81005

Развитие аутичных детей, особенности коррекционной работы с ними

Доклад

Педагогика и дидактика

Дети I группы 8 с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Эти дети мутичны. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими не овладевают навыками социального поведения самообслуживания. Дети II группы 62 с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет...

Русский

2015-02-18

34.07 KB

1 чел.

Развитие аутичных детей, особенности коррекционной работы с ними

Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм).

Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.

Синдром раннего детского аутизма оформляется окончательно к 2,5 — 3 годам. В этом возрасте психическое развитие ребенка имеет уже выраженные черты искаженности, нарушения носят всепроникающий характер и проявляются в особенностях моторного, речевого, интеллектуального развития.

 Традиционно наиболее явные черты уже сложившегося синдрома детского аутизма определяются следующим образом: • нарушение способности к установлению эмоционального контакта; • стереотипность в поведении проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; • наличие в поведении ребенка однообразных действий — моторных (раскачивания, прыжки, постукивания и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; • стереотипных интересов, которые отражаются в разговорах на одну и ту же тему, в одних и тех же рисунках; • совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица), суть которых — нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации. 

Всеми исследователями подчеркивается, что детский аутизм — это прежде всего вызванное особыми биологическими причинами нарушение психического развития, которое проявляется очень рано. Никольской (1985-1987) выделены четыре основные группы РДА. Дети I группы (8%) с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Эти дети мутичны. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения, самообслуживания. Дети II группы (62%) с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук и т.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д. Дети III группы (10%) с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей патологии, прежде всего страхам. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерна развернутая речь, при развернутом монологе очень слаб диалог. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. Дети IV группы (21%) характеризуются сверхтормозимостью. В их статусе на первом плане – неврозоподобные расстройства: чрезмерная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптпцию. При плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких. Формируются образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. 

Коррекционная работа с аутичными детьми.

Одна из главных задач – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет несколько основных направлений: преодоление аффективной патологии; установление контакта с аутичным ребенком; формирование целенаправленной деятельности; усиление психологической активности аутичных детей.

 Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке. Как показывает отечественный и зарубежный опыт при проведении ранней диагностической работы и своевременном начале коррекции возможно достижение положительных результатов. Большинство детей удается подготовить к обучению и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

 Детский аутизм в значительной мере отличается от других психопатологий детского возраста, и поэтому нуждается в разработке специальных коррекционных программ. В данном контексте очевидна необходимость поиска путей осуществления психолого-педагогической поддержки, связанной с выявлением особых личностных и образовательных потребностей аутичных детей и с поиском путей коррекции их развития.

 В нашей стране разработана методика комплексной медико-психологической коррекционной работы.

1. психологическая коррекция (работа с эмоциональной сферой ребенка): смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, работа со страхами, тревогами.

2. педагогическая коррекция - стимулирование активного взаимодействия общения с педагогом.

3. медикоментозная коррекция - общеукрепляющая терапия и фармокологическая терапия.

4. психолого-педагогическая работа с семьёй - это консультации, составление специальных программ воспитания аутичного ребенка в семейных условиях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59091. Релігія та міфологія давнього Єгипту 38.5 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати головних давньоєгипетських богів; застосовувати та пояснювати на прикладах поняття та терміни: жрець міф; наводити приклади відбиття в міфах га релігії життя єгиптян; визначати особливості духовного життя в Давньому Єгипті.
59092. Репортаж з країни невивчених уроків 31 KB
  Ми ведемо репортаж з Країни Невивчених Уроків куди потрапив ледар Віктор Перестукін. А ось і він зі своїм вірним котом Кузею Виходить Перестукін з котом Кузя. Хазяїне Хоч трішечки води Я помираю Перестукін. От скажіть чому дорівнює 9х5 Перестукін.
59093. Родина - серце суспільства й батьківщина дитини 37 KB
  Мета: привернути увагу батьків до проблеми повноцінного виховання дітей; виховання в дітей почуттів любові та гордості за свою родину, поваги до батьків; згуртування класного колективу, спільного колективу учнів і батьків.
59094. Літературно-музична композиція. Моя Батьківщина, моя Україна 52 KB
  Перед підготовкою до свята серед учнів проводиться анкетування: Що для тебе означає Батьківщина що для тебе Україна Які її символи ти знаєш Які основні риси притаманні українцям Учитель Разом з вітром журавель Із чужих летів земель.
59095. Розгортання Національно-визвольної боротьби в 1648-1649 роках. Зборівський мирний договір 56.5 KB
  І тут Хмельницький проявив свої організаторські здібності створивши з розрізнених повсталих загонів дисципліновану добре озброєну армію. Робота з картою Хмельницький повів своє військо назустріч полякам з Маслового Ставу через Паволоч Хмільник і зупинився Пилявцями над Іквою де збудував укріплений табір.
59096. Розпяття серця, сповненого любовю. Психологічне есе Джеймса Джойса Джакомо 36 KB
  Джойса розкрити його світоглядні й естетичні позиції ввести поняття потік свідомості літературна ремінісценція; психологічне есе Джакомо і особистість та творчість письменника; розвивати вміння слухати лекцію та складати тези. Який характер твору Джакомо Автобіографічний.
59097. Розробка уроку з музики 33.5 KB
  Чайковський Танець феї Драже Баба Яга; поспівка Перший клас; пісня Б.Чайковського Танець феї Драже Баба Яга Композитор П.Чайковського з балету Лускунчик у якому задіяні персонажі дівчинка солдатлускунчик казкова фея яка має назву цукерок фея Драже та багато інших і скажіть: до якого названого героя найбільше підходить ця музика Хто з них може танцювати під неї Слухання.Чайковський Танець феї Драже Це танець феї Драже.
59098. Роль Гетьмана Мазепи в українській історії 46 KB
  Мета: розкрити роль і значення гетьмана Івана Мазепи в українській історії. Допомогти учням збагнути патріотичну та героїчну суть діяльності гетьмана. Портрети гетьмана й історичних особистостей його епохи.
59099. Руська трійця у Львові 42 KB
  Вивчення нового матеріалу, формування вмінь та навичок (25 хв.): оголошення нової теми; очікувані результати; мотивація навчальної діяльності; сприйняття і осмислення учнями навчального матеріалу.