8090

Методы формирования сознания личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы формирования сознания личности Методы формирования сознания очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания. Если ученики остаются безразличными к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и р...

Русский

2013-02-03

23.9 KB

71 чел.

Методы формирования сознания личности

Методы формирования сознания очень важны для формирования чувств, эмоционального переживания. Если ученики остаются безразличными к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались методами убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Не знания, а именно убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько уверенность в общественной необходимости и личной полезности должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у детей определилась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Широко практикуются рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Используются они системно, в комплексе с другими методами.

Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Он не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, он выполняет функцию положительного примера в воспитании.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств детей. Для младших школьников достаточны элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитаннику необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства, т.е. для того, чтобы: а)сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) выработать правильное отношения воспитанников к уже совершенному поступку.

Разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие школьником слов учителя. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая нужные мотивы. Педагог использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки, для усиления воздействия других методов воспитания.

В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Посредством увещевания педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания зависит от авторитета воспитателя, его личных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа помогает воспитанникам выработать правильные оценки и суждения по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. В большинстве случаев поводом для этической беседы становятся конкретные факты, события, поступки детей. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т.е. сразу же после события, поступка или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут их.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, "активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеют герои книг, фильмов, исторические деятели, выдающиеся ученые.

Таким образом, методы формирования сознания играют в гуманистическом воспитании личности важную роль. Эффективность методов воспитания зависит от того, как они применяются, насколько сам воспитатель придаст им гуманистическую направленность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73719. Аэрогеодезия, её задачи и назначение 6.79 MB
  В России до середины тридцатых годов комплекс работ по созданию карт по фотоснимкам местности полученным с летательного аппарата называли аэрофотосъёмкой. Понятие аэрофототопография охватывает комплекс процессов по созданию топографических карт по фотоснимкам местности полученным с авиационного летательного аппарата. Аэрогеодезия изучает способы получения и преобразования аэрофотоснимков земной поверхности методы получения по ним широкого спектра информации об объектах съёмки с целью составления топографических и специальных планов и карт...
73721. Организация безналичных расчетов с использованием банковских карт 198.82 KB
  Поэтому карты на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка а клиенты держатели карт получают их лишь в пользование. Характер гарантий банкаэмитента зависит от платежных полномочий предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карты. При выдаче карты клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные позволяющие идентифицировать карту и ее держателя а также осуществить проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Авторизация разрешение предоставляемое эмитентом...
73722. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АНАЛОГОВО-ЦИФРОВЫХ ПЛАТ 505.5 KB
  Поверхности заземления и питания Обеспечение низкоимпедансных заземляющих поверхностей большой площади очень важно для всех современных аналоговых схем. Выводы питания должны быть развязаны прямо на заземляющую поверхность с помощью низкоиндуктивных керамических конденсаторов для поверхностного монтажа SMD. Керамические конденсаторы должны быть расположены как можно ближе к выводам питания микросхемы. частично заземляющая поверхность разумеется должна быть удалена для отведения места под дорожки питания и сигналов межслойные переходы и...
73723. Экономика ресурсосбережения, конспект лекций 1.74 MB
  Обоснование программы ресурсосбережения промышленного предприятия. Схема обеспечения ресурсобезопасности предприятия. Факторы прямого воздействия связаны с действиями контрагентов непосредственно работающих с предприятием или обусловленные характером деятельности предприятия собственники предприятия персонал предприятия поставщики ресурсов потребители конечной продукции; Факторы косвенного воздействия связаны с действием системы государственного управления в сфере экономики политики социальной сферы. Сокращение длительности...
73725. Информационные системы, конспект лекций 180.5 KB
  Введение в теорию баз данных Цель лекции: сформировать общее представление о теории информационных систем и раскрыть основные понятия данной теории. Сформировать понятия классической теории баз данных. Существуют несколько классификаций информационных систем в основе которых лежат следующие критерии: цель функционирования схема 6; характер процесса преобразования данных схема 7; характерные функции управления данными схема 8; сферы применения схема 9. База данных БД это ядро информационной системы состоит из совокупности...
73726. Управление роботами и робототехническими системами 499 KB
  Современный промышленный робот – универсальный, оснащенный компьютером манипулятор, состоящий из нескольких твердых звеньев, последовательно соединенных вращательными или поступательными сочленениями.
73727. Динамика тела с одной неподвижной точкой 1.29 MB
  Будем рассматривать движение тела под действием системы n заданных сил показанных на рис. Для составления дифференциальных уравнений движения тела с одной неподвижной точкой применим теорему об изменении кинетического момента системы теорему моментов относительно неподвижной точки...