8089

Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия...

Русский

2013-02-03

22.47 KB

97 чел.

Понятия о методах и приёмах воспитания. Классификация методов воспитания

Методы воспитания — это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, цель которых — выработать у них заданные качества. Сколько же их всего? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего традиционные пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути составляют общие методы воспитания. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического мастерства.

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение. Образно говоря, приемы — это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие пути — методы. Такова связь методов и приемов воспитания.

Выделяются и средства воспитания. Под приемом понимается единичное воздействие, под средством — совокупность приемов. Средство — это уже не прием, но еще не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели.

Различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представит себе всю их систему, но и лучше поймет назначение, характерные признаки.

По каким признакам могут быть выстроены в систему методы воспитания? Ведь метод воспитания — явление многомерное. По характеру методы воспитания делятся на (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев и др.):

- убеждение,

- упражнение,

- поощрение,

- наказание.

В данном случае общий признак — «характер метода» — включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

К этой классификации тесно примыкает другая, трактующая характер методов еще более обобщенно (Т.А.Ильина, И.Т.Огородников). Она включает в себя: методы убеждения, методы организации деятельности, методы стимулирования поведения школьников. Таким образом, методы воспитания — это пути достижения цели. Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68814. Расчет редуктора для привода конвейера 2.22 MB
  Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых и червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
68816. Проект редуктора двухступенчатого с цилиндрическими колесами для привода конвейера 598.75 KB
  Редуктор состоит из корпуса в котором размещают элементы передачи зубчатые колеса валы подшипники и т. Как горизонтальные так и вертикальные редукторы могут иметь колеса с прямыми косыми и круговыми зубьями. Редуктор двухступенчатый выполненный по развернутой схеме с цилиндрическими колесами.
68818. Привод общего назначения 1016 KB
  Расчет зубчатой передачи и передачи винтгайка. Расчет ременной передачи. Литература Введение Редуктором называют механизм состоящий из зубчатых или червячных передач выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
68819. ПРИВОД КОНВЕЙЕРА 551.5 KB
  Привод – устройство для приведения в действие двигателем различных рабочих машин. Энергия, необходимая для приведения в действие машины или механизма, может быть передана от вала двигателя непосредственно или с помощью дополнительных устройств (зубчатых, червячных, цепных, ременных и др. передач).
68820. КОРОБКА СКОРОСТЕЙ 1.85 MB
  Коробкой скоростей называется механизм, состоящий из зубчатых передач, выполненный в виде отдельного органа и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Назначение коробки скоростей - понижение угловой скорости и повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
68821. Проект привода конвейера 841.5 KB
  Выбираем цилиндрический редуктор с горизонтальным положением колёс. Корпус редуктора выполнен разъемным, литым из чугуна марки СЧ15 ГОСТ 1412-79. Сборка и разборка редуктора производится при снятой крышке. Контроль зацепления колёс производится через смотровой люк.