8097

Гражданское воспитание школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Гражданское воспитание школьников Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно: политической культуры, - правовой культуры - культуры межнациональных отноше...

Русский

2013-02-03

23.98 KB

55 чел.

Гражданское воспитание школьников

Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно:  

- политической культуры,

- правовой культуры

- культуры межнациональных отношений.

Содержание политической культуры школьника, будущего полноправного гражданина страны составляет следующее:

- знание политики, политической системы страны, органов управления государством,

- лояльное отношение к политической организации общества,

- умение участвовать в политической жизни страны.

Все это является для некоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся и определяет содержание и средства такой работы.

Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое воспитание выполняет 2 основные функции:

  1.  передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности;
  2.  формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности.

Специфика правового воспитания состоит в следующем:

1) его исходной базой выступает система правовых норм.

2) до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания.

3) оно основывается на возможности государственного принуждения.

4) это воздействие осуществляется на всех субъектах права.

5) оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов.

6) правовое воспитание осуществляется лицами имеющими юридическое образование.

Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять.

Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. Нельзя, однако, думать, что возможно формировать правовую культуру, сознание отдельно от нравственности. Правовая культура - часть нравственной культуры человека.

Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести:

- знание истории, культуры, искусства своей родины, страны;

- любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры;

- знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение;

- умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах взаимоуважения и толерантности.

Современная школа и общество располагают достаточным арсеналом средств для гражданского воспитания учащихся. К ним относятся прежде всего ряд традиционных школьных предметов (история, литература, география, обществоведение). Во-вторых, эти задачи решаются во внеурочной деятельности учеников и во внешкольной работе с ними: это участие школьников в самоуправлении, в выборных школьных органах, в разнообразных делах школы, класса, занятия детей в клубах, кружках, молодежных общественных организациях, участие в социально-политической жизни страны.

Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62263. КУЛЬТУРА КИЇВСЬКОЇ РУСІ ТА ГАЛИЦЬКО-ВОЛИНСЬКОЇ ДЕРЖАВИ 36.37 KB
  Матеріальна і духовна культура східних слов’ян. Культура Київської Русі та ГалицькоВолинського князівства IX – до сер. Основою культури Київської Русі була багатовікова самобутня культурна традиція східнослов’янських племен. Торгівля продуктами сільського господарства і ремесла спочатку мала характер обміну як всередині общини так і між племенами та землями Київської Русі.
62264. Окремі організаційні та функціональні складові судів в Україні 45.99 KB
  Члени Вищої кваліфікаційної комісії суддів України з числа суддів призначаються зїздом суддів України відкритим або таємним голосуванням. Зїзд суддів може обрати більше ніж шість суддів на випадок вибуття одного або кількох членів зі складу Комісії...