8095

Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также...

Русский

2013-02-03

22.21 KB

29 чел.

Мировоззрения личности. Основные пути формирования научного мировоззрения школьников

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.  Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.  

Научное мировоззрение опирается на научную картину мира, на выводы и обобщения, сделанные путем научного анализа и теоретического осознания причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений. Научное мировоззрение создает основу для правильного предвидения возможностей развития того или иного явления, процесса, события.

Ведущую роль в формировании научного мировоззрения должна играть школа. Научное мировоззрение является целью и результатом воспитания в школе.

Основные задачи работы школы по формированию научного мировоззрения:

1) добиваться научно-материалистического понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

2) убеждать учащихся в материальности мира и познаваемости его закономерностей; в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания человека;

3) вырабатывать у школьников стремления, мотивы и умения совершать поступки в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

4) научить школьников оценивать явления природы, общества с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, некоторых пережитков прошлого в сознании людей и др.

Научное мировоззрение формируется: а) на всех учебных занятиях; б) во время общения и взаимодействия; в) в процессе разнообразной деятельности школьников; г) во внеклассной и внешкольной работе; д) под воздействием СМИ, телевидения, радио; е) в процессе самообразования и самовоспитания и др.

Хотя формирование научного мировоззрения осуществляется на всех этапах школьного обучения и воспитания, тем не менее нельзя сказать, что к окончанию школы все ее выпускники имеют достаточно устойчивые взгляды и убеждения. Причины тут разные. Во-первых, немало учащихся завершает школьное образование со слабыми знаниями. Во-вторых, школа не в состоянии обеспечить выработку у учащихся достаточного жизненного опыта, без чего невозможно сформировать устойчивые взгляды и убеждения. Но при надлежащей организации учебно-воспитательной работы она закладывает интеллектуальные и эмоционально-чувственные основы научного мировоззрения и создает предпосылки для его дальнейшего развития и укрепления.

Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70217. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВ 71.5 KB
  Финансы как экономическая категория Общественно-экономические системы различаются экономическими отношениями которые в свою очередь являются производными от уровня и характера развития производительных сил. При этом финансы не могут не учитывать отношения распределения...
70218. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 217 KB
  Уголовно-исполнительная политика направление деятельности государства в его специально уполномоченных органах в сфере исполнения уголовного наказания. Уголовно-исполнительная политика определяет: цели; принципы; стратегию; основные направления формы методы деятельности...
70219. Фотокомпозиция 77.5 KB
  Композиция – построение, группировка и последовательность изобразительных приёмов, организующих идейно-художественное целое; соотношение и взаимное расположение частей. Точка съёмки – это положение фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту. Ниже приведена классификация точки съемки.
70220. Введение в фотографию 103.5 KB
  Развитие на нынешнем этапе цифровой фотографии происходит в основном благодаря электронным и информационным технологиям. Принцип действия фотографии основан на получении изображений и фиксировании их с помощью химических и физических процессов получаемых с помощью света...
70221. Основы теории цвета 86.5 KB
  Индивидуальное восприятие цвета определяется его спектральным составом а также цветовым и яркостным контрастом c окружающими источниками света а также несветящимися объектами. Накопленные экспериментальные данные в XX веке по волновым и корпускулярным свойствам видимого...
70222. Принципы работы фотоаппаратов 95.5 KB
  Численное значение диафрагмы определяет следующие элементы фотографического процесса: экспозиция с уменьшением отверстия на одну ступень поток света уменьшается вдвое что требует увеличения вдвое времени выдержки для сохранения правильной экспозиции; глубина резкости чем меньше отверстие...
70223. Основні терміни метрології та їх визначення 311 KB
  Фізичні величини та одиниці вимірювань Об’єкти довкілля це фізичні тіла та їх системи. Вибір основних величин і розмірів їх одиниць під час побудови системи одиниць теоретично довільний але він продиктований певними вимогами практики а саме: кількість основних величин має бути невеликою...
70224. Методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности 332.5 KB
  Студент должен знать: ПК50 основы безопасности общества и личности; порядок взаимодействия медицинских формирований и учреждений при ликвидации последствий в очагах поражения ПК12 особенности организации оказания медицинской помощи проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных...
70225. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 887.5 KB
  Цель занятия: овладеть следующими компетенциями в пределах дисциплины БЖД и Медицина катастроф ПК12 способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков проводить их коррекцию осуществлять...