80925

Система цен. Классификация цен

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Она состоит из различных элементов в качестве которых можно рассматривать как конкретные отдельные цены так и определенные группы цен объединяемых по различным признакам. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен входящих в единую систему обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами: Все цены формируются на единой методологической основе которой являются законы стоимости предложения и спроса. В зависимости от характера обслуживаемого...

Русский

2015-02-18

48.61 KB

6 чел.

Система цен

1. Система цен

2. Классификация цен.

1. Система цен

Система цен характеризует собой взаимосвязь различных видов цен. Она состоит из различных элементов, в качестве которых можно рассматривать как конкретные отдельные цены, так и определенные группы цен, объединяемых по различным признакам.

В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми другими ценами.

В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение в одном из блоков данной системы довольно быстро передаётся  во все другие блоки.

Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также металлургия. Так, изменение цен на энергоносители быстро отражается на уровне цен продукции всех без исключения отраслей экономики.

Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. Например, «волна» повышения цен в топливно-энергетическом комплексе через определённое время возвращается в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.).

В административной экономике повышение цен в базовых отраслях часто компенсировалось путём предоставления дотаций другим отраслям. При переходе к рынку дотаций в таких широких масштабах, как было прежде, быть не может. Сохранение дотаций привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций привела к значительному усилению взаимозависимости всех видов цен, входящих в единую систему, сделала её более гибкой и динамичной, более соответствующей требованиям рынка.

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

  1.  Все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса.
  2.  Все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не только не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предполагает такое движение.

Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эта среда включает: товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.

2. Классификация цен

Система цен состоит из отдельных видов цен, что обуславливает возможность классификации цен внутри системы в соответствии с определенными признаками.

1. В зависимости от характера обслуживаемого оборота цены делятся на цены промышленности (оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности); цены сельского хозяйства (закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию); розничные цены; транспортные тарифы (тарифы железнодорожного, автомобильного, водного, трубопроводного и др. транспорта); цены  строительства (сметная стоимость, прейскурантная цена, договорная цена); коммунальные тарифы (плата за электроэнергию, воду, газ и т.д.); тарифы на услуги; внешнеторговые цены.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают три основных вида цен на продукцию:

– оптовая цена предприятия;

– оптовая цена промышленности;

– розничная цена.

Оптовая цена предприятия формируется исходя из себестоимости продукции, прибыли предприятия, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

Ц опт. пр. =  С n   х (1 + R cc) + А + НДС пр ,

где Сn – себестоимость единицы продукции предприятия, руб.;

R cc  – уровень рентабельности, рассчитанный по себестоимости, т. е.  это величина прибыли, приходящаяся на один рубль затрат, в долях единицы:

           ПРг        R ПФ   х  ПФсг        

R CC = ––––  =  ––––––––––––– ,

           Спг                Спг

где ПРг – сумма прибыли, полученной от реализации годового объема продукции, руб.;

СПГ  – себестоимость годового объема продукции, руб.;

R ПФ  –  рентабельность производственных фондов предприятия (т. е. основного и оборотного капитала), в долях единицы:

            ПРг

R ПФ = –––––  ,

           ПФсг

где ПФСГ - среднегодовая  стоимость производственных фондов, руб.;

А – сумма акциза (уплачивается, в основном, в установленной сумме в рублях на единицу конкретного товара), руб.;

НДС пр – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый предприятием-производителем, руб.:

                (С n   х (1 + R cc) + А) * 10 % (18 %)

НДС пр = –––––––––––––––––––––––––––––

                                      100

Можно в другом виде представить формулу оптовой цены предприятия:

Ц опт. пр  =  Сп + ПР + А + НДС пр ,

где ПР – прибыль на единицу продукции, руб.

                (Сп + ПР + А) * 10 % (18 %)

НДС пр = –––––––––––––––––––––––––

                                         100

Оптовая цена промышленности  формируется на основе оптовой цены предприятия, затрат и прибыли сбытовых организаций и НДС.

Ц опт. пром  = Ц опт. пр. + З сб  + ПР сб + НДС сб ,

где З сб – затраты сбытовых организаций, руб.;

ПР сб – прибыль сбытовых организаций, руб.;

НДС сб – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый сбытовой организацией, руб.:

          (З сб  + ПР сб) * 10 % (18%)

НДС сб = –––––––––––––––––––––––––––-

                                                  100

Розничная цена  является конечной ценой, по которой продукция реализуется через торговую сеть. Она включает оптовую цену промышленности, сумму торговой наценки предприятий розничной торговли и НДС.

Ц р =  Ц опт. пром. + Т + НДС р ,

где Т – сумма торговой наценки, руб.:

        Ц опт. пром. * Т%

Т = –––––––––––––  =  ПР р + З р ,

                100

где Т% – процент торговой наценки;

З р и ПР р – затраты и прибыль предприятий розничной торговли, руб.;

НДС р – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый предприятием розничной торговли, руб.:

              Т * 10 % (18 %)

НДС р = –––––––––––––

                       100

2. В зависимости от способа установления (фиксации) цены делятся на три вида.

Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не изменяются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту.

Подвижные цены – цены, которые могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка. При этом в договоре указывается источник, по которому можно судить об изменении рыночной цены.

Скользящие цены – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений издержек производства за период, необходимый для изготовления продукции. Скользящие цены рассчитываются в соответствии с внесенной в договор и согласованной сторонами формулой инфляционного скольжения. Кр. того, в договоре м.б. предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы.

3.  В зависимости от государственного воздействия цены могут быть двух видов.

Свободные (или рыночные) цены устанавливаются на основе спроса и предложения на данном рынке.

