81001

Категории детей с нарушениями зрения, их развитие и обучение

Доклад

Педагогика и дидактика

Кроме того следует отметить что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих. Различают разные степени потери зрения: ♦ абсолютная слепота при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения светоощущение и цветоразличие; ♦ практическая слепота при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение...

Русский

2015-02-18

28.26 KB

4 чел.

 Категории детей с нарушениями зрения, их развитие и обучение

Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных факторов в период эмбриогенеза (токсоплазмоз, воспалительные процессы, нарушения обмена) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения).

Приобретенные нарушения зрительного анализатора: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложненных родов, различные травматические повреждения мозга в послеродовой период, глаукома, атрофия зрительного нерва, заболевание ЦНС (менингит, энцефалит), осложнения после гриппа. Кроме того, следует отметить, что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость.

Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Различают разные степени потери зрения:

♦ абсолютная слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие);

♦ практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты.

Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий. Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т. е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты.

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением и более высокой остротой зрения при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения – 12 лет. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амбилиопией, имеющие более высокую остроту зрения, для продолжения лечения зрения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74526. Конституционное право как отрасль российского права. Виды, принципы и свойства Конституции РФ 30.63 KB
  Виды принципы и свойства Конституции РФ Отличия отраслей права.Основы конституционного строя России суверенитет народа разделение власти верховенство Конституции. Отношения основанные на системе запретов прямой запрет определенных действий Задание Найдите примеры норм Конституции которые основаны на указанных выше методах
74527. Суверенитет народа и формы его осуществления 35.9 KB
  Запрет принуждения ко вступлению в общественные объединения и пребыванию в них. Запрет создания и деятельности общественных объединений направленных на изменение конституционного строя нарушение целостности РФ подрыв безопасности государства создание вооруженных формирований разжигание расовой социальной национальной религиозной вражды ФЗ РФ Об общественных объединениях. Признаки общественного объединения формирование граждан добровольное самоуправляемое некоммерческое общность интересов общность целей цели закреплены в...
74528. Объективная сторона преступления 130.5 KB
  Объективная сторона преступления. Понятие и содержание объективной стороны состава преступления. Факультативные признаки объективной стороны преступления и их значение. Понятие и содержание объективной стороны состава преступления.
74529. Субъект преступления 101.5 KB
  Субъект преступления Понятие и признаки субъекта преступления Вменяемость. Возраст уголовной ответственности Специальный субъект преступления. Понятие и признаки субъекта преступления Субъект преступления и его признаки определены...
74530. Субъективная сторона преступления 179.5 KB
  Субъективная сторона преступления. Понятие и значение субъективной стороны преступления. Факультативные признаки субъективной стороны преступления мотив цель эмоции. Понятие и значение субъективной стороны преступления.
74531. Объект преступления 44.5 KB
  Объект преступления. Понятие объекта преступления. Виды объектов преступления. Соотношение объекта и предмета преступления.
74532. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРА 17.96 KB
  Программное обеспечение это совокупность программ позволяющих осуществить на компьютере автоматизированную обработку информации. Программное обеспечение делится на системное общее и прикладное специальное. Системное программное обеспечение обеспечивает функционирование и обслуживание компьютера а также автоматизацию процесса создания новых программ. К системному программному обеспечению относятся: операционные системы и их пользовательский...
74533. Базы данных. Назначение и основные функции 24.14 KB
  База данных это информационная модель позволяющая упорядоченно хранить данные о группе объектов обладающих одинаковым набором свойств. Базами данных являются например различные справочники энциклопедии и т. Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде.