80922

Особенности ценообразования в различных отраслях и сферах деятельности

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Наиболее емким рынком в РФ является рынок продовольственных товаров. Своими размерами, количеством населения, широкими связями со странами СНГ и регионами мира РФ привлекательна для продавцов и производителей продовольственных товаров.

Русский

2015-02-18

47.56 KB

13 чел.

Особенности ценообразования в различных отраслях и сферах деятельности

  1.  Ценообразование на рынке продовольственных товаров.
  2.  Ценообразование на рынке топливно-энергетических ресурсов.
  3.  Ценообразование в сфере услуг.
  4.  Определение тарифов на рынке транспортных услуг.

1. Ценообразование на рынке продовольственных товаров

Наиболее емким рынком в РФ является рынок продовольственных товаров. Своими размерами, количеством населения, широкими связями со странами СНГ и регионами мира РФ привлекательна для продавцов и производителей продовольственных товаров.

Базой рынка продовольственных товаров является сельское хозяйство. Основными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции выступают сельскохозяйственные предприятия различного профиля и организационно-правовых форм, а также предприятия перерабатывающей отрасли. Основными покупателями выступают заготовительные организации, промышленные предприятия, население, внешнеторговые организации.

В рыночной экономике используются различные виды цен. Основными из них, отражающими отношения между продавцом и покупателем, являются: свободные или договорные; регулируемые; оптовые; розничные; сопоставимые.

Свободная цена - это цена реализации товара, складывающаяся непосредственно на рынке. По своему содержанию она идентична договорной цене, хотя формального акта договоренности между покупателем и продавцом, как правило, не существует. Свободная или договорная цена устанавливается с учетом экономических интересов покупателя и продавца. Уровень свободной цены на рынке определяется через механизм спроса и предложения. К сожалению, достичь сбалансированного спроса и предложения в современных условиях не удается, а по продовольственным товарам цена отражает не столько компромисс между продавцом и покупателем, сколько диктат продавца при вынужденном согласии покупателя.

В странах с развитой рыночной экономикой свободное ценообразование осуществляется при наличии системы законов, регулирующих порядок формирования прибыли и установления цен на товары, входящие в потребительскую корзину. Регулирующая роль государства в формировании цен не противоречит принципам свободного ценообразования. Регулируемая цена - это цена, уровень, динамика и порядок которой регулируется государством. В развитых странах под непосредственным государственным воздействием формируются цены на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. В России порядок регулирования цен определен Указом Президента от 28 февраля 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется установлением государством твердых фиксированных цен на определенный период на отдельные товары. При этом определены нижний и верхний пределы цены с учетом рыночной ситуации, утверждены гарантированные государственные цены с учетом предельного уровня рентабельности. Основным методом регулирования цен является установление определенного размера торговых надбавок на продовольственные товары или определение предельного уровня рентабельности на некоторые продукты. Регулирование цен осуществляется также путем предоставления дотаций отдельным отраслям и производствам. В настоящее время крайне слабо используются такие экономические методы регулирования цен в условиях рынка, как товарные интервенции из государственных запасов через систему государственной и негосударственной торговли.

Оптовые цены представлены ценами, по которым предприятия-изготовители реализуют ее организациям, осуществляющим оптовую торговлю товарами. Основными являются цены, по которым оптовые фирмы продают крупные партии товаров предприятиям и организациям рыночной торговли. При формировании оптовой цены определяют производственные издержки и размер коммерческих расходов на единицу продукции, а также устанавливают соответствующую сумму прибыли в зависимости от условий и возможностей реализации.

Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговле, независимо от того, кто является покупателем продукции. В основе розничных цен лежат цены оптовые, а также цены приобретения товаров предприятиями оптовой и розничной торговли. К оптовым ценам предприятия розничной торговли прибавляют торговую накидку или наценку, за счет которой покрываются издержки обращения и обеспечивается прибыль. Размеры торговых наценок устанавливаются предприятиями розничной торговли самостоятельно, за исключением отдельных продовольственных товаров, по которым торговые накидки регулируются местными органами власти. Существуют предельные размеры торговых наценок, превышать которые предприятия розничной торговли не вправе.

Сопоставимые цены - это цены, которые используются для измерения динамики товарооборота и других сопоставимых показателей. Их применение позволяет получить объективную картину развития торговли, особенно в условиях инфляции и роста цен.

