные  от покупателей должны учитываться на счёте 62 обособленно на отдельном субсчёте "Расчёты по авансам полученным". В ходе  данной процедуры выяснить:

  •  обоснованность получения авансов;
  •  правильность  исчисления НДС с полученных сумм частичной оплаты и дальнейших расчётов  по определению выручки и налогов;
  •  правильность ведения синтетического и аналитического учёта  полученных сумм предварительной оплаты.

  •  Аудит расчетов с подотчетными лицами.

Основными нормативными и законодательными актами, регламентирующими  объект проверки,  являются:

  1.  НК РФ, часть 2;
    1.  План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 г., № 94Н);
    2.  "Порядок ведения кассовых операций в РФ", утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40.
    3.  "Об изменении норм возмещения командировочных расходов  на территории РФ (приказ Минфина РФ № 93 от 08.02.2002 г.).

       Подотчетными суммами называются денежные авансы, которые выдаются работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на командировочные расходы.

       Список подотчетных лиц и порядок выдачи денег в подотчет утверждаются приказом руководителя.

        Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, то этот этап аудита является достаточно трудоемким, хотя сами операции довольно однообразны, а методы проверки их просты.

        Чаще всего такие операции проверяются сплошным порядком, поэтому выполнять эту работу поручается ассистентам аудитора.

Источниками информации для аудитора являются:

  •   авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами;
  •   журнал регистрации авансовых отчётов;
  •    сметы представительских расходов и приказы об их утверждении;
  •   журнал-ордер № 7 являющийся  регистром как синтетического, так и  

         аналитического учёта;

  •   Главная книга;
  •   Бухгалтерский баланс (форма № 1);
  •   "Отчёт о движении денежных средств" (форма № 4);
  •   приказы и распоряжения руководителя о перечне подотчетных лиц, о выдаче  

денег в подотчет, о направлении работников в командировку и т.д.

         Кроме того, в ходе проверки аудитор использует информацию, полученную в результате изучения кассовых операций.

         Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки целесообразно использовать вопросник  (таблица № 1), по результатам которого аудитор делает выводы и намечает перечень аудиторских процедур, основными из которых являются:

  1.  Проверка  соответствия лиц, фактически получающих деньги в подотчёт утверждённому списку,  а так же наличие подотчётных лиц в штате организации.
  2.  Проверка выдачи в подотчёт денежных средств лицам, не отчитавшимися по раннее полученному авансу;

При этом следует помнить, что "Порядок ведения кассовых операций в РФ", запрещает:

  •  выдавать деньги в подотчет лицу, не отчитавшемуся по ранее выданному авансу;
  •  передавать подотчетные суммы от одного работника к другому.
  1.  Проверка соблюдения сроков предоставления авансового отчета.

При этом следует отметить, что ограничений на размер суммы, выдаваемой в подотчет, законодательно не установлено.

4.     Проверка оправдательных документов (формально, арифметически и по существу), а так же проверка целевого использования подотчётных сумм;

5.     Проверка командировочных расходов: полноты документов и правильности  возмещения таких расходов.

6.     Проверка правильности списания  подотчётных сумм в налоговом учёте  на расходы, не принимаемые для целей исчисления налога на прибыль;

6.     Проверка правильности отражения операций с подотчетными лицами на счетах бухучета и записей в журнал-ордер № 7

7.     Другие процедуры.

       Типичные ошибки при расчетах с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:

  1.  Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм:
    •  выдача денег лицам, не включенным в список подотчетных лиц;
      •  выдача денег лицам, не являющимся работниками предприятия;
        •  выдача  денег лицам, не отчитавшимся по ранее полученным  авансам;
        •  нецелевое использование денежных средств.

2.     Нарушения при оформлении командировочных расходов:

  •  отсутствие приказов;
  •  отсутствие командировочных удостоверений или отметок в них;
  •  несоблюдение  установленных норм командировочных расходов;
  •  отсутствие приказов об оплате суточных сверх норм.

3.     Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных

       расходов:

  •  некорректное выделение НДС в суммах командировочных расходов
  •  уменьшение налогооблагаемой прибыли по налогу на прибыль на сумму  суточных, выплаченных сверх лимита.

4.     Нарушения при приобретении материальных ценностей подотчетными лицами:

  •  выделение НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных в розничной торговле;
    •  включение НДС, выделенного отдельной строкой по материальным ценностям, приобретенным у предприятий- изготовителей или у предприятий оптовой торговли на затраты или в стоимость материальных ценностей.

5.     Нарушение порядка учета представительских расходов (не соблюдение смет);

6.   Нарушение порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:

  •   неверное составление бухгалтерских проводок;
  •   неправильный подсчет остатков по счету 71 "Расчёты с подотчётными лицами"
  •   несоответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере № 7.

   Выявленные отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19818. Об’єктно-орієнтоване програмування історія, концепція, методики. Основні ООП, їх значення та сутність 16.66 KB
  Об'єктноорієнтоване програмування це метод програмування оснований на поданні програми у вигляді сукупності взаємодіючих об'єктів кожен з яких є екземпляром певного класу а класи є членами певної ієрархії наслідування. ООП виникло в результаті розвитку ідеології п...
19819. Вказівник this. Вбудовані функції (специфікатор inline) 14.59 KB
  Вказівник this Ім'я this є службовим ключовим словом. Явно описати чи визначити вказівник this не можна. Відповідно до неявного визначення this є константним вказівником тобто змінювати його не можна однак у кожної приналежної класу функції він указує саме на той об'єкт для я...
19820. Виключення загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій 25 KB
  3.Виключення: загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій. Виключення виникнення непередбачених помилкових умов наприклад розподіл на нуль неможливість виділення пам'яті при створенні нового об'єкта і т.д. Зазвичай ці умови завершу...
19821. Віртуальні методи. Абстрактні класи 17.72 KB
  Абстрактний клас в обєктноорієнтованому програмуванні базовий клас який не передбачає створення екземплярів. Абстрактні класи реалізують на практиці один з принципів ООП поліморфізм. Абстрактний клас може містити і не містити абстрактні методи і властивості...
19823. Ініціалізація та руйнування об’єкта (конструктори та деструктори) 25 KB
  Ініціалізація та руйнування об’єкта конструктори та деструктори. Як правило певну частину об'єкта перш ніж його можна буде використову вати необхідно ініціалізувати. Наприклад розглянемо клас myClass який було представлено вище у цьому підрозділі. Перш ніж об'єк
19824. Множинне успадкування (побудова класів, похідних від декількох багатьох базових) 18.97 KB
  Множинне спадкування концепція підтримувана частиною об'єктноорієнтованихмов програмування при якій класнащадок може мати більше одного суперкласубезпосереднього класубатька. Ця концепція є розширенням простого абоодиночного спадкування single inheritan...
19825. Обмеження доступу до компонентів об’єкта (використання специфікатора const) 27.5 KB
  Обмеження доступу до компонентів об’єкта використання специфікатора const Член класу може бути оголошений не тільки відкритим public або закритим private але і захищеним protected. Окрім цього базовий клас у цілому може ус падковуватися з використанням специфікатора до...
19826. Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу (специфікатор friend) 23.5 KB
  Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу специфікатор friend. Технологія об'єктноорієнтованого програмування дає змогу організувати до ступ до закритих членів класу функціями які не є його членами. Для цього дос татньо оголосити ці функції др...