8099

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Доклад

Педагогика и дидактика

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и друг...

Русский

2013-02-03

24.82 KB

48 чел.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).

В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Это так, и русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей.

Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Для создания концепции ТВ много сделал А.Макаренко, он описал педагогические условия труда как средства воспитания: производительный, коллективный и соревновательный характер труда, разнообразие и усложнение трудовых операций, эстетика и научная организация труда, рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон.

Советская школа функционировала на основе этой концепции как общеобразовательная, трудовая, политехническая. В ней были обязательны уроки трудового обучения и виды труда школьников. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современном производстве, технике, экономике.

Систему ТВ составляет совокупность задач, содержания, методов и средств. К задачам ТВ относятся: формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах; выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками; развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии. Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников, в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. В последней используются такие методы и формы, как беседы, встречи с интересными людьми, различные трудовые акции, экскурсии и пр.

Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии.

Представление о труде как о важном факторе воспитания остается в современной российской школе, хотя труд школьников и начальное профессиональное образование являются необязательными, а рекомендуются, если есть возможности и спрос. Отечественная концепция трудового воспитания, по-видимому, будет сближаться с западным подходом, согласно которому начальная трудовая подготовка и профессиональное обучение имеются для тех, кто не идет в университет.

Составной частью ТВ является профессиональная ориентация - процесс оказания помощи учащимися в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда. Система ПО включает.

1. Профессиональное просвещение - ознакомление учащихся с миром труда, профессий, с проблемами профессионального самоопределения.

2. Профессиональная диагностика - изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессии. Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической.

3. Профессиональная консультация - выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению.

4. Профессиональный отбор - выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии.

5. Профессиональная адаптация - процесс приспособления молодых людей к условиям производства.

Современная школа работу, цель которой - профессиональное самоопределение учащихся. Она конкретизируется в следующих задачах: помощь в изучении мира профессий, производства; руководство учащимися в изучении и развитии ими своих способностей, склонностей, в осуществлении профессионального самоопределения; изучение и консультирование учащихся с выдачей рекомендаций по саморазвитию и выбору профессии.

Эти задачи реализуются в учебном процессе и внеурочной деятельности, в учебно-производственных комбинатах силами учителей, врачей, психологов, других специалистов, родителей. Ознакомление с миром профессий проходит в форме бесед, экскурсий, встреч, конференций, конкурсов и пр. Для профессиональной диагностики имеются различные методики: тесты, опросники, деловые игры. Развитию интересов и способностей служит работа кружков, клубов, детских центров.

Итогом ПО работы является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии. Ее показатели: наличие профессионального выбора, знание о профессии и ее требованиях к личности, знание своих индивидуальных особенностей, учебная и практическая работа по выбираемой специальности, наличие общих трудовых навыков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2183. Энергетические системы 806.76 KB
  Общие сведения об энергетических системах. Режимы и параметры системы и сети. Трансформатор с расщепленной обмоткой низшего напряжения. Совместный расчет режима сетей нескольких номинальных напряжений. Расчеты режима линий с двусторонним питанием при различающихся напряжениях источников питания (по концам).
2184. Правила дорожнього руху. Дороги в мікрорайоні школи, громадський транспорт 1.06 MB
  Мета уроку: нагадати учням правила безпечного переходу дороги, знайомити з правилами безпечної поведінки на зупинках та правилами посадки в громадський транспорт. Надати можливість відпрацьовувати життєві навички аналізу дорожньої ситуації, уміння приймати відповідальне рішення щодо переходу дороги.
2185. Шоу-вікторина знавців правил дорожнього руху Мій друг – дорожній рух 467.71 KB
  Учні поділені на групи. кожна команда готує свою назву, девіз та емблему. Зал оформлений таблицями з ПДР. малюнками за темою та стіннівками. Звучить фонограма автомобільних сигналів.
2186. Весела подорож до країни Світлофорії 845.74 KB
  Весела подорож до країни Світлофорії (для учнів молодшого шкільного віку).
2187. КВК – Правила дорожнього руху 2.86 MB
  Живи за правилами. Я – не порушую правил дорожнього руху. Правила дорожні знаєм, з автоінспектором вивчаєм. Різних знаків є багато – Обереги, застороги. Всім потрібно добре знати Мудру азбуку дороги!
2188. Метрология, стандартизация и сертификация 2.81 MB
  Основные понятия и определения. Погрешности измерений. Измерительные генераторы. Условие неподвижного изображения периодических сигналов. Стробоскопический осциллограф. Измеряемые параметры токов и напряжений. Измерение спектральных характеристик. Измерение компонентов цепей с сосредоточенными постоянными.
2189. Рак шейки матки 203.5 KB
  Применение чисто хирургического метода в лечении данного заболевания ограничено лишь ранними стадиями болезни, что редко встречается в клинической практике. Обычно, встречается рак на стадии глубокой инвазии опухоли в строму, что делает хирургический метод неэффективным.
2190. Системи обробки сигналів та зображень 978.52 KB
  Цифрові методи обробки сигналів. Означення та класифікація сигналів. Спектри неперервних сигналів та їх властивості. Спектри типових дискретизованих необмежених у часі сигналів. Загальна характеристика методів цифрового згладжування даних.
2191. Экономика землепользования и оценка недвижимости 33.41 MB
  Принципы оценки недвижимости. Временная оценка денежных потоков. Доходный метод. Метод прямой капитализации. Методы определения коэффициента (ставки) капитализации. Техника остатка. Метод дисконтированных денежных потоков. Методы определения корректировок. Регулирование оценочной деятельности.