2. Ценообразование на рынке топливно-энергетических ресурсов

Топливно-энергетические ресурсы играют огромную роль в экономике страны. Это происходит по следующим причинам:

  1.  это необходимое сырье и его замена потребовала бы перестройки промышленного производства страны и соответствующих капиталовложений;
  2.  потребление этих ресурсов не ограничено;
  3.  запасы этих ресурсов сокращаются;
  4.  за счет продукции топливно-энергетического комплекса обеспечивается функционирование важнейших отраслей хозяйственного комплекса России;
  5.  Россия выступает одним из крупнейших экспортеров этой продукции, что обеспечивает значительные валютные поступления.

Производство и потребление электрической и тепловой энергии имеет ряд особенностей, обусловленных формированием затрат по производству энергии, а также потребностями региона и его производственным потенциалом. Обоснование тарифов по электроэнергии для промышленных производителей должно учитывать несовпадение во времени процесса производства и потребления, неравномерность потребления по времени года и суток. Названные особенности определяют необходимость введения для промышленных потребителей двухставочного тарифа: основного - за максимальную заявленную мощность и дополнительного - за дополнительно потребленное количество энергии. Заявленная мощность характеризует участие потребителя в формировании совмещенного максимума энергосистемы. Но наряду с этим, используется  и одноставочный тариф для расчета с населением и маломощными потребителями.

Расчет двухставочного тарифа можно представить в следующем виде:

  1.  основная плата:

         FC

Рос = ––––,  

  N cm

где FC – постоянные затраты энергосистемы, (руб./год);

Ncm – совмещенный максимальной нагрузки энергосистемы (кВт) – максимально заявленная мощность.

  1.  дополнительная плата:

        VC

Рд= ––––,  

         Q

где VC – переменные затраты энергосистемы (руб./год);

Q – количество дополнительно потребленной энергии КВт.

Ценообразование на тепловую и электрическую энергию разрабатывается на основе Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и определяет основные принципы и методы формирования тарифов.

Государственное регулирование тарифов осуществляет Федеральная и региональные энергетические комиссии. Тарифы представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты на электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги. Цена электрической и тепловой энергии включает стоимость единицы энергии  без стоимости ее передачи или каких-либо еще связанных с этим услуг.

Период, на который устанавливаются регулирующими органами тарифы, равен в настоящее время одному году.

3. Ценообразование в сфере услуг

Сфера услуг – это совокупность отраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общего производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных услуг для населения. Услугам характерны следующие черты: неосязаемость, неспособность к хранению, нестабильность качества оказания услуги, неотделимость от лиц, производящих и потребляющих услуги. В  настоящее время предприятиями сферы услуг выполняются следующие виды услуг: бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, туристическо-экскурсионные, услуги здравоохранения, банковские услуги и так далее.

При установлении способов ценообразования на услуги следует учитывать наличие спроса на них. Исходя из особенностей услуги, можно отметить, что спрос на услуги индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер и практически невзаимозаменяем. Вместе с тем потребление услуг в отличие от потребления нематериальных благ не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов одновременно. Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором народного хозяйства, а доля занятых в этой сфере в развитых странах превышает 50% от всего количества работающих.

Спрос на услуги зависит от следующих обстоятельств:

  1.  потребление услуг не имеет границ;
  2.  влияние на спрос оказывают предпочтение потребителей  и мода;
  3.  зависимость спроса от уровня цен;
  4.  взаимозаменяемость услуг;
  5.  влияние доходов потребителей на объем спроса;
  6.  временные колебания спроса на услуги.

На процесс формирования цен в сфере услуг оказывает влияние высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. Это приводит к тому, что чисто рыночные механизмы хозяйствования не всегда эффективны, и, следовательно, регулирующая спрос и предложение цена должна быть дополнена финансовыми рычагами, как льготы и дотации производителям и субсидии потребителям. Эта проблема характерна в первую очередь для услуг здравоохранения, образования, культуры.

Высокая чувствительность к конъюнктуре рынка требует значительной гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен в зависимости от изменения спроса, использования скидок с цен в целях устойчивого получения доходов в условиях неравномерности спроса.

Цены на услуги могут рассчитываться в виде:

  1.  цены на единицу потребляемой услуги (билет в кино, музей);
  2.  интегральных цен, представляющих собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт бытовой техники, обуви, стоматологические услуги);
  3.  комплексных цен, используемых при реализации взаимодополняющих услуг (цена тура в туристско-экскурсионном обслуживании, цена за лечение в стационаре).

Также цены на услуги могут быть построены по принципу абонемента, дающего право пользования данной услугой в течение определенного периода времени без ограничения объема (водоснабжение, использование проездного билета в наземном транспорте).

Значительное влияние на процесс формирования цены в сфере услуг оказывает структура рынка.

В условиях конкурентного рынка функционируют предприятия службы сбыта, туристско-экскурсионного обслуживания, большая часть лечебных учреждений. Предприятия этой группы очень ограничены в своих действиях по установлению уровня цены, и в то же время цены на их услуги являются свободными и могут быстро меняться при изменении конъюнктуры рынка.

