80998

Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение

Доклад

Педагогика и дидактика

имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.

Русский

2015-02-18

30.24 KB

1 чел.

Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение

Отрасль коррекционной педагогики изучающей умственно отсталых детей называется олигофренопедагогика. Начала развиваться во второй половине 19 в.

Выделяют две формы умственной отсталости:

1. Олигофрения – стойкое снижение познавательной деятельности, которая возникает в натальный, преднатальный, постнатальный периоды беременности. Основной симптом – диффузное (количественное) поражение головного мозга, а так же нарушение нейродинамических процессов ЦНС. Причины: эндогенные (внутренние) – патологическая наследственность (75%), хромосомные аберрации; экзогенные (внешние) – тяжелые, инфекционные болезни матери, физические и психические травмы плода во время беременности, алкоголизм, наркомания, выраженный резус конфликт, заражение крови матери паразитами.

олигофрении: 1. идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью; 2. имбецильность - умеренная выраженность интеллектуального недоразвития (дети не дееспособны, не обучаемы, но способны к овладению простыми навыками); 3. дебильность - лёгкая умственная отсталость (неспособность к абстрактному мышлению, установлению причинно – следственных связей, обучаемы).

 2. Деменция – стойкое снижение познавательной деятельности, после нормального периода интеллектуального развития. Причины: черепно мозговые травмы, кровоизлияния, опухоли, злокачественное течение психических заболеваний.

Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. Уже на первом году жизни проявляется общая интеллектуальная инертность, отсутствие интереса к окружению. Переломным является четвертый год жизни. Развивается действие с предметами, умение выбирать их по форме, но к 6-7 годам уровень восприятия соответствует 3-4 годам. Отмечается замедленное восприятие, малый объем памяти. Наглядно – образное мышление без специального обучения – не развивается. По уровню речевого развития, умственно отсталые дети, представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи, до достаточно развернутой обиходной речи, но с нарушениями фонетики, семантики. Тем не менее, всем детям присущи общие речевые дефекты: непонимание обращенной к ним речи, т.к. долго сохраняется ситуативное значение слова; не умение сочетать слова; скудный словарный запас.

Эмоционально - волевая сфера развивается противоречиво, т.е. проявляется неумение сдерживать эмоции, контролировать свою деятельность, формируются противоречивые черты характера.

Учреждения для детей с умственной отсталостью.

Система ДОУ: специальные детские сады, многие с круглосуточным пребыванием. В системе здравоохранения предусмотрены специальные ясли, а также, психоневрологические санатории (осложненная дебильность).

Направления ДОУ: лечебно – профилактические мероприятия; коррекционно – педагогическая работа; формирование социально – бытовых навыков; подготовка к обучению в школе.

Система общего образования: коррекционные школы 8 вида (вспомогательные школы). В них ведется обучение по облегченной программе (8-9 лет), либо 9 лет + класс профессиональной подготовки. Количество учащихся в группах – до 12 человек.

Основные задачи коррекционной школы: восполнение пробелов в развитии познавательных процессов; подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, по одной из массовых профессий; лечебно – оздоровительная работа.

Выделяют следующих учащихся школ:

1. Дети с простой, неосложненной дебильностью. У этих детей выраженные интеллектуальные затруднения, они не способны к отвлеченному мышлению.

2. Дети с осложненной дебильностью. У них нарушено пространственное восприятие, есть речевые нарушения.

3. Дети с нейродинамическими нарушениями (тормозивный или возбудимый тип).

4. Дети с нарушениями личности в целом (недоразвитие лобных долей головного мозга). Эти дети лишены застенчивости, необидчивы, несамокритичны. В подростковом возрасте, у них могут развиться, патологические наклонности.

5. Дети с психопатоподобными формами поведения (страдают подкорковые области). Они расторможены, взрывчаты, агрессивны.

В учебном плане коррекционной школы предусмотрены как общие, так и специфические школьные дисциплины: с начальной школы идут русский язык, чтение, математика + ручной труд, физкультура, рисование, музыка, развитие речи, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей среды, социально – бытовая ориентировка. С 5-6 класса появляются естествознание, география, история. На этом этапе придается большое значение профессиональному трудовому обучению (работа в мастерских, освоение доступных профессий).

По окончанию школы, дети не сдают теоретический экзамен, а сдают экзамен для получения трудовой квалификации.

В системе профессионального обучения: существуют специальные училища, техникумы, но чаще – группы при них.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25807. Ангина и хронический тонзиллит 15.22 KB
  Ангина и хронический тонзиллит. Различают острый тонзиллит ангина и хронический. Ангина остро возникающее патологическое состояние для которого характерно воспаление лимфоидных образований окологлоточного кольца ПироговаВальдейра чаще всего нёбных миндалин. Катаральная ангина имеет острое начало.
25808. Гипертрофия глоточной и небных миндалин. Аденоиды. Нарушение голоса и речи при аденоидах 16.81 KB
  Нарушение голоса и речи при аденоидах. Основными признаками аденоидов являются: нарушение носового дыхания постоянные серозные выделения из носа нарушение функции слуховых труб частые воспаления как в носоглотке так и в полости носа.
25809. Фиброма носоглотки. Паралич мягкого неба 14.89 KB
  Паралич мягкого неба. Паралич мягкого неба. У детей нередко наблюдается паралич мягкого неба. Чаще всего такой паралич возникает при дифтерии.
25810. Заболевания гортани. Аномалии развития. Инородные тела гортани 16.5 KB
  Заболевания гортани. Инородные тела гортани. В некоторых случаях наблюдается врожденная диафрагма гортани тонкая перепонка между истинными голосовыми связками или под ними оставляющая небольшой просвет через который проходит воздух. Острое воспаление слизистой оболочки гортани острый ларингит развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой верхних дыхательных путей при гриппе или сезонном катаре верхних дыхательных путей.
25811. Острый и хронический ларингит 15.39 KB
  Острый и хронический ларингит Острый ларингит. Острое воспаление слизистой оболочки гортани или острый ларингит развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой оболочки дыхательных путей при гриппе и так называемом сезонном катаре верхних дыхательных путей. Острый ларингит длится недолго и при правильном лечении проходит в течение 7 10 суток. При остром ларингите нередко возникает припухание слизистой оболочки гортани под истинными голосовыми связками подсвязочный ларингит.
25812. Узелки голосовых складок 13.99 KB
  Узелки голосовых складок Узелки голосовых складок связок доброкачественные разрастания образующиеся вследствие постоянной перегрузки голосовых складок. Отмечено что чаще всего узелки голосовых складок появляются у женщин в возрасте 20 – 50 лет. Перегрузка голосовых складок приводит к формированию на них небольших уплотнений. Обычно узелки на голосовых складках расположены симметрично.
25813. Фиброма голосовой складки. Папиллома гортани 16.55 KB
  Фиброма голосовой связки называемая иногда полипом гортани представляет собой округлую опухоль с гладкой поверхностью. Иногда фиброма сидит на широком основании но значительно чаще она имеет тонкую ножку . Растет фиброма медленно величина ее колеблется от размеров просяного зерна до крупной горошины. В тех случаях когда фиброма образуется на верхней или нижней поверхности голосовой связки она может долго не вызывать заметных изменений голоса; если же она исходит из свободного края связки то возникает хрипота выраженная тем более резко...
25814. Нервно-мышечные нарушения гортани 15.35 KB
  Паралич нижнегортанного возвратного нерва и его ветвей сопровождается поражением всех внутренних мышц соответствующей половины гортани как суживающих так и расширяющих голосовую щель. В результате несмыкания истинных голосовых связок при фонации происходит утечка воздуха через несомкнутую голосовую щель голосообразование резко нарушается возникает афония и становится возможной только шепотная речь. Так при параличе внутренней щиточерпаловидной мышцы составляющей основу истинной голосовой связки голосовая щель во время фонации зияет...
25815. Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Охрана голоса у педагогов 14.15 KB
  Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Профилактика нарушения речи у детей проводится при помощи специальных упражнений суть которых – помочь в расстановке правильного ударения формировании правильного дыхания артикуляции фонации и развитии словесного мышления. Очень важно использовать методики дыхательной гимнастики для устранения заикания и других видов нарушения речи. Для устранения дефектов голоса и речи вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции требуются обычно медицинские мероприятия в...