80918

Методология формирования цен в России

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Кроме налогов включаемых в себестоимость продукции в цену включаются так называемые косвенные налоги: таможенные пошлины; акцизы; НДС. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров. Действуют следующие ставки НДС: 10 на детские товары и продовольственные товары по перечням установленным правительством РФ; 18 на промышленные товары на продовольственные подакцизные...

Русский

2015-02-18

47.36 KB

2 чел.

Методология формирования цен в России

1. Состав и структура цены.

2. Этапы формирования цены.

1. Состав и структура цены

Цена состоит из определенных элементов: себестоимости, прибыли, налогов,  наценок посреднических организаций и торговых надбавок предприятий розничной торговли.

При этом, в зависимости от вида цены этот состав может меняться.

Структура цены представляет собой соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы.

Расчет структуры цены является важным этапом при определении обоснованности цены, т. к. позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике.

Основным элементом цены является себестоимость.

Себестоимость - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию товаров, работ, услуг. В зависимости от состава затрат различают себестоимость:

а) индивидуальную (это сумма затрат на изготовление конкретного вида изделия);

б) цеховую (это сумма затрат на производство продукции, на оплату труда производственного персонала, на содержание и эксплуатацию оборудования);

г) производственную (это сумма затрат всех цехов и подразделений предприятия и общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление и обслуживание предприятия в целом); (зарплата управленческого персонала, ремонт, командировки, канц. расходы, на содержание транспорта, охраны, НИР, подготовка и переподготовка кадров, налоги и т.д.);

д) полную себестоимость (это сумма производственной себестоимости и затрат, связанных со сбытом продукции).

Затраты, включаемые в полную себестоимость товаров, работ, услуг, в соответствии с их экономическим содержанием можно объединить в пять групп:

1) материальные затраты;

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

Материальные затраты  включают:

  1.  стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов;
  2.  работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельности;
  3.  стоимость топлива и энергии;
  4.  затраты на приобретение тары и упаковки;
  5.  стоимость природного сырья (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за древесину и воду).

Затраты на оплату труда включают расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятий, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, затраты на оплату труда работников несписочного состава, а также стоимость продукции, выдаваемой работникам в порядке натуральной оплаты труда.

Отчисления на социальные нужды включают отчисления в государственные внебюджетные фонды по установленным законодательством тарифам:

  1.  в фонд обязательного медицинского страхования (5,1 % от затрат на оплату труда);
  2.  фонд социального страхования (2,9%);
  3.  пенсионный фонд (22%).

Эти отчисления образуют единый социальный налог. Его ставка 26 %.

Амортизация основных фондов - включает сумму амортизации основных производственных фондов предприятия, рассчитываемую по установленным законодательством нормам.

Прочие затраты – включают:

  1.  налоги, относимые на себестоимость продукции (налоги в дорожные фонды, государственная пошлина, земельный налог);
  2.  платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников;
  3.  проценты по кредитам;
  4.  командировочные расходы;
  5.  расходы на подготовку и переподготовку кадров;
  6.  оплату услуг связи, банков, рекламы;
  7.  отчисления в ремонтный фонд;
  8.  затраты связанные со сбытом продукции;
  9.  и т.д.

При этом, затраты связанные со сбытом продукции (т. е. расходы на упаковку изделий, на транспортировку, комиссионные сборы и т. д.) могут выделяться из состава прочих расходов в отдельную группу – группу внепроизводственных (коммерческих) расходов.

Для определения полной себестоимости  продукции из общей суммы вышеперечисленных затрат исключаются затраты, относимые на непроизводственные счета (стоимость работ по строительству и ремонту, выполняемых для своего предприятия), а также учитываются изменения остатков расходов будущих периодов и себестоимости остатков незавершенного производства (прирост этих остатков уменьшает себестоимость продукции, а сокращение остатков  - себестоимость продукции увеличивает).

Таблица 1.

Порядок определения полной себестоимости продукции промышленного предприятия

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

1

2

1. Материальные затраты

7800

2. Затраты на оплату труда

3188

3. Отчисления на социальные нужды (26 % от затрат на оплату труда)

829

4. Амортизация основных фондов

900

5. Прочие затраты

350

6. Итого затрат на производство (1 + 2 + 3 + 4 + 5)

13067

7. Затраты, списанные на непроизводственные счета

605

8. Уменьшение остатков расходов будущих периодов

100

9. Прирост себестоимости остатка незавершенного производства

490

10. Производственная себестоимость товарной продукции (6 – 7 + 8 – 9)

12072

11. Внепроизводственные (коммерческие) расходы

230

12. Полная себестоимость продукции  (10 + 11)

12302

Следующим элементом цены является прибыль предприятия-производителя.

