80998

Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение

Доклад

Педагогика и дидактика

имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.

Русский

2015-02-18

30.24 KB

1 чел.

Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение

Отрасль коррекционной педагогики изучающей умственно отсталых детей называется олигофренопедагогика. Начала развиваться во второй половине 19 в.

Выделяют две формы умственной отсталости:

1. Олигофрения – стойкое снижение познавательной деятельности, которая возникает в натальный, преднатальный, постнатальный периоды беременности. Основной симптом – диффузное (количественное) поражение головного мозга, а так же нарушение нейродинамических процессов ЦНС. Причины: эндогенные (внутренние) – патологическая наследственность (75%), хромосомные аберрации; экзогенные (внешние) – тяжелые, инфекционные болезни матери, физические и психические травмы плода во время беременности, алкоголизм, наркомания, выраженный резус конфликт, заражение крови матери паразитами.

олигофрении: 1. идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью; 2. имбецильность - умеренная выраженность интеллектуального недоразвития (дети не дееспособны, не обучаемы, но способны к овладению простыми навыками); 3. дебильность - лёгкая умственная отсталость (неспособность к абстрактному мышлению, установлению причинно – следственных связей, обучаемы).

 2. Деменция – стойкое снижение познавательной деятельности, после нормального периода интеллектуального развития. Причины: черепно мозговые травмы, кровоизлияния, опухоли, злокачественное течение психических заболеваний.

Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. Уже на первом году жизни проявляется общая интеллектуальная инертность, отсутствие интереса к окружению. Переломным является четвертый год жизни. Развивается действие с предметами, умение выбирать их по форме, но к 6-7 годам уровень восприятия соответствует 3-4 годам. Отмечается замедленное восприятие, малый объем памяти. Наглядно – образное мышление без специального обучения – не развивается. По уровню речевого развития, умственно отсталые дети, представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи, до достаточно развернутой обиходной речи, но с нарушениями фонетики, семантики. Тем не менее, всем детям присущи общие речевые дефекты: непонимание обращенной к ним речи, т.к. долго сохраняется ситуативное значение слова; не умение сочетать слова; скудный словарный запас.

Эмоционально - волевая сфера развивается противоречиво, т.е. проявляется неумение сдерживать эмоции, контролировать свою деятельность, формируются противоречивые черты характера.

Учреждения для детей с умственной отсталостью.

Система ДОУ: специальные детские сады, многие с круглосуточным пребыванием. В системе здравоохранения предусмотрены специальные ясли, а также, психоневрологические санатории (осложненная дебильность).

Направления ДОУ: лечебно – профилактические мероприятия; коррекционно – педагогическая работа; формирование социально – бытовых навыков; подготовка к обучению в школе.

Система общего образования: коррекционные школы 8 вида (вспомогательные школы). В них ведется обучение по облегченной программе (8-9 лет), либо 9 лет + класс профессиональной подготовки. Количество учащихся в группах – до 12 человек.

Основные задачи коррекционной школы: восполнение пробелов в развитии познавательных процессов; подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, по одной из массовых профессий; лечебно – оздоровительная работа.

Выделяют следующих учащихся школ:

1. Дети с простой, неосложненной дебильностью. У этих детей выраженные интеллектуальные затруднения, они не способны к отвлеченному мышлению.

2. Дети с осложненной дебильностью. У них нарушено пространственное восприятие, есть речевые нарушения.

3. Дети с нейродинамическими нарушениями (тормозивный или возбудимый тип).

4. Дети с нарушениями личности в целом (недоразвитие лобных долей головного мозга). Эти дети лишены застенчивости, необидчивы, несамокритичны. В подростковом возрасте, у них могут развиться, патологические наклонности.

5. Дети с психопатоподобными формами поведения (страдают подкорковые области). Они расторможены, взрывчаты, агрессивны.

В учебном плане коррекционной школы предусмотрены как общие, так и специфические школьные дисциплины: с начальной школы идут русский язык, чтение, математика + ручной труд, физкультура, рисование, музыка, развитие речи, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей среды, социально – бытовая ориентировка. С 5-6 класса появляются естествознание, география, история. На этом этапе придается большое значение профессиональному трудовому обучению (работа в мастерских, освоение доступных профессий).

По окончанию школы, дети не сдают теоретический экзамен, а сдают экзамен для получения трудовой квалификации.

В системе профессионального обучения: существуют специальные училища, техникумы, но чаще – группы при них.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71658. Статистика заработной платы 90 KB
  Каждый работающий по найму работник предприятия фирмы компании получает за проделанную работу от работодателя заработную плату т. Для работодателя заработная плата представляет собой издержки производства и он старается их минимизировать а для работника заработная плата является доходом...
71659. Статистика предприятий 127.5 KB
  Предприятия и микроэкономическая статистика. Показатели численности состава и движения предприятий. Система показателей сельскохозяйственных предприятий. Статистическое наблюдение предприятий.
71660. Основы математической статистики. Основные понятия математической статистики 10.83 MB
  Какие же статистические характеристики можно определить на основании построения вариационного ряда и графического представления результатов Рассмотрим эти характеристики поочередно. Характеристики положения. Характеристики рассеяния.
71661. История возникновения и формирования диагностических знаний о человеческих характеристиках 55 KB
  В 30 – е годы 19 века Христиан Вольф ввел понятие психометрии и призывал измерять, например, величину внимания у человека. Реализация идей измерения психических явлений началась с открытия закона Э. Вебера и Г. Фехнера в середине 19 века
71662. Основы расчета и проектирования деталей машин 443 KB
  Статические нагрузки - значение направление и место приложения которых остаются постоянными. Динамические нагрузки - характеризуются быстрым изменением во времени их значения направления и места приложения. Например нагрузки на зубья зубчатых колес.
71664. История экологической экспертизы и ОВОС в России 101 KB
  Понимание любого процесса, в том числе законодательного, не возможно без исторического анализа причин его появления, динамики развития и современного состояния. Это в полной мере относится и к экологической экспертиза и ОВОС.
71665. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 340 KB
  Как же оно все-таки возникло - это легендарное это удивительное явление под названием Олимпийские игры Были вещи и явления которые сразу возникали совершенными. Вот к сразу совершенным творениям человеческого гения надо отнести и идею Олимпийских игр.
71666. Московское царство в XVI в.: становление и развитие централизованного государства 78 KB
  После смерти Ивана III в 1505 г. престол перешел его сыну от Софе Палеолог - Василию III (1505-1533 гг.). Василий III унаследовал от отца не только титул «великого князя и государя всея Руси», но и получил духовную грамоту, которая давала ему большие политические...