80911

Модели социальной поддержки инвалидов

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется с целью их успешной социальной интеграции которая является средством социального развития общества. В общем интеграция инвалидов в социальное общество осуществляется через эффективный реабилитационный процесс. Задача социореабилитации с помощью технических средства реабилитации восстановить нормальные отношения инвалидов с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту.

Русский

2015-02-18

33.5 KB

2 чел.

Модели социальной поддержки инвалидов

По данным Всемирной организации, здравоохранения, каждый десятый житель нашей планеты - инвалид. В мире их 600 млн. человек, из них около 12,5 млн. - в России. В научной литературе инвалидность рассматривается как нарушение или отсутствие какой-либо из функций человеческого организма.

Социальная политика в отношении инвалидов осуществляется с целью их успешной социальной интеграции, которая является средством социального развития общества. В качестве средства она отражает способность общества развиваться «на принципах недискриминации, терпимости, уважения многообразия, равенства возможностей, со-лидарности, безопасности и участия всего населения, в том числе групп и лиц, находящихся в неблагоприятном положении, уязвимых групп и лиц». В общем, интеграция инвалидов в социальное общество осуществляется через эффективный реабилитационный процесс.

Процесс социальной реабилитации является двухсторонним и встречным. Общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду обитания и мотивируя их к интеграции в общество. С другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться стать равноправными членами общества.

Для успешной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечить эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации. К ним мы относим социореабилитацию, социокультурную реабилитацию, социально-профессиональную и самореабилитацию. По нашему мнению, можно выстроить иерархию этих направлений социальной реабилитации и таким образом простроить модель социальной реабилитации.

Социореабилитация является важным компонентом социальной реабилитации инвалида, - это первый этап на пути его самореабилитации. Однако на сегодняшний день данное направление является недостаточно исследованным, имеющиеся работы в основном посвящаются такой категории, как заикающиеся подростки и взрослые.

Социореабилитация инвалида – это процесс восстановления социальной полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми разными: сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения и т. д. Задача социореабилитации – с помощью технических средства реабилитации восстановить нормальные отношения инвалидов с окружающими людьми вопреки физическому или психическому дефекту.

Целью социореабилитации является развитие мотивационной включенности инвалида, что способствует изменению его самосознания, самоотношения и взаимоотношений инвалида и его ближайшего окружения, а также углублению самопознания родственниками своей роли и ответственности.

Мы видим социореабилитацию, прежде всего, как возможность удовлетворения первичных потребностей, которые позволят инвалиду задумываться об удовлетворении вторичных потребностей. Под удовлетворением первичных потребностей в данном случае мы понимаем создание для инвалида условий, при которых он может полноценно включиться в жизнь общества вопреки физическому дефекту. Во-первых, это обеспечение инвалида адаптированным и комфортным жильем, техническими средствами реабилитации (протезы, инвалидные коляски, ходунки, слуховые аппараты и т.д.), необходимыми медикаментами, материальными и иными социальными гарантиями, предусмотренными законодательством. Во- вторых; это систематический патронаж со стороны медиков, социальных работников с целью контроля над состоянием здоровья и взаимоотношений с родственниками, проживающими или осуществляющими уход за инвалидом, его поддержку.

Когда первичные потребности удовлетворены, инвалид, как и любой индивид, стремится удовлетворить вторичные потребности (потребность в статусе, в достижениях, во власти, в принадлежности и т. д.).

В данном случае речь идет о втором этапе, который включает в себя социокультурную, социально-профессиональную и семейно-бытовую реабилитацию. Социокультурная реабилитация инвалидов - то комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов мы характеризуем досуговую реабилитацию. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга.

В современной литературе имеется множество публикаций, в которых рассматривается социологический аспект культурно-досуговой деятельности разных категорий населения, пребывающих в нормальных, естественных условиях свободного времяпрепровождения, но практически нет социологических исследований досуга инвалидов.

Было выявлено, что наиболее распространенными видами досуговых занятий среди инвалидов-спинальников являются чтение, просмотр передач по телевизору, прослушивание радиопередач, грампластинок и магнитофонных записей, а также отдых в кругу семьи. Наиболее привлекательными для них являются такие виды занятий, как прогулки на свежем воздухе, туризм, путешествия, поездки, посещение концертов, кино. Однако они так и остаются наименее реализованными.

Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида.

По нашему мнению, основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т.п.). Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Социально-профессиональная реабилитация инвалидов включает получение среднего образования, профессиональную ориентацию, профессиональное обучение или переобучение, рациональное трудоустройство, профессионально-производственную адаптацию.

Образование инвалидов осуществляется преимущественно в сегрегированной форме: в специализированных учреждениях, классах, на дому. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. Уровень образования инвалидов гораздо ниже, чем у неинвалидов. Очевидна и узость профилей профессиональной подготовки инвалидов.

