8098

Формирование эстетической культуры школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Формирование эстетической культуры школьников Эстетическое воспитание (ЭВ)- процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в об...

Русский

2013-02-03

24.76 KB

55 чел.

Формирование эстетической культуры школьников

Эстетическое воспитание (ЭВ) - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель ЭВ - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

  1.  Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства.
  2.  Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.
  3.  Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
  4.  Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.
  5.  Эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Объем понятия "эстетическая культура" определяет задачи и содержание ЭВ учащихся:

1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетическою вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.

Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей рано выявляются способности к пению, танцам, чтению стихов, рисованию, лепке. Изучая их склонности, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное развитие ребенка.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83862. Долевое и сегментарное строение лёгких. Трахея и главные бронхи. Особенности лёгочных артерий и лёгочных вен 282.9 KB
  Длина трахеи 915 см ширина 1527 см. Место разветвления трахеи на два бронха получило название бифуркации трахеи. С внутренней стороны место разделения представляет собой вдающийся в полость трахеи полулунный выступ – киль трахеи. Главные бронхи асимметрично расходятся в стороны: правый более короткий 3 см но более широкий отходит от трахеи под тупым углом над ним залегает непарная вена; левый бронх длиннее 45 см более узкий и отходит от трахеи почти поп прямым углом над ним проходит дуга аорты.
83863. Резекция лёгкого. Хирургическая тактика при раке и доброкачественных опухолях лёгкого 50.4 KB
  Техника резекции лёгкого заднебоковой доступ; пневмолиз выделение из сращений; вскрытие медиастиналыюй плевры; обработка корня: последовательно вначале артерию затем вену и в конце бронх при раке вену артерию бронх; удаление легкого; проверка герметичности культи бронха физраствор в плевральную полость смотрят наличие пузырьков воздуха при раздувании; дренаж в плевральную полость; ушивание раны. Радикальные операции на легких выполняют при раке легкого туберкулезе легких бронхоэктатической болезни хронической пневмонии...
83864. Пункция перикарда и ушивание раны сердца. Техника выполнения 46.5 KB
  Пункция перикарда Показания: с диагностической или лечебной целями преимущественно при выпотных перикардитах. Ушивание раны сердца оперативный доступ обычно по ходу раневого канала; продольное вскрытие перикарда широким разрезом кпереди от диафрагмального нерва; наложение узловых или Побразных швов на рану; освобождение полости перикарда от сгустков крови; ушивание перикарда редкими швами.
83865. Коронарные артерии и проводящая система сердца. Принципы операций на коронарных артериях, шунтирование и стентирование 54.08 KB
  Коронарные артерии . interventriculris posterior – конечная ветвь правой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде; r. interventriculris posterior конечная ветвь левой коронарной артерии проходит в одноимённой борозде.
83866. Хирургическая анатомия пищевода. Операции на пищеводе 66.98 KB
  Хирургическая анатомия пищевода Отделы: шейный грудной и брюшной. Синтопия: Спереди пищевода лежат перстневидный хрящ и трахея; сзади позвоночник и длинные мышцы шеи: по бокам нижние полюсы боковых долей щитовидной железы и общие сонные артерии. Правый возвратный нерв проходит позади трахеи по боковой поверхности пищевода.
83867. Строение брюшной стенки – классификация мышц живота, кровоснабжение, иннервация. Формирование влагалища прямой мышцы живота. Лапаротомия 53.51 KB
  Мышечные пучки идут в поперечном направлении. Линия перехода мышечной части поперечной мышцы живота в сухожильное растяжение называется полулунной линией (linea semilunaris) или спигелиевой линией. Самые нижние мышечные пучки внутренней косой мышцы живота и поперечной мышцы живота, сопровождая семенной канатик, образуют мышцу, поднимающую яичко...
83868. Грыжа: определение, составные части грыжи, классификация грыж. Принципы операций при грыжах передней брюшной стенки, основные этапы операции 45.85 KB
  Принципы операций при грыжах передней брюшной стенки основные этапы операции. Наружные грыжи: 1 паховая грыжа косая и прямая; 2 бедренная грыжа; 3 грыжа белой линии живота; 4 пупочная грыжа; 5 грыжа спигелиевой полулунной линии; 6 поясничная грыжа; 7 запирательная грыжа; 8 послеоперационная грыжа. Внутренние грыжи: 1 грыжа двенадцатиперстнотощего кармана; 2 грыжа сальниковой сумки; 3 ретроцекальная грыжа; 4 различные виды диафрагмальных грыж. По клиническим признакам: 1 вправимые; 2 невправимые; 3 ущемленные: ущемление...
83869. Строение пахового канала. Складки и ямки задней поверхности передней брюшной стенки. Треугольники паховой области. Косая и прямая паховая грыжа 98.4 KB
  Стенки: 1 верхняя нижние пучки внутренней косой мышцы живота и поперечной мышцы живота; 2 передняя апоневроз наружной косой мышцы живота; 3 нижняя паховая связка утолщенный и загнутый в виде желобка нижний край апоневроза наружной косой мышцы живота; 4 задняя поперечная фасция. Поверхностное паховое кольцо образовано расходящимися медиальными и латеральными ножками апоневроза наружной косой мышцы живота скрепленными межножковыми волокнами закругляющими щель между ножками в кольцо; Глубокое паховое кольцо образовано поперечной...
83870. Способы пластики пахового канала при прямых и косых паховых грыжах 50.78 KB
  Способы укрепления передней стенки пахового каналапри косых грыжах Способ Мартынова Впереди семенного канатика подшивается к паховой связке медиальный лоскут наружной косой мышцы живота а латеральный поверх медиального. Способ Жирара Впереди семенного канатика узловыми капроновыми швами подшивают свободные края внутренней косой и поперечной мышц живота к паховой связке. Затем к связке подшивают медиальный лоскут апоневроза наружной косой мышцы живота и латеральный лоскут укладывают поверх медиального и подшивают рядом узловых швов....