Исходной основой для определения прибыли является выручка от реализации продукции, работ, услуг. Она складывается под влиянием цены и объема реализации.

Для расчета прибыли используется выручка от реализации за минусом НДС и акцизов. Прибыль определяется как разница между выручкой без указанных налогов и затратами на производство и реализацию продукции.

Относительной величиной прибыли является рентабельность, которая характеризует эффективность производства. Она отражает взаимосвязь полученной прибыли и затрат.

Анализ опыта российских предприятий свидетельствует, что при определении цен на свою продукцию они используют два основных подхода:

  1.  затратный (при этом цены формируются исходя из полной себестоимости и желаемой прибыли, т.е. не учитывается рыночная ситуация):

Цена = себестоимость + прибыль

  1.  рыночный подход (в этом сл. идет ориентация на покупательский спрос. Цена определяется рынком, а прибыль предприятия формируется по остаточному принципу:

Прибыль = цена – себестоимость

Следующим элементом цены является наценка посреднической организации.

В процессе движения продукции от производителя к потребителю могут быть задействованы различные посреднические организации: снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные и заготовительные предприятия, оптово-посреднические фирмы, предприятия оптовой торговли.  Они закупают продукцию у изготовителя или других поставщиков и реализуют ее по свободным ценам, установленным исходя из сложившегося спроса и предложения на соответствующем товарном рынке и качества продукции.

При этом в свободной цене продукции учитывается цена производителя или другого поставщика, то есть цена закупки, и снабженческо-сбытовая надбавка.

Она, по существу, является ценой за услуги оптового звена. В снабженческо-сбытовых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также необходимая для нормальной деятельности прибыль.

Если товары поступают от поставщиков, находящихся за пределами России, то уплачиваемые таможенные пошлины и сборы за таможенные процедуры учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций.

В отдельных случаях (например, в районах Крайнего Севера)  органы власти субъектов РФ могут определять размеры снабженческо-сбытовых надбавок и устанавливать методы их применения (к цене производителя или цене закупки).

Следующим и весьма существенным элементом цены являются налоги.

Кроме налогов, включаемых в себестоимость продукции, в цену включаются так называемые косвенные налоги:

  1.  таможенные пошлины;
  2.  акцизы;
  3.  НДС.

Таможенная пошлина уплачивается ввозе товаров на территорию России, рассчитывается в процентах к таможенной стоимости или в сумме на единицу товара и, как отмечалось выше, включается в затраты снабженческо-сбытовых организаций.

Акцизы устанавливаются на товары повышенного спроса с целью получения в бюджет значительных средств от их реализации. Акцизами облагаются вино-водочные изделия, спирт, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, нефть, газовый конденсат и отдельные виды минерального сырья.

Акцизы устанавливаются в процентах или в определенной сумме в рублях за единицу измерения: литр, тонну, штуку и т.д.

НДС  представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товаров.

Действуют следующие ставки НДС:

  1.  10% на детские товары и продовольственные товары по перечням, установленным правительством РФ;
  2.  18% на промышленные товары, на продовольственные подакцизные (вино-водочные изделия), на деликатесные продукты, а также на работы и услуги.

Помимо вышеперечисленных элементов (себестоимости, прибыли, налогов и  наценок посреднических организаций), которые можно объединить в рыночную отпускную цену, в состав розничных цен включаются также торговые надбавки.

Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими предприятиями, осуществляющими продажу товаров населению.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из сложившегося спроса и предложения. Торговая надбавка обеспечивает покрытие издержек торгового предприятия и получение им прибыли.

По социально значимым товарам размер надбавок может устанавливаться органами власти субъектов РФ.

Исходя из всего вышеизложенного, состав цены можно отобразить в виде следующей схемы.

себестоимость

прибыль

налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина)

наценка посреднических организаций

торговая надбавка

налог на добавленную стоимость

оптовая цена промышленности

розничная цена

Рисунок 1 – Состав цены

2. Этапы формирования цены

Рассмотрим механизм формирования цены товара на четырех этапах производства и обращения.

1 этап. Производство материалов (заготовка сырья).

2 этап. Производство товара из закупленных материалов.

3 этап. Реализация товара предприятием оптовой торговли.

4 этап. Реализация товара через розничную сеть.

Таблица 2.

