8091

Методы организации деятельности и поведения

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы организации деятельности и поведения Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта по...

Русский

2013-02-03

24.93 KB

28 чел.

Методы организации деятельности и поведения

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение. Сущность упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результат упражнений — устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от следующих условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных качеств воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирований упражнений.

Адекватность (т.е. соответствие) упражнений запроектированному поведению — еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание вырабатывает жизненно необходимые, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят деятельность воспитанника. По форме различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований. При косвенном требовании (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности рекомендуемых действий. Совет будет принят, если ребенок видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Среди косвенных требований выделяется и требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон. В ряде случаев эффективным оказывается требование-просьба. В хорошо организованном воспитании просьба становится одним из наиболее употребительных средств воздействия. Она основывается на товарищеских отношениях между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Одно из главных условий эффективности данного метода — чувство меры.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все авторитарные системы воспитания, где этот метод сочетается с наказанием. Использование этого метода в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее здесь, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека, требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гуманное.

Хорошие результаты дает метод поручений — с его помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. К поручениям прибегают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным детям, например, дают задание подготовить и провести действие, требующее точности и пунктуальности, и т.п.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методом воспитывающих ситуаций. Выделим два важные момента, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций:

— ситуации не надуманны, они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каждом шагу;

— ситуации неожиданны. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если действия для него неожиданны, в большинстве случаев соглашается с учителем. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при единственном и важном условии: они должны быть правильно поняты именно как гуманные действия, а не проявление слабости, неуверенности. В отдельных случаях, оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

Таким образом, методы формирования поведения личности стоят в центре воспитательного процесса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54770. ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА ПИЩИ 186 KB
  Задача устно В куске белого пшеничного хлеба 08 мг железа. Тема урока: Железо его свойства нахождение в природе Цели урока: Знать положение железа в периодической системе Д. Менделеева нахождение железа в природе свойства железа. Уметь объяснять суть химических реакций с точки зрения окислительно восстановительной теории обосновывать необходимость получения железа из руд.
54772. Общее недоразвитие речи 30.5 KB
  Познакомить учащихся с документацией, необходимой для обследования детей с ОНР. Развивать практические навыки и умения у учащихся при частичном обследовании детей с ОНР. Формировать интерес к профессии логопеда и воспитывать гуманное отношение к детям с тяжелыми нарушениями речи.
54773. ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ 178 KB
  Продолжить формирование представлений и знаний о Мировом океане. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением. Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана книги видеофильм Жизнь в Океане таблицы рисунки доклады учащихся.
54774. Безработица 52 KB
  Основные понятия: безработица рабочая сила рынок труда естественная безработица фрикционная институциональная добровольная вынужденная структурная региональная циклическая скрытая частичная уровень безработицы полная занятость.
54775. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 94 KB
  Этот период называют Великой греческой колонизацией временем когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний. Нам предстоит сегодня выяснить: Что дала грекам колонизация т ответить навопросы слайд 2 Далее учитель обращается к учащимся с вопросом...
54776. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 126 KB
  Физкультурные минуты во время уроков; физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; ежедневный час здоровья в группах продленного дня; занятия ритмикой.; группы общей физической подготовки; б общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия...