80918

Методология формирования цен в России

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Кроме налогов включаемых в себестоимость продукции в цену включаются так называемые косвенные налоги: таможенные пошлины; акцизы; НДС. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров. Действуют следующие ставки НДС: 10 на детские товары и продовольственные товары по перечням установленным правительством РФ; 18 на промышленные товары на продовольственные подакцизные...

Русский

2015-02-18

47.36 KB

1 чел.

Методология формирования цен в России

1. Состав и структура цены.

2. Этапы формирования цены.

1. Состав и структура цены

Цена состоит из определенных элементов: себестоимости, прибыли, налогов,  наценок посреднических организаций и торговых надбавок предприятий розничной торговли.

При этом, в зависимости от вида цены этот состав может меняться.

Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы.

Расчет структуры цены является важным этапом при определении обоснованности цены, т. к. позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике.

Основным элементом цены является себестоимость.

Себестоимость - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию товаров, работ, услуг. В зависимости от состава затрат различают себестоимость:

а) индивидуальную (это сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия);

б) цеховую (это сумма затрат на производство продукции, на оплату труда производственного персонала, на содержание и эксплуатацию оборудования);

г) производственную (это сумма затрат всех цехов и подразделений предприятия и общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление и обслуживание предприятия в целом); (зарплата управленческого персонала, ремонт, командировки, канц. расходы, на содержание транспорта, охраны, НИР, подготовка и переподготовка кадров, налоги и т.д.);

д) полную себестоимость (это сумма производственной себестоимости и затрат, связанных со сбытом продукции).

Затраты, включаемые в полную себестоимость товаров, работ, услуг, в соответствии с их экономическим содержанием можно объединить в пять групп:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

Материальные затраты  включают:

  1.  стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
  2.  работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;
  3.  стоимость топлива и энергии;
  4.  затраты на приобретение тары и упаковки;
  5.  стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за древесину и воду).

Затраты на оплату труда включают расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава, а также стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты труда.

Отчисления на социальные нужды включают отчисления в государственные внебюджетные фонды по установленным законодательством тарифам:

  1.  в фонд обязательного медицинского страхования (5,1 % от затрат на оплату труда);
  2.  фонд социального страхования (2,9%);
  3.  пенсионный фонд (22%).

Эти отчисления образуют единый социальный налог. Его ставка 26 %.

Амортизация основных фондов - включает сумму амортизации основных производственных фондов предприятия, рассчитываемую по установленным законодательством нормам.

Прочие затраты – включают:

  1.  налоги, относимые на себестоимость продукции (налоги в дорожные фонды, государственная пошлина, земельный налог);
  2.  платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников;
  3.  проценты по кредитам;
  4.  командировочные расходы;
  5.  расходы на подготовку и переподготовку кадров;
  6.  оплату услуг связи, банков, рекламы;
  7.  отчисления в ремонтный фонд;
  8.  затраты связанные со сбытом продукции;
  9.  и т.д.

При этом, затраты связанные со сбытом продукции (т. е. расходы на упаковку изделий, на транспортировку, комиссионные сборы и т. д.) могут выделяться из состава прочих расходов в отдельную группу – группу внепроизводственных (коммерческих) расходов.

Для определения полной себестоимости  продукции из общей суммы вышеперечисленных затрат исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета (стоимость работ по строительству и ремонту, выполняемых для своего предприятия), а также учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (прирост этих остатков уменьшает себестоимость продукции, а сокращение остатков  - себестоимость продукции увеличивает).

Таблица 1.

Порядок определения полной себестоимости продукции промышленного предприятия

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

1

2

1. Материальные затраты

7800

2. Затраты на оплату труда

3188

3. Отчисления на социальные нужды (26 % от затрат на оплату труда)

829

4. Амортизация основных фондов

900

5. Прочие затраты

350

6. Итого затрат на производство (1 + 2 + 3 + 4 + 5)

13067

7. Затраты, списанные на непроизводственные счета

605

8. Уменьшение остатков расходов будущих периодов

100

9. Прирост себестоимости остатка незавершенного производства

490

10. Производственная себестоимость товарной продукции (6 – 7 + 8 – 9)

12072

11. Внепроизводственные (коммерческие) расходы

230

12. Полная себестоимость продукции  (10 + 11)

12302

Следующим элементом цены является прибыль предприятия-производителя.

Исходной основой для определения прибыли является выручка от реализации продукции, работ, услуг. Она складывается под влиянием цены и объема реализации.

Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Прибыль определяется как разница между выручкой без указанных налогов и затратами на производство и реализацию продукции.

Относительной величиной прибыли является рентабельность, которая характеризует эффективность производства. Она отражает взаимосвязь полученной прибыли и затрат.

Анализ опыта российских предприятий свидетельствует, что при определении цен на свою продукцию они используют два основных подхода:

  1.  затратный (при этом цены формируются исходя из полной себестоимости и желаемой прибыли, т.е. не учитывается рыночная ситуация):

Цена = себестоимость + прибыль

  1.  рыночный подход (в этом сл. идет ориентация на покупательский спрос. Цена определяется рынком, а прибыль предприятия формируется по остаточному принципу:

Прибыль = цена – себестоимость

Следующим элементом цены является наценка посреднической организации.

В процессе движения продукции от производителя к потребителю могут быть задействованы различные посреднические организации: снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные и заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, предприятия оптовой торговли.  Они закупают продукцию у изготовителя или других поставщиков и реализуют ее по свободным ценам, установленным исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке и качества продукции.

При этом в свободной цене продукции учитывается цена производителя или другого поставщика, то есть цена закупки, и снабженческо-сбытовая надбавка.

Она, по существу, является ценой за услуги оптового звена. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также необходимая для нормальной деятельности прибыль.

Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России, то уплачиваемые таможенные пошлины и сборы за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций.

В отдельных случаях (например, в районах Крайнего Севера)  органы власти субъектов РФ могут определять размеры снабженческо-сбытовых надбавок и устанавливать методы их применения (к цене производителя или цене закупки).

Следующим и весьма существенным элементом цены являются налоги.

Кроме налогов, включаемых в себестоимость продукции, в цену включаются так называемые косвенные налоги:

  1.  таможенные пошлины;
  2.  акцизы;
  3.  НДС.

Таможенная пошлина уплачивается ввозе товаров на территорию России, рассчитывается в процентах к таможенной стоимости или в сумме на единицу товара и, как отмечалось выше, включается в затраты снабженческо-сбытовых организаций.

Акцизы устанавливаются на товары повышенного спроса с целью получения в бюджет значительных средств от их реализации. Акцизами облагаются вино-водочные изделия, спирт, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, нефть, газовый конденсат и отдельные виды минерального сырья.

Акцизы устанавливаются в процентах или в определенной сумме в рублях за единицу измерения: литр, тонну, штуку и т.д.

НДС  представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров.

Действуют следующие ставки НДС:

  1.  10% на детские товары и продовольственные товары по перечням, установленным правительством РФ;
  2.  18% на промышленные товары, на продовольственные подакцизные (вино-водочные изделия), на деликатесные продукты, а также на работы и услуги.

Помимо вышеперечисленных элементов (себестоимости, прибыли, налогов и  наценок посреднических организаций), которые можно объединить в рыночную отпускную цену, в состав розничных цен включаются также торговые надбавки.

Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров населению.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из сложившегося спроса и предложения. Торговая надбавка обеспечивает покрытие издержек торгового предприятия и получение им прибыли.

По социально значимым товарам размер надбавок может устанавливаться органами власти субъектов РФ.

Исходя из всего вышеизложенного, состав цены можно отобразить в виде следующей схемы.

себестоимость

прибыль

налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина)

наценка посреднических организаций

торговая надбавка

налог на добавленную стоимость

оптовая цена промышленности

розничная цена

Рисунок 1 – Состав цены

2. Этапы формирования цены

Рассмотрим механизм формирования цены товара на четырех этапах производства и обращения.

1 этап. Производство материалов (заготовка сырья).

2 этап. Производство товара из закупленных материалов.

3 этап. Реализация товара предприятием оптовой торговли.

4 этап. Реализация товара через розничную сеть.

Таблица 2.

Формирование цены на промышленный подакцизный товар

Показатель

Сумма, руб.

1

2

1 этап: Предприятие – заготовитель сырья

1. Затраты на заготовку сырья

100

2. Прибыль заготовительной организации

100

3. Цена реализации без НДС

(п.1 + п.2)

200

4. НДС с цены реализации  

(п.3  18 %)

36

5. Цена реализации с учетом НДС

(п.3 + п.4)

236

6. В бюджет перечисляется НДС

36

2 этап: Предприятие – производитель товара

  1.  Закупочная цена материалов,

в т.ч. НДС   

236

36

2. Затраты предприятия на производство товара (без учета закупленных материалов, т.е. без 236 руб.)

400

  1.  Полная себестоимость товара

(п.1 без НДС + п.2)

(НДС на себестоимость не относится)

600

4. Прибыль предприятия

600

5. Акциз

300

6. Облагаемый НДС оборот

(п.3 + п.4 + п.5)

1500

7. НДС  

(п.618%)

270

8. Цена реализации товара с учетом НДС

(п.3 + п.4 +  п.5 + п.7)

1770

9. В бюджет перечисляется:

а) акциз

б) НДС

(п. 7 – НДС, входящий в закупочную цену материалов (НДС из п. 1))

300

234

3 этап: Предприятие оптовой торговли

  1.  Закупочная цена товара,

в т.ч. НДС  

1770

270

  1.  Наценка – 25%

(п.1 без НДС  25%)

100

375

  1.  НДС на реализуемый товар   

(п.1 без НДС + п.2)  18%

100

337,5

  1.  Цена реализации товара

(п.1 без НДС + п.2 + п.3)

2212,5

5. В бюджет перечисляется НДС

(п.3 – НДС, входящий в закупочную цену)

67,5

4 этап: Предприятие розничной торговли

  1.  Покупная цена товара

в т.ч. НДС

2212,5

337,5

  1.  Покупная цена без НДС

(п.1 – НДС)

1875

  1.  Торговая надбавка – 24 %

п.2  24%

100

450

  1.  Цена реализации без НДС (п.2 + п.3)

2325

  1.  НДС

(п.4  18 % / 100%)

418,5

  1.  Цена реализации с НДС

(п.4 + п.5)

2743,5

В бюджет перечисляется НДС

(п.5 – НДС из п.1)

81


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33258. Организационные структуры управления 131 KB
  Организационная структура это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления. Организационная структура управления состоит из совокупности взаимосвязанных звеньев управления. Звено управления самостоятельная часть организационной структуры на определенной ступени уровне состоящая из аппарата управления и производственных подразделений.
33259. Социально-психологические методы управления 59.5 KB
  Лидерство и власть. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели то власть как средство Используется ими для ускорения этого достижения. В чем же различие между лидерством и властью Важное различие относится к совместимости целей.
33260. Характеристика основных правовых форм организации 114 KB
  Характеристика органов управления ИЧП показана в табл. Характеристика органов управления индивидуальным и семейным частным предприятием Наименование органов управления Численность и сроки избрания Кто формирует Основные функции Кого назначает избирает Владелец собственник предприятия законодательный орган ИЧП 1 человек до ликвидации предприятия Владелец учредитель предприятия Принятие и утверждение устава определение уставного фонда утверждение планов и отчетов стратегия развития предприятия создание и ликвидация предприятия...
33261. Функционирование организации: понятие, и этапы жизненного цикла организации. Управление развитием организацией 52 KB
  Управление развитием организацией В менеджменте широко распространено понятие жизненного цикла организации под которым понимаются ее предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени. Один из вариантов жизненного цикла организации на соответствующем временном отрезке предусматривает следующие этапы представленные на рис. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа формируется миссия организации.
33262. Сущность, задачи, особенности стратегического менеджмента 38.5 KB
  Методы стратегического менеджмента: метод системного подхода метод стратегической диагностики метод экспертных оценок метод стратегического анализа метод экономической и математической статистики Объект СМ фирма как открытая система Процесс стратегического планирования является инструментом который помогает руководству фирмы принимать правильные стратегические решения и корректировать в соответствии с ними повседневную жизнь организации. Схема стратегического планирования состоит из этапов: Преднамеренная стратегия называемая...
33263. ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ 76.5 KB
  СТЕПанализ Социодемографические воздействия Анализ социального окружения затрагивает вопросы связанные с пониманием роли общества и социальных перемен в жизни организации ее отрасли и рынков. Оно выступает в роли собственника или влияет на национализированные отрасли производства. Правительства некоторых стран контролируют ключевые стратегические отрасли причем способы контроля могут иметь эффект толчка резонанса в других экономических районах страны; международная политика. Анализ конкурентного окружения Отрасли и рынки Отрасли...
33264. Стратегия лидерства по издержкам 64.5 KB
  Существуют четыре широкие альтернативы: проникновение на рынок увеличение рыночной доли на старых рынках с помощью существующей продукции; освоение рынка внедрение на новые рынки и новые сегменты рынка с помощью существующей продукции; разработка продукта разработка новой продукции для обслуживания старых рынков; диверсификация разработка новых продуктов для обслуживания новых рынков. Продуты Существующие Новые...
33265. Основные положения по проектированию организационных структур управления 35 KB
  Заключается в разумной централизации функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функции оперативного управления. Обеспечивается закреплением за каждым подразделением определенных функций управления. Характеризует достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры управления.
33266. Предмет науки управления (менеджмента) 41.5 KB
  Содержание функций управления. Менеджмент это процесс управления руководства отдельным работником рабочей группой коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумевает определенную категорию людей получивших профессиональное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством.