80919

Ценообразование в условиях инфляции

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Ценовая тактика хозяйствующих субъектов в условиях инфляции. Инфляция означает обесценение бумажных денег по отношению к товарам рост товарных цен золоту повышение рыночной цены золота иностранным валютам падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. Поскольку цены являются денежной формой стоимости товаров и услуг то инфляция может возникать как результат превышения количества бумажных денежных единиц находящихся в обращении над суммой товарных цен и проявляться в росте цен и снижении покупательной...

Русский

2015-02-18

53.99 KB

9 чел.

Ценообразование в условиях инфляции

1. Инфляция: причины, стадии, виды.

2. Ценовая тактика хозяйствующих субъектов в условиях инфляции.

1. Инфляция: причины, стадии, виды

Инфляция – это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующей бумажноденежное обращение.

Инфляция означает обесценение бумажных денег по отношению к товарам (рост товарных цен), золоту (повышение рыночной цены золота), иностранным валютам (падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам).

Поскольку цены являются денежной формой стоимости товаров и услуг, то инфляция может возникать как результат превышения количества бумажных денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и проявляться в росте цен и снижении покупательной способности денежной единицы. Следовательно, количество и скорость оборота денежных знаков в обращении оказывают существенное влияние на уровень и темпы инфляции.

Рост цен является важнейшим, но не единственным показателем инфляции. Ее индикаторами также можно считать эмиссию денег, рост массы денег в обращении, дефицит государственного бюджета.

Современной инфляции присущи следующие черты:

– всеобщий характер действия, охватывающий всю экономику;

– хронический характер;

– многофакторность:   она   возникает   под воздействием как денежных, так и неденежных факторов.

Сторонники кейнсианской теории инфляции считают, что основным фактором, вызывающим инфляционные процессы, является излишнее повышение спроса на рабочую силу. При высоком уровне спроса на рабочую силу наемные работники, будут настаивать на повышении заработной платы. Чтобы сохранить при этом свою норму прибыли, предприниматели будут повышать цену за соответствующий товар. Это равносильно повышению цены товара вследствие увеличения производственных издержек, и инфляцию такого рода называют инфляцией издержек.

Если исходить из кейнсианской теории, то для сдерживания инфляционных процессов следует ограничивать рост заработной платы, если только за счет совершенствования технологии и организации производства не повышается производительность труда.

Монетаристская теория инфляции исходит из того, что инфляционные явления возникают в денежной сфере. В соответствии с этой теорией инфляционный процесс включает две стадии.

На первой стадии происходит увеличение количества денег в обращении и, как следствие, увеличение объемов производства. Это также дает возможность интенсифицировать инвестиционные процессы. Характерным для этой стадии является то, что темпы роста цен ниже, чем темпы роста общего объема денежной массы, находящейся

Вторая стадия инфляционного процесса начинается тогда, когда рост цен начинает обгонять рост объема денежной массы, находящейся в обращении. При наличии избытка денег возникает естественное желание избавляться от них. В конце концов, когда предложение денег становится все большим и большим, за ту же самую сумму денег оказывается возможным купить меньше товаров. Начало обесценивания денег называется критической точкой инфляции. После прохождения критической точки инфляции начинается обвальное понижение покупательской способности денег – наступает гиперинфляция.

В условиях инфляции ценовая стратегия предприятия не может получить достаточно надежное обоснование без оценки инфляционного ожидания, иными словами, без обоснованного, взвешенного прогноза изменения цен на его продукцию и цен на приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый или планируемый период. Это касается как краткосрочного периода, так и долгосрочных проектировок.

Инфляция проходит определенные стадии. для каждой из которых характерен определенный вид инфляции и соответствующий рост цен.

На первой стадии инфляционные процессы протекают сравнительно медленно. Такую инфляцию называют умеренной, или ползучей. Деньги обесцениваются на 2-3 % в год. Население умеренную инфляцию воспринимает спокойно. Она в какой-то мере стимулирует увеличение спроса и расширение производства. Это объясняется тем, что, будучи уверенными в том, что цены будут расти и дальше, предприниматели стремятся как можно быстрее вкладывать деньги в материальные ценности и приобретают новое оборудование, сырье, материалы.

Инфляция выгодна крупным фирмам, особенно монополистам, так как ведет к росту их прибылей. Дело в том, что, во-первых, повышение заработной платы, как правило, отстает от роста цен на основные потребительские товары, что обеспечивает фирмам инфляционную сверхприбыль. Во-вторых, увеличение доли прибыли в цене может быть получено и при ценах, растущих пропорционально увеличению заработной платы. Это объясняется тем, что удельный вес заработной платы производственных рабочих в издержках производства и тем более в цене продукции отраслей обрабатывающей промышленности составляет незначительную долю (15-20%), что и приводит к увеличению прибыли.

Инфляция способствует увеличению прибылей монополии не только прямым, но и косвенным путем. Выпускаемая государством масса бумажных денег в значительной своей части попадает к крупным фирмам и монополиям в форме кредитов, субсидий и т. д. Возврат же полученных ссуд осуществляется деньгами, покупательная стоимость которых снизилась в результате инфляции.

Таково влияние инфляции на экономику в начальный период ее развития.

Однако любые случайные факторы могут вывести экономику из состояния шаткого равновесия и создать условия для развития инфляции, но уже на более высоком уровне, с темпом 5-7% в годовом исчислении. При этом экономический рост резко снижается, замедляется научно-технический прогресс и растет социально-экономическая напряженность.

На второй стадии инфляции повышение цен измеряется уже двузначной цифрой. Такая инфляция называется галопирующей. или скачущей. При очень высокой инфляции народное хозяйство входит в состояние стагфляции, происходит почти полная остановка его развития (стагнация). Одновременно предельно обостряется социально-экономическая ситуация. Чем выше темпы инфляции на этой стадии, тем глубже и тяжелее те политические потрясения, которые испытывает народ.

При галопирующей (скачущей) инфляции отмечаются следующие признаки:

– рост цен составляет от 20 до 200% в год;

– деньги немедленно вкладываются в материальные ценности, запасы, чтобы спасти их от обесценения;

– контракты заключаются с учетом роста цен или в иностранной твердой валюте;

– сфера обращения растет очень высокими темпами в ущерб реальному сектору;

– быстро увеличивается разрыв между уровнем цен и номинальной заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категории населения.

В связи с тем, что стоимость корзины потребления постоянно повышается, наемные работники добиваются роста номинальной зарплаты, которая покрыла бы не только предыдущее повышение цен, но и компенсировала бы ожидаемую инфляцию. Это приводит к увеличению издержек и, соответственно, к дальнейшему росту цен, что порождает новые требования о повышении заработной платы, вслед за чем наступает виток повышения цен. В результате возникает инфляционная спираль зарплаты и цен.

При гиперинфляции цены растут резко и неравномерно, нарушаются нормальные экономические отношения, межотраслевые пропорции. Деньги перестают выполнять свои функции меры стоимости, средства обращения и платежа, а также средства накопления. Гиперинфляция всегда является следствием необдуманного увеличения руководством страны объема денежной массы. При расчетливой денежно-кредитной политике умеренная, или ползучая, инфляция не может перерасти в гиперинфляцию.

Инфляция начинается в потребительском секторе экономики, когда возрастает совокупный спрос как результат повышения оплаты труда, В этом случае нарушается рыночное равновесие между количеством денег и товаров, которые можно купить на них.

Начинаясь в потребительском секторе, инфляция быстро распространяется на все остальные отрасли народною хозяйства. Этот вид инфляции в значительной мере характеризует состояние денежной системы и динамики цен а, переходный период. Такой тип инфляции называется инфляцией спроса.

Использование продукции одних отраслей другими в качестве сырья, материалов и полуфабрикатов приводит к росту издержек, что в конечном счете снижает прибыль и делает невыгодным продолжение производства при старом уровне цен и спроса. Чтобы обеспечить дальнейший ход воспроизводственного процесса, государству приходится расширять спрос на товары и увеличивать денежную массу а обращении. Тем самым создаются условия для повышения доходов потребителей, их платежеспособного спроса и роста цен. В этом состоит сущность механизма инфляции издержек.

Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока расходы населения выходят за рамки обычных границ, а денежная масса на рынке имеет чрезмерную величину.

Инфляция издержек погашает себя сама. Это происходит в результате снижения предложения. Объем производства и занятости сокращается, это ведет к спаду производства и сдерживает дальнейшее повышение издержек.

Сокращение предложения ведет к росту цен.

Двумя главными факторами инфляции издержек являются:

– рост заработной платы;

– повышение цен на производственные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие, услуги транспорта и т. д.).

Существует два вида антиинфляционных программ.

Ортодоксальные программы, применяются тогда, когда главенствующая роль в инфляционном процессе отводится денежным (монетаристским) факторам, данные программы предусматривают использование рыночных регуляторов: ограничение роста заработной платы при свободных ценах и поддержание стабильности курса национальной денежной единицы, а также либерализация условий деятельности предприятий и уменьшение прямого вмешательства государства в экономическую деятельность. Государство должно обеспечить сбалансированность бюджета и поддержание соответствий объемов денежной массы с реальными возможностями производства.

Гетеродоксные программы применяются, когда инфляционные процессы протекают при активном воздействии различного рода неденежных факторов, т. е. факторов инфляции издержек. Такие программы предусматривают более активное участив государства а регулировании инфляционных процессов. Сюда относится сдерживание прироста и даже полное замораживание роста как цен, так и заработной платы. Подобные действий принято называть «политикой доходов». Кроме того, государство принимает участие в создании рыночной инфраструктуры, поддерживает некоторые отрасли экономики, регулирует внешнюю торговлю и валютные операции.

Российский тип инфляции уникален и отличается от классической инфляции. Во-первых, в условиях развитой рыночной экономики антиинфляционные меры ориентированы на преодоление инфляции через эффективное восприятие механизмом рыночной саморегуляции внешних импульсов, идущих от государства. В России же в условиях переходного периода, временного отсутствия рыночных структур такой механизм еще не создан. Во-вторых, в нашей стране инфляция развивается в условиях, когда руководство экономикой осуществляется различными способами: с одной стороны, используются реформаторские подходы, ориентированные на рыночную экономику, с другой – старые подходы, воспроизводящие традиции плановой распределительной системы. В результате сильная политическая составляющая экономических, в том числе инфляционных, процессов в Российской Федерации является их характерной отличительной чертой. И наконец, в-третьих, темпы роста цен в России весьма высоки по сравнению с темпами роста цен в. развитых странах.

В России инфляция явилась естественной социально-экономической реакцией на освобождение цен, когда инфляционный потенциал ужа вызрел и снятие ограничений на ценообразование лишь позволило ей проявиться. Положительным результатом либерализации цен стала практически полная ликвидация товарного дефицита, отрицательным – развитие инфляционных процессов. Превращение неудовлетворенного спроса в инфляцию обнаружило существование неэффективной структуры экономики. Решение этой проблемы связано с инвестициями. Однако инфляция мешает созданию благоприятных условий для инвестиций.

В конечном счете главные факторы, вызывающие инфляцию – как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек, – коренятся в производстве. В самом деле, при инфляции спроса изменения в уровне цен вызываются избыточным спросом. В этом случае покупатели имеют возможность покупать товаров больше, чем общество может производить, т. е. производство не в состоянии увеличить объем товаров и услуг в силу ограниченности производственных возможностей. Поэтому избыточный спрос вызывает рост цен.

2. Ценовая тактика хозяйствующих субъектов в условиях

инфляции

Для разработки ценовой стратегии в условиях инфляции предприятию необходимо:

– обоснованно оценить уровень инфляции;

– составить обстоятельный прогноз изменения цен на продукцию и цен на приобретаемые ресурсы с учетом общего инфляционного фактора роста цен в экономике на прогнозируемый или планируемый период времени.