В условиях естественной монополии действуют предприятия жилищно-коммунального хозяйства, цены, на услуги которых регулируются государством в лице соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ.

Формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары. В основном применяются методы ценообразования на основе издержек и текущего уровня цен, позволяющие небольшим предприятиям сферы услуг определить цены быстро и без особых затрат на сбор информации. При этом следует учитывать, что определение цен происходит на основе полных затрат, так как переменные затраты составляют небольшую часть затрат, а в ряде случаев – рассчитываются и учитываются отдельно (запасные части, строительные материалы, ткани). Ценообразование на основе текущих цен позволяет сформировать практически единые цены на услуги в пределах данного рынка, нижней границей которых будут средние издержки производства. Метод ценообразования на основе спроса может быть применен в том случае, когда потребитель может определить ценность данной услуги по сравнению с аналогичными. Цены на основе спроса потенциальных потребителей обычно устанавливаются на услуги театрально-зрелищных предприятий.

4. Определение тарифов на рынке транспортных услуг

Транспортный тариф — это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают в себя тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость. Пассажирский транспорт оказывает услугу.

В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денежным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, связанные с формированием составов, отгрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства, связи и др.

Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому и в расчете на 1 т они остаются постоянными.

Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов. Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:

С = Р + З*Д  ,

где С — себестоимость перевозки 1 т груза;

Р — расходы на начально-конечные операции на 1 т груза:

3 — затраты па передвижение 1 т груза на 1 км;

Д — расстояние, км.

Отсюда себестоимость тонно-километра грузооборота транспорта будет вычисляться по формуле:

С = Р/Д + 3

С увеличением расстояния перевозки себестоимость тонно-километра снижается. Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонна-километр. Грузовые транспортные тарифы определяются как сумма себестоимости тонно-километра грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроизводства. Тарифы непосредственно не включает в себя налог па добавленную стоимость, который взимается с провозной платы.

Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет устанавливать двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тарифы формируются особым образом. На водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции — на автомобильном транспорте. Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте и наиболее высока на автомобильном, так как затраты энергии на передвижение но воде значительно ниже, чем на передвижение по автомобильной дороге.

Уровень транспортных издержек различается по регионам страны. Наиболее сильно дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки этими вилами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия.

Себестоимость тонно-километра грузооборота зависит от особенностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим весом значительно выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4824. Создание первой программы на языке Turbo Pascal 184 KB
  Создание первой программы. Цель: Показать студентам пример создания программы. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимательности. Пл...
4825. Создание первой программы в языке Turbo Pascal 94.5 KB
  Создание первой программы. Цель: Показать студентам управление программой при помощи меню. Задачи: Воспитательная: повторение уже изученного языка программирования TurboPascal. Учебная: научить создавать программы. Развивающая: развитие внимат...
4826. Отладка программ на языке Pascal 185 KB
  Отладка программ Цель: Дать студентам понятие ошибки, причины их возникновения. Задачи: Воспитательная: любая программа несовершенна, всегда находятся ошибки, исправить которые требует время. Учебная: обнаруживать ошибки и вовремя исправлять их. Раз...
4827. Управляющие структуры Object Pascal 273.5 KB
  Управляющие структуры ObjectPascal. Цель: Повторение со студентами управляющих структур Pascal. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: повторение управляющих структур и их применение в среде разработки ObjectPascal. Р...
4828. Символы и строки в среде разработки Object Pascal 80 KB
  Символы и строки. Цель: Повторение со студентами записи символов и строк. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: повторение записи символов и строк в среде разработки ObjectPascal. Развивающая: развитие внимательности. План...
4829. Консольное приложение. Создание приложения под DOS 87.5 KB
  Консольное приложение. Цель: Создание консольного приложения. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: создание приложения под DOS. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изучение но...
4830. Массивы. И работа с ними в языке Pascal 446.5 KB
  Массивы. Цель: Научить студентов использовать массивы при написании программы. Задачи: Воспитательная: необходимость повторения. Учебная: создание приложений для работы с массивами. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организац...
4831. Процедуры и функции в программировании на языке Pascal 151 KB
  Процедуры и функции. Цель: Научить студентов избегать дублирования кода в программе. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный момент. Изуч...
4832. Создание приложений позволяющих сохранять результат в файле 160 KB
  Файлы. Цель: Научить студентов создавать приложения, позволяющие сохранять результаты работы в файле. Задачи: Воспитательная: работа над собой. Учебная: создание приложений. Развивающая: развитие внимательности. План занятия. Организационный м...