8092

Методы стимулирования и коррекции поведения школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы стимулирования и коррекции поведения школьников С древних времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования...

Русский

2013-02-03

24.64 KB

30 чел.

Методы стимулирования и коррекции поведения школьников

С древних времен известны такие методы стимулирования, как поощрение и наказание. Педагогика XX века обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования — соревнование. В последнее время к традиционным методам добавляется субъективно-прагматический.

Поощрение — положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Одобрение — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Все это предполагает внимательное отношение к успехам и неудачам воспитанников, переживание вместе с ними горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и т.д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам продолжительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях: это усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Важно помнить, что: 1) поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился, показывал пример честного отношения к делу; 2) поощрение требует личностного подхода; в) соблюдать справедливость, т.е. чаще советоваться со всеми воспитанниками.

Соревнование — это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии детей, соблюдения целого ряда важных условий и требований. Организация соревнования — основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Кроме того, пункты (правила) соревнования нужно сделать конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным. Устанавливаются направленность и содержание соревнования. Классическим видом являются соревнования за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета.

Гуманистическая педагогика не отрицает наказаний, а требует лишь изменения их меры, характера, способа введения. По этому вопросу ведутся длительные и бесплодные дискуссии. Некоторые педагоги требуют полной отмены наказаний. Большинство — за их умеренность. Именно сила и интенсивность наказаний считается критерием гуманизации воспитательной системы.

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известны виды наказания, связанные с: 1) наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. Практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие:

- не рекомендуется применять наказания для всего класса;

- наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым;

- наказывая, воспитатель ни при каких обстоятельствах не должен оскорблять воспитанника;

- не следует торопиться с наказанием до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся конфликтной ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания;

- наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только и комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, без методов стимулирования нормальное развитие воспитательного процесса невозможно.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60955. РОЗГАЛУЖЕНІ АЛГОРИТМИ. ОПЕРАТОРИ ВИБОРУ 70.5 KB
  Структура умовного оператора. В Паскалі такими засобами є умовний оператор і оператор варіанту. Кожный умовний оператор припускає виконування однієї з двох дій в залежності від істинності деякої умови.
60956. КЛАСИФІКАЦІЯ КОМПЮТЕРНИХ МЕРЕЖ 91.5 KB
  За правом доступу до ресурсів виділяють такі види компютерних мереж: персональні PN англ. Персональна мережа обєднує власні електронні пристрої користувачів персональні компютери ноутбуки кишенькові компютери мобільні телефони смартфони комунікатори тощо...
60957. 8 Березня – свято весни 51 KB
  Кожна команда отримує назву страви і конверт з інгридієнтами що входять до неї або ні. Переможець: команда що дасть правильну відповідь. Виграє та команда у якої буде правильна відповідь Лунає аудіо запис пісні...
60958. СВЯТА МОЯ КИЇВСЬКА РУСЬ 64.5 KB
  Князь Володимир який на той час правив державою спочатку теж служив язичницьким богам ставив ідолів приносив їм жертви. А що може їх об’єднати Князь Володимир прийшов до думки про єдину віру.
60960. Роль читання в процесі навчання мовного спілкування на уроках англійської мови 115.5 KB
  Читання є одним з найважливіших засобів отримання інформації та в житті сучасної освіченої людини займає значне місце. У реальному житті читання виступає як окремий самостійний вид комунікативної діяльності мотивом...