Регулируемые цены – цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. В любой экономической модели регулируемые государством цены устанавливаются: на продукцию предприятий-монополистов и на социально-значимые товары.

Регулируемые цены могут быть:

– предельными – т.е. выше них предприятия не могут устанавливать цену своей продукции;

– фиксированными – т. е. установленными на определенном уровне.

4. В зависимости от вида рынка выделяют три вида цен.

Аукционная цена – продажная цена товара, реализованного на аукционе. Аукционная цена может существенно отличатся от рыночной цены в связи с тем, что отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров.

Биржевые цены – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых и качественно однородных товаров. Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов и, в то же время, служат ориентиром для установления цен по товарам, реализуемым по обычным контрактам.

Цены торговэто цены особой, специализированной торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению заранее определенных работ, из которых он выбирает самый эффективный.

5. По способу получения информации цены бывают публикуемые и расчетные.

Публикуемые цены – цены, сообщаемые в специальных источниках информации:  экономических газетах и журналах, прейскурантах, каталогах. Публикуемые цены являются справочными. Они могут быть:

– номинальными (применяются в качестве базы при заключении сделки. Они, как правило, завышены по сравнению с ценами реальных сделок. Поэтому размер скидок с них в процессе переговоров достигает 15-30 и даже 50 %);

– базовыми (отражают цены сделок, совершенных за истекший период).

Расчетные цены – применяются в контрактах на нестандартную продукцию, производимую по индивидуальным заказам. Рассчитываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий.

6.  По времени действия цены могут быть постоянные, сезонные, ступенчатые.

Постоянные цены – цены, срок действия которых заранее не определен.

Сезонные цены –  цены, срок действия которых определен периодом времени.

Ступенчатые цены – это ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее определенные моменты времени по предварительно установленной шкале.

7.  По условиям поставки и продажи выделяется цена-нетто и цена-брутто.

Цена-нетто – цена на месте купли-продажи.

Цена-брутто – цена, определяемая с учетом условий купли-продажи, т. е. вида и размера потоварных налогов, наличия  и уровня скидок, условий страховки и вида "франко".

8. Внутрифирменные (трансфертные) цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Данные о трансфертных ценах, как правило, являются коммерческой тайной. Их уровень значительно отличается от обычного (они в 3-4 раза ниже). Использование трансфертных цен может значительно повлиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить свою конкурентоспособность.

9. Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные сделки. Они отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенных товаров и служат ориентиром при заключении контрактов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65164. «ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО» В ГОСУДАРСТВАХ ЧИНГИЗИДОВ XIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV ВЕКА 74.5 KB
  Исследователи истории Монгольской империи государств выделившихся из нее впоследствии а так же их наследников практически не уделяли внимания важнейшему вопросу вопросу правового статуса членов рода Чингизидов как собственников и хозяев владений.
65165. ЯРЛЫКИ ХАНОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА И КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВА 115 KB
  При исследовании и анализе правовых документов прошлого юридических памятников необходимо учитывать особенности которые отличают их от работы с современными источниками права. Во-первых необходимо очень осторожно применять к ним критерии разработанные специалистами...
65166. Сообщения о монгольском нашествии на Русь в некоторых зарубежных источниках: к вопросу о преобладании стереотипов и мифов над фактами 85.5 KB
  Данное сочинение представляет собой отчет о поездке его в качестве папского посланника к монгольскому хану в 1245-1247 гг. Эта мысль подтверждается и сообщением южнорусской Ипатьевской летописи о гибели Юрия Всеволодовича наиболее близким по содержанию к Истории Фомы Сплитского...
65167. «Вторая империя» монголов: притязания и действительность 144.5 KB
  В настоящей работе мы намерены проанализировать статус второй империи Чингизидов и выяснить насколько формальный статус соответствовал политической реальности. Полагаем что первые шаги к восстановлению империи были сделаны именно на рубеже XIII-XIV вв.
65168. К вопросу о переходе власти в государствах Чингизидов. Золотая Орда в 1358-1362 гг.: династический кризис и феномен самозванства 153 KB
  Также мы попытаемся разобраться с проблемой самозванства ряда претендентов на трон в этот период – кажется единственный беспрецедентный период в истории Золотой Орды когда к власти приходили правители с сомнительным происхождением.
65169. Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов) 214 KB
  Личность Мамая выдающегося правителя Золотой Орды Улуса Джучи второй половины XIV в. Безусловно такая задача была бы практически нерешаемой если бы в нашем распоряжении были только упомянутые нарративные источники с негативной оценкой деятельности Мамая и собственные логические умозаключения.
65170. «Закон», «обычай», «традиция» средневековых монголов в «Книге о тартарах» 81 KB
  Книга о тартарах Иоанна де Плано Карпини имеет большую ценность для исследователей права средневековых монголов поскольку в ней представлен взгляд европейского современника который к тому же побывал в Монгольской империи в эпоху преобразований.
65171. Золотоордынские ярлыки Русской Церкви как пример правоотношений светской и духовной власти на государственном и надгосударственном уровне 50 KB
  Ярлыки русской церкви представляют собой в общемто весьма распространенный тип ярлыков выдававшихся и в Монгольской империи и в ее отдельных улусах. Надо полагать что выдача ярлыков русской церкви осуществлялась всеми золотоордынскими ханами начиная с самых первых за исключением...
65172. К вопросу о судебной реформе крымского хана Мурад-Гирея (по сведениям «Семи планет» Сейида Мухаммеда Ризы) 29 KB
  Дальнейшая политика Мурад Гирея свидетельствовала о его лояльности: он постоянно являлся в Стамбул активно участвовал в войнах империи. На наш взгляд действия Мурад Гирея являлись популистской акцией попыткой укрепления собственного имиджа в глазах подданных.