81008

Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими астеническое, реактивное состояние, конфликтные переживания

Доклад

Педагогика и дидактика

Причины течения данных нарушений разные но их объединяет следующее: у этих детей нет органического поражения головного мозга. Во время работы у таких детей быстро наступает утомляемость происходит нервное истощение возникают головные боли. Особенности астении при заболевании внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией. Эмоциональное состояние у таких детей нестабильное поэтому они чутко реагируют на неблагоприятную обстановку в классе и дома.

Русский

2015-02-18

31.78 KB

5 чел.

Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими астеническое, реактивное состояние, конфликтные переживания

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

К данной категории относятся дети с временной задержкой психического развития, с астеническими, реактивными состояниями, конфликтными переживаниями. Причины течения данных нарушений разные, но их объединяет следующее: у этих детей нет органического поражения головного мозга.

 Названные состояния развиваются вследствие умственных и физических перегрузок, нарушений микросоциальных контактов в кругу сверстников, в семье и др. Эти отклонения характеризуют так называемые пограничные состояния, переход от нормы к патологии.

 Дети с астеническими состояниями. Всякие неблагоприятные факторы, будь то соматические инфекции, легкие травмы или очень легкие очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые переживания, переутомление в первую очередь влияют на центральную нервную систему и могут вызвать функциональные нарушения психической деятельности. В зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, различают церебральную и соматогенную астению.

Причина церебральной астении состоит в том, что нарушается циркуляция жидкости в мозге. Это может произойти либо вследствие перенесенного сотрясения мозга, либо воспалительного очага в мозге, даже небольшого, узколокального. Характерной особенностью церебральной астении является нарушение интеллектуальной деятельности при первично сохранном интеллекте. Во время работы у таких детей быстро наступает утомляемость, происходит нервное истощение, возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредоточиваются во время выполнения задания либо легко отвлекаются от дела. В поведении это выражается следующим образом: некоторые дети чрезмерно возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, плаксивы, другие, наоборот, вялы, робки, медлительны, заторможены, неуверенны. Такие дети часто отказываются отвечать на уроке из-за боязни что-то сказать неправильно.

Причинами соматогенной астении являются физическая слабость, соматические заболевании (болезни внутренних органов, сердечно-сосудистой системы), детские инфекционные заболевания.

Особенности астении при заболевании внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно текущей туберкулезной интоксикацией. Это выражается в том, что дети быстро утомляются, у них появляются головные боли, наблюдаются раздражительность, склонность к капризам, слезливость, расстройство сна, снижение аппетита, неустойчивость настроения, малая выносливость, двигательное беспокойство. Эмоциональное состояние у таких детей нестабильное, поэтому они чутко реагируют на неблагоприятную обстановку в классе и дома. В поведении это может проявляться по-разному: одни становятся грубыми, раздражительными, агрессивными, непослушными, другие – застенчивыми, плаксивыми, робкими, третьи – замкнутыми, угрюмыми.

Снижение успеваемости, астенические состояния, трудности в поведении могут возникнуть у ребенка в результате длительного отрыва от школы по причине инфекционных заболеваний, таких, как корь, коклюш, ветрянка, скарлатина, тяжелый вирусный гепатит и др. У таких детей отмечаются не только пробелы в знаниях и физическая слабость, но и изменения в поведении. Они становятся раздражительными, плаксивыми.

Коррекция с этими детьми, режим, оздоровительные мероприятия. Комфортная психологическая атмосфера.

Под реактивными состояниями понимают нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка в результате травмирующей его психику ситуации. Нервно-психические нарушения при реактивных состояниях у детей проявляются по-разному. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, длительности ее воздействия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и индивидуальных особенностей личности. К проявлениям реактивных состояний относятся заикание, тикозные подергивания в разных частях тела, страхи, недержание мочи, а иногда и кала.

При остро действующих травмирующих ситуациях у детей наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, т. е. таких, когда ребенок совершает ряд действий и поступков, о которых в дальнейшем не помнит. Некоторые дети становятся очень суетливыми, совершают бесцельные движения, немотивированные поступки, а другие, наоборот, цепенеют, застывают. В младшем школьном возрасте может наблюдаться временное выпадение некоторых функций, например временная глухота, мутизм (отказ от речи) и т. д. У подростков отмечаются нарушения всей эмоционально-волевой сферы: страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и т. д.

Одной из травмирующих ситуаций, влияющей на поведение и характер ребенка, является энурез (недержание мочи). Данное расстройство в основном возникает у нервных и физически ослабленных детей, переживших длительное нервное напряжение или потрясение, испуг, соматическое заболевание.  Очень болезненны переживания из-за физических недостатков (хромоты, косоглазия, горбатости и т. д.) и нервных проявлений (заикания, нервных подергиваний и т. д.). При неправильном отношении к ним взрослых у ребенка может возникнуть чувство неполноценности, которое в дальнейшем приведет к замкнутости, нарушениям поведении, а иногда и к снижению успеваемости.

