8096

Формирование нравственной культуры личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Формирование нравственной культуры личности Моралькак форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: воз...

Русский

2013-02-03

24.46 KB

19 чел.

Формирование нравственной культуры личности

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

Иррациональные теории морали утверждают, что истоки нравственности лежат в глубинах самосознания и подсознания личности. Мораль не зависит от социума и определяется волей человека (А.Шопенгауер, Ф.Ницше, экзистенциализм). Натуралистические теории морали говорят, что нравственность зависит от природных инстинктов, задатков, данных от рождения нравственных структур. Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.

Согласно научно-материалистической позиции, мораль детерминирована обществом, однако человек свободен в выборе норм поведения и должен нести ответственность за свой выбор. Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм и следовании им в личном поведении. Соблюдение моральных норм обязывает человека часто преодолевать аморализм отдельных групп или всей социальной системы.

Структуру нравственности личности составляют знания, чувства и отношения, поведение. Все три компонента нравственности определяют задачи нравственного воспитания (НВ), которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Содержанием нравственного воспитания в школах должно быть формирование:

- чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение,

- потребности в труде,

- гуманного отношения к окружающим,

- бережного отношения к природе,

- законопослушности,

- социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни,

- коммуникативных навыков,

- культуры общения,

- потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом НВ является вовлечение учащихся в трудовую, общественную, художественную, спортивную деятельность.

Создание воспитывающих ситуаций - один из методов НВ. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.

К формам нравственного воспитания относятся:

  1.  специальные уроки;
  2.  этические беседы,
  3.  лекции,
  4.  дискуссии,
  5.  тематические вечера,
  6.  встречи,
  7.  конференции.

Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников.

Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях:

  1.  знание нравственных норм,
  2.  наличие в сознании ученика нравственных правил,
  3.  потребность и умение их выполнять,
  4.  способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь),
  5.  поведение в соответствии с нравственными нормами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49794. Расчет переходных процессов 185.88 KB
  При всех изменениях в электрической цепи: включении выключении коротком замыкании колебаниях величины какого-либо параметра и т. Расчет переходных процессов с применением классического метода Для электрической цепи рисунок 1 и исходных данных таблица 1 найти закон изменения тока при замыкании ключа К. 7 Так как следовательно: Так как следовательно: Закон изменения тока на индуктивности будет иметь вид: Для нахождения закона изменения тока на индуктивности при переходном процессе необходимо рассчитать входное...
49795. Создание сайта Радиотехника и освоение человеком космического пространства 290.5 KB
  Структура и компоненты HTMLдокумента. Гиперссылки в документах HTML. В Internet составители компьютерных страниц делают практически то же самое подчеркивая либо выделяя в документах ключевые слова или пиктограммы.
49798. Расчёт параметров систем передачи непрерывных сообщений дискретными сигналами 874.5 KB
  Распределение ошибки передачи сообщения по источникам искажений. Расчёт информационных характеристик источника сообщения и канала связи. Для преобразования непрерывного сообщения в цифровую форму используются операции дискретизации и квантования. В составе цифрового канала предусмотрены устройства для преобразования непрерывного сообщения в цифровую форму АЦП аналого-цифровой преобразователь на передающей стороне и устройства преобразования цифрового сигнала в непрерывный ЦАП...
49799. Индивидуальный жилой дом в г. Рязань 368.27 KB
  Оконные проемы в стенах запроектированы без четвертей, чтобы обеспечить тепловую защиту от продувания через оконные проемы утеплитель делают выступающим на 30 мм над оконными и дверными проемами уложены железобетонные перемычки. Они передают нагрузку от вышележащих конструкций на стены.
49800. Нахождение корней нелинейного уравнения 3.95 MB
  Блок-схемы реализующие численные методы -для метода дихотомии: Блок-схема для метода хорд: Блок-схема для метода Ньютона: Листинг программы unit Unit1; interfce uses Windows Messges SysUtils Vrints Clsses Grphics Controls Forms Dilogs TeEngine Series ExtCtrls TeeProcs Chrt Menus OleCtnrs StdCtrls xCtrls OleCtrls VCF1 Mth; type TForm1 = clssTForm GroupBox1: TGroupBox; OleContiner2: TOleContiner; MinMenu1: TMinMenu; N1: TMenuItem; Chrt1: TChrt; Series1:...