Оценка инфляционного ожидания при обосновании ценовой стратегии предприятия необходима для:

– учета изменения цен на рынке при разработке общей стратегии развития и профиля предприятия, внедрения его продукции на рынке или сохранения позиции предприятия на имеющихся рынках реализации его продукции;

– учета изменения цен при разработке бизнес-планов как в планировании деятельности предприятия в целом, так и при обосновании конкретных показателей бизнес-планов   отдельных   организационно-технических мероприятий, решений в проектах научно-технических и технологических работ;

– обоснования цен на продукцию предприятия и оценки возможного .изменения цен на ресурсы, потребляемые предприятием;

– неизбежности учета влияния изменения цен на доход, выручку предприятия от реализации его продукции;

– оценки изменения цен на издержки производства и реализацию продукции предприятия, включая как цены на средства производства, так и цены труда  –оплату труда;

– оценки финансовых результатов деятельности предприятия – прибыли или возможных убытков, ликвидности, платежеспособности ;

– расчета относительных цен и выбора оптимальной структуры производства;

– других экономических расчетов.

Если в условиях стабильной экономической ситуации предприниматель избегает прямого повышения цен, то инфляция, наоборот, заставляет его постоянно планировать прямое повышение цен.

Инфляционный рост издержек ставит под угрозу уровень прибыли и даже само существование фирмы. Поэтому ценообразование в условиях инфляции приобретает особенно важное значение для маркетинговых и финансовых служб фирмы.

И первое, что должно сделать руководство фирмы в период инфляции, - это наладить постоянный и точный учет роста издержек и прогнозирование их изменений. Для прогноза роста затрат фирма должна использовать публикуемые индексы роста затрат, прогнозы и др. материалы.

Рассмотрим пример учета и прогноза издержек фирмы и варианты определения цены. Для возмещения ожидаемого роста издержек фирма планирует повысить цену. Здесь возможны два варианта:

– первый - сохранение объема прибыли;

– второй - сохранение уровня рентабельности.

Таблица 1.

Прогноз изменения издержек фирмы

Показатель

Прошлый период

Отчетный

период

Прирост по сравнению с прошлым периодом

Прогноз прироста на следующий период

Будущий период

в руб.

в %

в руб.

в %

1

2

3

4

5

6

7

8

Прямые

издержки, руб.:

1700

2000

+ 300

17,6

348

17,4

2348

- материалы

1000

1200

+ 200

20

240

20

1440

- зарплата

500

550

+ 50

10

55

10

605

- транспортировка

100

110

+ 10

10

11

10

121

- другие расходы

100

140

+ 40

40

42

30

182

Косвенные издержки,  руб.

1000

1000

-

-

200

20

1200

Итого

2700

3000

+ 300

11,1

548

18,3

3548

Рост издержек в отчетном периоде составил 11,1%. Прогнозируется рост издержек на уровне 18,3%.

Таблица 2.

Прогноз изменения цены в результате инфляции

Показатель

Отчетный период

Будущий период

Первый вариант (сохранение объема прибыли)

Второй вариант (сохранение рентабельности)

1

2

3

4

Издержки, руб.

3000

3548

3548

Прибыль, руб.

750

750

887

Цена, руб.

3750

4298

4435

Рентабельность, %

25

21

25

Ценообразование, направленное только на покрытие издержек и получение старого объема прибыли, не может быть эффективным длительное время. Надо учитывать реакцию на повышение цен покупателей и конкурентов.

Инфляционное развитие порождает систему тактических ценовых мероприятий. В ней должны комплексно использоваться способы заключения договоров о ценах, а также меры по изменению структуры цены.

Проблема договорного оформления цены имеет значение, прежде всего, для сделок, реализация которых растянута на определенный срок. В следствие разделения во времени момента заключения договора, его исполнения и оплаты возникают финансовые риски, которые по условиям договора должны распределяться между поставщиком и потребителем.

Таблица 3.

