80909

Формы социальной поддержки детей-инвалидов

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Особенности реабилитации детей с ограниченными возможностями заключаются в том что в процессе реабилитации необходимо предусмотреть не только ликвидацию или коррекцию дефекта вызванного заболеванием но и обеспечение развития других функций формирование которых может быть задержано в связи с болезнью. В настоящее время изза отсутствия государственной системы реабилитации детейинвалидов звенья реабилитационного процесса нескоординированы...

Русский

2015-02-18

34.02 KB

2 чел.

Формы социальной поддержки детей-инвалидов

Развитие и совершенствование медико-социальной реабилитации является одной из важнейших задач любого развитого общества. это связно с ее огромной значимостью для решения проблем улучшения состояния здоровья населения, профилактики инвалидности, сохранения трудовых ресурсов и их рационального использования. для детей-инвалидов медико-социальная реабилитация - один из основных путей интеграции в общество. 

Особенности реабилитации детей с ограниченными возможностями заключаются в том, что в процессе реабилитации необходимо предусмотреть не только ликвидацию или коррекцию дефекта, вызванного заболеванием, но и обеспечение развития других функций, формирование которых может быть задержано в связи с болезнью.

Следовательно, реабилитация больного ребенка - это сложный процесс, включающий коррекционно-восстановительное лечение, выявление и развитие задатков, способностей, профессиональную ориентацию, общее и профессиональное обучение. Эффективный результат может быть получен только при условии взаимосвязи и согласованности действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и других специалистов.

В настоящее время из-за отсутствия государственной системы реабилитации детей-инвалидов звенья реабилитационного процесса нескоординированы, ведомственно разобщены между учреждениями органов здравоохранения, образования, социальной защиты. Решая свои узковедомственные задачи, не имея объединяющего начала, единой методологии, эти учреждения не имеют возможности обеспечить комплексность, преемственность взаимосвязи в реабилитационной работе.

Из всех организационных форм, которые бы обеспечили основные методологические требования в проведении процесса реабилитации, наиболее оптимальной является форма Центра реабилитации. Методический подход, реализуемый в Центре, является моделью наиболее научно обоснованного подхода к детям, нуждающимся в реабилитации. Сочетание диагностики, восстановительного лечения, психолого-педагогической реабилитации позволяет добиваться реабилитационного эффекта в оптимальной мере и в более короткие сроки.

Основным правовым документом в этой области является приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 декабря 1994 г. .№ 249 "Об утверждении примерного положения о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями". Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых дети воспитываются. Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе и осуществляет свою деятельность под руководством территориальных органов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.

Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, отделения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, дневного пребывания, стационарное.

Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом, или умственном развитии квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

При оформлении детей и подростков на обслуживание в Центр должны быть представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: история развития ребенка (ф. N 112/у) или амбулаторная карта подростка (ф. № 025/у). Противопоказаниями для направления в отделение дневного пребывания в стационарное отделение Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации: злокачественные новообразования в активной фазе; кахексии любого происхождения, острые инфекционные заболевания.

В настоящее время во многих регионах России отмечается большая активность общественных организаций и государственного сектора по созданию и развитию различных моделей учреждений и служб, реализующих инновационные подходы в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов.

Красноярская модель помощи понимается как совокупность нескольких составляющих: 

· Наличие команды единомышленников.

· Содержательные разработки, программа и непосредственная осмысленная деятельность по оказанию помощи ("пилотные пробы").

· Организационная "упаковка" - формы соорганизации различных учреждений и организаций, включенных в модель; структура работы отдельных "ступеней" (процедуры, расписание и т.п.).

· Ресурсный центр для разработчиков модели и организаций, "пилотирующих" проект-разработку.

· Сеть "внешних" специалистов-единомышленников (координаторов), готовых подхватить развитие системы помощи людям с инвалидностью и расширить ее до масштабов города.

Логика разворачивания основного блока ("ступеней") модели основана на нормальной смене возрастных этапов развивающегося человека и основных форм его социального бытия на этих возрастных этапах:

· от 0 до 3 - 4 лет (ранняя помощь семье и ребенку),

· от 4-5 до 7-8 лет (воспитание в дошкольном учреждении),

· от 7 - 8 лет до 14-16 лет (систематическое обучение),

· от 14 - 16 до 21 - 24 лет (профессиональная подготовка),

· на более старших этапах жизни в норме человек начинает вести более или менее независимую жизнь и получает возможность трудоустроиться и финансово себя обеспечивать.