За нарушение прав инвалидов в области трудоустройства, в частности за отказ рабо-тодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, предусмотрена ответственность по статье 5.42 «Кодекса об административных нарушений Российской Федерации», что влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Однако законодательство не принесло желаемого результата, т.к. трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места сдерживается следующими обстоятельствами: несоответствием рабочих мест, условий работы, специальности требованиям индивидуальной программы реабилитации, режимам работы предприятия, его местоположению. Создание рабочих мест для инвалидов требует от работодателя значительных экономических затрат и финансовых ресурсов, которые в большинстве случаев у него отсутствуют, в результате работодатели стремятся выделить для инвалидов наименее затратные рабочие места, малопригодные для труда.

С целью преодоления вышеперечисленных проблем, связанных с социально-про-фессиональной реабилитацией, мы считаем, что нерационально создавать новую систему образования и организации труда для инвалидов, а рациональнее адаптировать к ним уже имеющуюся систему, т.е. создать непрерывную инклюзивную систему образования. Инклюзивное образование - это термин, который используется для описания процесса обучения детей инвалидов в общеобразовательных школах. Мы предполагаем, что эффективность социально-профессиональной реабилитации инвалидов повысится при использовании непрерывного инклюзивного образования. Однако данное направление пока не получило подробного социологического изучения и исследования.

Полноценная социальная реабилитация инвалидов не может осуществляться вне семейно-бытового контекста, в котором живет человек: семьи, дома-интерната и социального окружения в целом.

Среди впервые признанных инвалидами лица трудоспособного возраста составляют 51, 3 %. Причин приобретения инвалидности может быть множество: травма, несчастный случай, прогрессирование заболевания и т.д. Не стоит забывать и об увеличении числа детей-инвалидов, в 2001 г. их было зарегистрировано 617 096 человек.

Наступление инвалидности - серьезная психологическая травма для самого инвалида и его ближайших родственников, друзей, знакомых и сотрудников. Проблемы данного характера подтверждают необходимость изучения такой составляющей социальной реабилитации, как семейно-бытовая реабилитация.

Среди исследователей, занимающихся изучением проблем семейно-бытовой реа-билитации, можно отметить Е. А Кулагину, Е. Р. Ярскую-Смирнову, Е. Г. Свистунову, Э. К. Наберушкину и др.

Е. В. Кулагина отмечает, что государственная политика поддержки семей с инвалидами, и с детьми-инвалидами в особенности, не способствует поддержанию необходимого уровня жизни для значительной доли семей. Поскольку родители вынуждены брать всю заботу на себя, ухудшается материальное благосостояние, снижается адаптационный потенциал семьи, особенно социально-экономический потенциал женщин, которые теряют экономическую активность и свой профессиональный статус.

При таких обстоятельствах инвалиды, включая детей, сталкиваются с многочисленными трудностями. Основная нагрузка по их преодолению переносится на ближайших родственников. Российским законодательством предусматривается оказание помощи семьям с детьми-инвалидами, но объектом социальной защиты государства является инвалид, а не семья, занимающаяся большую часть времени его восстановлением. Поэтому интерес к семьям возникает только в момент решения вопросов, связанных с инвалидностью детей, - их лечением, проведением реабилитационных мероприятий, обслуживанием. Не учитывается то обстоятельство, что многие из родителей не имеют возможности работать, чтобы материально обеспечивать детей. В этой связи семейное воспитание детей-инвалидов должно быть обеспечено мерами социальной защиты, позволяющими исключить особые проблемы по уходу, лечению и связанные с этим ограничения занятости родителей.

Семейно-бытовая реабилитация способна послужить медиатором, когда семья сталкивается с подобной стрессовой ситуацией. Она выражается не только в материальной поддержке со стороны государства, но и в помощи социального работника, социального психолога, друзей, соседей, родственников. Говоря о семейно-бытовой реабилитации, мы подчеркиваем не только необходимость помощи родственникам инвалида, но и важность создания инвалидами своего семейного очага, т.к. это важная составляющая жизни любого человека.

Для улучшения положения семей с инвалидами и с детьми-инвалидами в частности в современных экономических условиях необходима разработка целенаправленной системы мер социальной защиты и психологической поддержки, основывающейся на научном обосновании процессов адаптации семей с инвалидами.

При условии успешного прохождения второго этапа социальной реабилитации наступает третий этап, на котором происходит самореабилитация инвалида. Самореабилитация инвалидов - это прежде всего изменение индивида под влиянием внутренне присущих ему противоречий, т.е. сознательная и целенаправленная деятельность человека с ограниченными физическими возможностями по формированию и совершенствованию у себя навыков, утраченных по каким-либо причинам, а также развитие способностей, качеств, обретение связей и т.д. Процесс самореабилитации инвалида протекает совместно с процессом самоактулизации личности. Человек начинает осознавать себя хозяином своей судьбы, не испытывает комплексов и включается в социальную жизнь.

Степень самореабилитации инвалида зависит от воздействия внешних и внутренних побудительных сил. Влияние внутренних побудительных сил обусловлено потребностями, интересами, желаниями, стремлениями, ценностями, идеалами, мотивами, а также психологическими особенностями (темперамент, воля, внимание) человека с ограниченными физическими возможностями. Важно учитывать осознание личностью экстремальной ситуации, в которой она находится и, возможно, обречена находиться в течение всего жизненного цикла (при неизлечимой слепоте, глухоте, слепоглухоте, при тех или иных неустранимых увечьях, при неизлечимом параличе и других заболеваниях).

В самом благоприятном случае этот процесс должен перейти в форму постоянной личностной самореабилитации сознательного саморазвития, самосозидания, самотворчества в отношениях с окружающими людьми и самим собой.

Проблемы самореабилитации применительно к инвалидам в современной науке изучены недостаточно подробно, поэтому проведение дополнительного социологическою изучения более чем актуально.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53189. ГРА НА УРОЦІ АНГЛІЙСЬКОЇ МОВИ ЯК ЗАСІБ ПІДВИЩЕННЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ АКТИВНОСТІ ШКОЛЯРІВ 83 KB
  У школярів молодшого віку переважають ігрові інтереси, довільна поведінка, наочнообразне мислення, практичне ставлення до розвязування завдань. Зважаючи на все це, доцільно у роботі з ними на уроках іноземної мови систематично застосовувати елементи гри у поєднані з бесідою, елементами самостійної роботи.
53190. Інтерактивна ділова гра ток-шоу «Я так думаю» 37.5 KB
  Правила гри: Усі учасники мають рівні права; Кожен учасник має право висловити свою думку; Думка кожного має бути почута врахована та прийнята. Учасники ділової гри: всі педагогічні працівники. Загальний сценарій: учасники обєднуються в чотири групи Батьки Діти Педагоги та Експерти; ведучий розяснює мету гри загальний сценарій та правила гри; групова гра: розігрування ситуації відповідно до обраних ролей; міжгрупова дискусія керована ведучим; підсумок гри за допомогою експертів.
53191. Гра як засіб всебічного розвитку учнів 139.5 KB
  За її допомогою діти пізнають світ. В грі діти перевіряють свою силу і спритність у них виникають бажання фантазувати відкривати таємниці і прагнути чогось прекрасного. Захопившись грою діти не помічають що навчаються до активної діяльності залучаються навіть найпасивніші учні. Захопившись грою діти не помічають що навчаються.
53192. Гра не тільки розважає, а й здоров’я додає! 94.5 KB
  Від ставлення людини до особистого здоровя залежить його збереження та зміцнення. Одне з найважливіших завдань сучасної школи навчити дітей та їх батьків берегти і зміцнювати своє здоровя. Вчитель повинен сформувати в учнів свідоме ставлення до свого здоровя надати життєві навички здорового способу життя та безпечної для здоровя поведінки.
53193. Літературна гра на тему: Шевченко - художник 32.5 KB
  Шевченка створена на тему його однойменної поеми Катерина Картина проектується на екран. На екран проектується репродукція картини Т.На екран проектується обкладинка першого видання Кобзаря. ВовчкуАвтопортрет зі свічкою Репродукція проектується на екран.
53194. Гра «Поле чудес» План-конспект узагальнюючого уроку на тему «Світлотінь» для 6 класу 308 KB
  Завдання можуть бути суто теоретичними а можуть чергуватися практичні та теоретичні питання. Нас чекають цікаві завдання відкриття призи. Познайомимося з умовами гри: Розподіл барабана на сектори: Кожен сектор має своє позначення: Намальований пензлик це означає що гравуць отримує практичне завдання виконати в кольорі аквареллю на папері пейзаж натюрморт розмивання набризк і т. Намальований олівець практичне завдання виконати простим олівцем малюнок геометричне тіло з світлотінню глечик вазу і т.
53195. Фізико-математична гра «Щасливий випадок» 241.5 KB
  Правила: В цьому раунді кожній команді буде задано деяку кількість простих запитань з математики, інформатики, фізики та астрономії за обмежений час (1 хв.) Кожна правильна відповідь оцінюється 1 балом. Приймаються лише перші відповіді команди. Якщо ніхто з учасників команди не знає відповіді на запитання, можна говорити «Пас» або «Далі». Очки при цьому не нараховуються.
53196. Гра – тренінг «Обираємо професію разом» 41.5 KB
  Учитель: одна мудра людина сказала: Щастяце коли хочеться іти на працю а у вечорі йти додому Просто правда Але тільки на перший погляд. проводила тест на визначення профорієнтації за результатами цього тесту ви обєднались в групи: 1 людина людина; 2 людина техніка; 3 людина природа; 4 людиназнакова система; 5 людина мистецтво. Завдання 1: на столі знаходяться речі дивлячись на них ви повинні відповісти на такі запитання: людина людина: 1. Яка ємкість одноразового стаканчика людина техніка: 1.
53197. Мандрівка в народну гру 66 KB
  Їх із задоволенням грають діти і навіть дорослі не проти пограти. Проте у всіх іграх є одна спільна рисанародна мудрість. Гра найважливіша форма дитячої діяльності. Спостережливість уміння володіти собою як гра.