Формы договоров и распределение ценовых рисков

Распределение ценовых рисков

Формы договоров

1

2

1. Риск у поставщика

1. Твердая цена

2. Возобновление торга при определенных условиях

3. Скользящие ценовые условия

2. Риск у потребителя

1. Фактическая цена к моменту поставки товара

Твердые цены могут устанавливаться в том случае, если фирма может относительно уверенно прогнозировать будущий уровень своих издержек.

Возобновление торга при определенных условиях, как вид договора, характерен тем, что фирма оставляет открытым вопрос о конкретном уровне цены, но впоследствии ей придется нести затраты по ведению переговоров.

Скользящие ценовые условия – это одна из наиболее часто применяемых в мировой практике форм договора о ценах в условиях инфляции. Скользящая цена устанавливается путем внесенной в договор формулы инфляционного скольжения:

    

            а1           б1

С1 = С0 х  А х –– + Б х  –– + В ,

             а0              б0

где  С1 и С0 – это себестоимость в момент исполнения договора и в момент заключения договора соответственно;

А – доля расходов на приобретение материалов, сырья, энергии в себестоимости товара в момент заключения договора;

Б – доля расходов на оплату труда в себестоимости товара в момент заключения договора;

В – доля в себестоимости прочих расходов в момент заключения договора:

А + Б + В = 1

а1 и а0 – средняя цена  покупки исходных материалов в момент фактической поставки товара и в момент заключения договора;

б1 и б0 – средняя заработная плата работников предприятия в момент исполнения договора и в момент его заключения.

Фактическая цена к моменту поставки товара определяется исходя из сложившихся на момент поставки расходов на производство, внепроизводственных расходов и фактического размера прибыли.    


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66444. Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития 170.5 KB
  Целями данного исследования являются: вопросы, связанные с определением общих и специальных факторов, воздействующих на экологическое законодательство; выделение тенденций развития экологического законодательства в субъектах РФ. В ходе работы над дипломным проектом использовались следующие методы: диалектический, логический, сравнительно-правовой, исторический, социологический и др.
66445. Разработка прибора РЭМИ – 4 (регистратор электромагнитного излучения) 4.49 MB
  Согласовываться две платы должны по гибкому шлейфу что облегчит сборку и возможные дальнейшие доработки устройства. Печатная плата индикации и управления крепится к крышке корпуса шестью винтами что обеспечивает надежное крепление печатной платы.
66446. Вексель - вид ценной бумаги, как объект гражданских прав 336 KB
  Когда впервые появился вексель достоверно установить невозможно. Ученые высказывают различные точки зрения о времени и месте появления первых векселей. Одни предполагают, что вексельные операции были известны древним римлянам и древним грекам, другие отстаивают точку зрения, что вексель появился в Италии во второй половине 12 века.
66448. Аудит страховых организаций и особенности его проведения 383.5 KB
  Слово аудит в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». В классическом понимании аудит означает независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии.
66449. Современные тенденции налогообложения физических лиц в ООО «Структура» 57.57 KB
  Налогообложения физических лиц представляет собой плату конкретного физического лица за определенные услуги, которые предоставляются ему каким-то территориальным обществом, на территории которого данное лицо имеет свой налоговый адрес или же расположено физическое лицо, удерживаемое налог на доходы физических лиц согласно с Законом о налоге на доходы.
66450. Проект мероприятий по повышению финансовых результатов деятельности коммерческого банка 738 KB
  Прибыль как конечный финансовый результат деятельности банка Анализ продуктов банка услуг Мероприятие по повышению репутации банка Эффективность работы банка определяется рентабельностью проводимых им операций и его способностью максимизировать прибыль при соблюдении необходимого уровня рисков.
66451. Разработка эффективных направлений рекламной кампании торгового предприятия ООО «Техносила» 180.5 KB
  Реклама внутренне присущий элемент рынка один из важнейших инструментов его развития. Реклама в России очень быстро стала необходимой частью практически всех сторон жизни общества. Реклама стала частью сложного комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций.
66452. Исследование и разработка мероприятий по совершенствованию управления прибылью предприятия ООО «Радуга» 298 KB
  Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.