Формирование цены на промышленный подакцизный товар

Показатель

Сумма, руб.

1

2

1 этап: Предприятие – заготовитель сырья

1. Затраты на заготовку сырья

100

2. Прибыль заготовительной организации

100

3. Цена реализации без НДС

(п.1 + п.2)

200

4. НДС с цены реализации  

(п.3  18 %)

36

5. Цена реализации с учетом НДС

(п.3 + п.4)

236

6. В бюджет перечисляется НДС

36

2 этап: Предприятие – производитель товара

  1.  Закупочная цена материалов,

в т.ч. НДС   

236

36

2. Затраты предприятия на производство товара (без учета закупленных материалов, т.е. без 236 руб.)

400

  1.  Полная себестоимость товара

(п.1 без НДС + п.2)

(НДС на себестоимость не относится)

600

4. Прибыль предприятия

600

5. Акциз

300

6. Облагаемый НДС оборот

(п.3 + п.4 + п.5)

1500

7. НДС  

(п.618%)

270

8. Цена реализации товара с учетом НДС

(п.3 + п.4 +  п.5 + п.7)

1770

9. В бюджет перечисляется:

а) акциз

б) НДС

(п. 7 – НДС, входящий в закупочную цену материалов (НДС из п. 1))

300

234

3 этап: Предприятие оптовой торговли

  1.  Закупочная цена товара,

в т.ч. НДС  

1770

270

  1.  Наценка – 25%

(п.1 без НДС  25%)

100

375

  1.  НДС на реализуемый товар   

(п.1 без НДС + п.2)  18%

100

337,5

  1.  Цена реализации товара

(п.1 без НДС + п.2 + п.3)

2212,5

5. В бюджет перечисляется НДС

(п.3 – НДС, входящий в закупочную цену)

67,5

4 этап: Предприятие розничной торговли

  1.  Покупная цена товара

в т.ч. НДС

2212,5

337,5

  1.  Покупная цена без НДС

(п.1 – НДС)

1875

  1.  Торговая надбавка – 24 %

п.2  24%

100

450

  1.  Цена реализации без НДС (п.2 + п.3)

2325

  1.  НДС

(п.4  18 % / 100%)

418,5

  1.  Цена реализации с НДС

(п.4 + п.5)

2743,5

В бюджет перечисляется НДС

(п.5 – НДС из п.1)

81


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27204. Международные отношения в кон. 1930-х гг. Мюнхенский сговор и пакт Молотова – Ребентропа 35 KB
  Герм. Главной задачей Герм. несправедливости у некоторохых стран уже вызывало сочуствиеГерм. – в Герм.
27205. Роль Западных стран антигитлеровской коалиции во 2 МВ 42 KB
  1 сен. 1939 г. нем. войска без объявления войны вторглись в Польшу. Герм. планировала молниеносный исход войны (Блицкриг), рассчитывая на применение новейшей воен. техники и современной стратегической тотальной войны. В нач. военно-воздуш. силы Герм. уничтожили Польские аэродромы и больш. часть военной авиации
27207. Продумайте приемы работы с историческими документами 29 KB
  документы гос. документы международного характера – договоры соглашения деловая переписка гос. документы связанные с политической борьбой – программы воззвания речи политиков прокламации декларации 4. документы исторического характера – хроники анналы летописи исторические сочинения 5.
27208. Продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории 23 KB
  продемонстрируйте возможности использования художественной литературы в процессе обучения истории КАКИЕ ВИДЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЧЕМУ ВАЖНО Т. Основными приемами работы с художественной литературой являются: включение образов художественной литературы в изложение учителя в котором материал художественного произведения воспринимается не как литературная цитата а как неотделимый элемент красочного изложения; краткий пересказ художественного произведения; краткие стихотворные цитаты.
27209. Продумайте приемы работы со справочной литературой 22 KB
  Продумайте приемы работы со справочной литературой энциклопедии словари ЗАЧЕМ Для повышения интереса для углубления для любознательности. Приемы учитель – разница понятий для сравнения из словарей.
27210. Покажите использование наглядного метода обучения 21.5 KB
  На репродукцию: орудия труда иллюстрации портреты схемы Творческий – ученый портрет высказывание.
27211. Продумайте технологию разработки презентации урока 29 KB
  Продумайте технологию разработки презентации урока.лаконичность Этапы создания презентации 1.создание слайдов Подготовка и структурирование материала разработка графических материалов формирование информационных компонентов отлажка презентации 3.реализация и анализ презентации перевод пед.