 

· Положение об отделении (кабинете) абилитации, которое является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения, осуществляющим свою деятельность на бесплатной основе в целях выявления детей раннего возраста с отставанием развития и оказания помощи нуждающимся детям и их семьям и направлено на достижение физической, психической и социальной помощи, возможной в рамках существующей болезни. Задачи и функции отделения (кабинета): организация выявления в ЛПУ и выявление детей раннего возраста с отставанием развития, предоставление консультативной, диагностической, лечебной, реабилитационной, медицинской и межведомственной (педагогической, социальной) помощи нуждающимся детям и их семьям.

· Положение об интегративной группе (группе совместного обучения и воспитания детей с особенностями развития и без выраженных особенностей) Интегративная группа является одной из форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста и организации коррекционно-развивающего обучения для нуждающихся в нем детей. 

Специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с проблемами психического и физического развития разработали авторскую программу, позволяющую добиться высокого качества проводимых реабилитационных мероприятий. Сочетание усилий психологов, педагогов и медицинских работников при ставшей активной социальной позиции родителей позволяет провести реабилитацию более эффективно и качественно.

Разработана и предложена для обсуждения программа реабилитации лиц с особенностями психического развития в условиях работы Центра социальной помощи семьи и детям, где клиенты находятся только определенное "рабочее" время (без стационара).

Особенности социально-бытовой реабилитации подростков с нарушениями психического развития состоят в следующем:

· разнообразие и неоднородность диагнозов;

· отсутствие государственных учреждений с неинтернатным режимом посещений, осуществляющих решение задач комплексной социально-психолого-педагогической реабилитации людей с особенностями психического развития при наличии достаточно большого количества медицинских учреждений, оказывающих квалифицированную помощь в лечении и медицинской реабилитации;

· ограничения участия в социальной и культурной деятельности таких людей, возникающие в силу различных причин;

· социальные ограничения, неизбежные в жизни такого человека: иногда он годами проводит время дома в обществе близкого человека, чаше матери;

· необходимость параллельной реабилитационной работы с семьей в целом.

Цель программы: создание условий интеграции подростков и молодых людей с особенностями психического развития и общества через допрофессиональную, психолого-педагогическую реабилитацию, отдых и оздоровление на базе ЦСПСиД "Первомайский". 

Состав специалистов, участвующих в реализации программы: педагог-психолог, дефектолог-логопед, врач-психиатр, социальный педагог, специалист по допрофессиональной подготовке.

Реабилитационная работа, структурирована следующим образом: блок двигательной и психомоторной деятельности; психолого-педагогический блок; блок работы с семьей; блок допрофессиональной и творческой подготовки; мероприятия, способствующие процессу интеграции подростков и общества.

Уникальным субъектом Российской Федерации, в котором представлены разнообразные формы работы с семьями с детьми-инвалидами, в том числе инновационные, является Санкт-Петербург, где имеются следующие службы:

· сеть кабинетов раннего вмешательства в детских поликлиниках;

· службы домашнего сопровождения в районах и социальных учреждениях;

· службы первичной помощи семьям, впервые узнавшим о серьезных отклонениях в развитии своего ребенка;

· кризисные службы для семей с детьми-инвалидами;

· службы консультативной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

· службы "Социальное такси";

· службы поддерживаемого проживания молодых инвалидов

и другие уникальные методики медицинской и социальной реабилитации, способствующие интеграции инвалидов в общество.

Начиная с периода планирования родов, семья может осуществить генетическое тестирование на хромосомную совместимость обоих родителей в Медико-генетическом центре. Ежегодно осуществляется массовый скрининг новорожденных на врожденный гипотириоз, адреногенитальный синдром и муковисцидоз, проводится пренатальный скрининг врожденной и наследственной патологии; отрабатываются новые методы и методики скринингового тестирования слуха, зрения, общения и движения детей раннего и дошкольного возраста.

Службы раннего вмешательства, созданные при детских поликлиниках в районах города и курируемые Институтом раннего вмешательства, ежегодно выявляют до 30% детей с отставаниями в развитии различной тяжести от 0 до 3 лет, и осуществляют своевременный комплекс необходимых для них мер абилитациоиного и реабилитационного характера.

В Санкт-Петербурге в системе Комитета по образованию действует Городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация, которая состоит из двух отделов: клинического, занимающегося диагностикой детей с различной степенью обучаемости и помогающего правильно определиться с выбором типа обучения, и отдела психологической и педагогической коррекции, где сотрудники предоставляют медицинскую, психологическую и педагогическую поддержку детям-инвалидам. Кроме того, имеется информационно-методический центр по оказанию поддержки специалистам, работающим в этой области.

, основными задачами которого являются: оказание психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой, социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Центр является структурным подразделением Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ".

Кризисная служба по оказанию помощи в соответствии с целями и направлениями деятельности, осуществляет следующие формы работы:

· социальный патронаж,

· социальная гостиница;

· группа дневного пребывания;

· приемная семья.

Служба домашнего сопровождения и социального патронажа детей-инвалидов является структурным подразделением учреждения, предприятия или организации социального обслуживания, осуществляющим социальную помощь детям-инвалидам, находящимся в детских домах-интернатах и семьям, воспитывающих детей-инвалидов, в виде содействия, поддержки и услуг для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Цель деятельности Службы - способствовать реализации права детей-инвалидов, находящихся в детских домах-интернатах и семей, воспитывающих детей-инвалидов на защиту и помощь со стороны государства, содействовать стабильности семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, гуманизации связей семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57891. Додавання і віднімання натуральних чисел 450.5 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми: «Додавання і віднімання натуральних чисел», повторити правила та закони додавання та віднімання; навчити учнів використовувати набуті знання до розв’язування задач...
57892. Розв’язування квадратних рівнянь 162.08 KB
  Вдосконалювати вміння і навички учнів отримані при вивченні теми «Квадратні рівняння», розвивати логічне мислення, культуру мовлення культуру записів, уважність, терпіння, уміння зосереджуватись, виховувати інтерес до математики, вміння оцінювати свої знання...
57893. Підсумковий урок по темі «Функція» 2.56 MB
  Кожна група отримує функцію яку повинна охарактеризувати за таким планом: а означення функції; б властивості; в графік. I група – Лінійна функція II група...
57894. Звичайні дроби. Додавання та віднімання з однаковими знаменниками 208 KB
  Гра Хто запалить Олімпійський вогонь Серед цих 9 відповідей ви знайдете числа які допоможуть вам відповісти на запитання пов’язані із нагородами спортсменів України на Іграх Олімпіад та зимових Олімпійських іграх.
57895. Координатна площина 299 KB
  Скільки чисел треба вказати щоб задати положення точки на координатній площині Як називаються числащо задають положення точки на координатній площині Як називаються першедруге з чиселщо задають положення точки на координатній площині...
57896. Дійсні числа та дії над ними 239 KB
  Мета: освітня: розширити уявлення учнів про число числові множини; закріпити поняття натуральних цілих раціональних та ірраціональних чисел. Ввести поняття дійсного числа розкрити об’єктивну необхідність вивчення дійсних чисел.
57897. Додавання натуральних чисел 1.78 MB
  Мета навчальна: удосконалення вміння виконувати додавання натуральних чисел, формувати вміння застосовувати переставну та сполучну властивості додавання, розв’язувати задачі на додавання натуральних чисел.
57898. Геометричні перетворення: паралельне перенесення, осьова симетрія, центральна симетрія 984.5 KB
  Навчити учнів виконувати перетворення фігур на площині застосовувати властивості геометричних перетворень до розв’язування задач. Перетворення допомагають художникам правильно будувати композиції картин а хімікам – досліджувати структуру кристалів.
57899. РОЗВ’ЯЗУВАННЯ РАЦІОНАЛЬНИХ РІВНЯНЬ 170 KB
  Мета: вдосконалити знання і вміння учнів розв’язувати раціональні рівняння; розвивати різні види мислення самостійність творчість екологічну культуру; виховувати активність увагу наполегливість винахідливість; прищеплювати любов до рідного краю.