Детям с реактивным состоянием нужна срочная психотерапевтическая помощь, чаще медицинская.

Конфликтные переживания возникают у детей в результате внутреннего конфликта, который тоже может нарушить психическое развитие. Они являются следствием психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или школе. Причиной внутреннего конфликта является тяжелое, длительное по времени переживание, которое в какой-то момент становится для ребенка невыносимым. Затяжной и кажущийся неразрешимым конфликт может привести к изменениям в поведении и характере, а также затормозить умственное развитие ребенка.

Школьные конфликты при своевременном и правильном понимании их взрослыми разрешаются быстрее и безболезненнее, чем семейные. Однако когда школьные конфликты остаются непонятыми учителями и родителями, когда ребенку вовремя не оказывается помощь, его состояние может ухудшиться и привести к уходу из школы или толкнуть на путь асоциального поведения.

Изменения характера и нарушения поведения могут быть следствием воспитания ребенка в дошкольном возрасте, если его излишне балуют, позволяют делать все, что он хочет. Раздражительность, невыдержанность, нервозность, недостаточная организованность родителей также могут быть причинами негативных проявлений. Как правило, дети копируют поведение старших, что сказывается на их поведении в школе. Трудности в поведении детей могут быть обусловлены неблагоприятной обстановкой дома, когда дети являются свидетелями ссор, скандалов, пьянства. У таких детей нередко создается отрицательное отношение к окружающим, что мешает им наладить контакт в школе и хорошо учиться, несмотря на первично сохранный интеллект.

Преодоление трудностей в поведении этих детей – дело очень сложное. Необходимо, чтобы педагог понимал состояние ребенка, знал причины, вызвавшие это состояние, осуществлял правильный индивидуальный подход к нему, установил эмоциональный контакт с ребенком. В перевоспитании таких детей большую роль играет работа с семьей. Следует проводить с родителями разъяснительную работу: говорить о возрастных особенностях их детей и причинах, вызвавших трудности в поведении.

При работе с конфликтными переживаниями необходима психологическая коррекция.

 У всех перечисленных групп детей нарушения поведения и изменения в характере развертываются на фоне первично сохраненной эмоционалыно-волевой сферы. Здесь, как правило, отсутствуют грубые структурные изменения личности, а нарушения в поведении носят не органический, а функциональный характер. Коррекция недостатков поведения и характера в этих случаях может быть весьма значительной, а иногда и полной, если детям созданы соответствующие условия в семье и школе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2235. Деньги, их сущность и функции 15.92 KB
  Деньги - всеобщий эквивалент, всеобщее покупательное средство. Главная черта денег-свойство абсолютной ликвидности.
2236. Расчет величин, характеризующих силовой энергетический трансформатор и его режимы работы 302.89 KB
  СИЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТРАНСФОРМАТОР И ОСНОВНЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ С ПОМОЩЬЮ ЕГО ТЕОРИИ. УСЛОВИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА РАБОТЫ ТРАНСФОРМАТОРА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ПОДСТАНЦИИ. ЗАВИСИМОСТЬ МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ В СЕРДЕЧНИКЕ ОТ ТОКА ПЕРВИЧНОЙ ОБМОТКИ. СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА В РЕЖИМАХ ХОЛОСТОГО ХОДА И КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ.
2237. Исследование теоретико-методологических аспектов позиционирования бренда 768.83 KB
  Проанализировать методы и процесс позиционирования бренда; дать оценку состояния бренда предприятия (на примере ОАО Эдельвейс), разработать рекомендации по управлению позиционированием бренда.
2238. Математическая физика 1.55 MB
  Единичное ступенчатое воздействие. Импульсное воздействие. Гармоническое (синусоидальное) воздействие.
2239. Автоматизированный электропривод подачи токарного станка 628.47 KB
  Выбор сглаживающего дросселя. Определение коэффициента передачи и постоянных времени силовых элементов. Расчет статических характеристик САУ. Построение структурно-динамической схемы и синтез регуляторов.
2240. Строительство водопропускного сооружения 1012.54 KB
  Климатические условия района строительства. Строительство русла канала механизированным способом. Состав строительных операций и объемы земляных работ. Обеспечение строительных объектов бетонной смесью. Транспортировка и укладка бетонной смеси. Строительство перепада. Технологический расчет строительства водопропускного сооружения.
2241. Технико–экономический анализ деятельности предприятия 130.29 KB
  Анализ выполнения плана по производственной программе и производственной базе. Анализ трудоемкости ТО-1 по видам работ. Анализ влияния статей себестоимости на общую сумму затрат. Анализ влияния ТЭП на выполнение плана по перевозкам.
2242. Микропроцессорные средства и системы автоматизации и управления 1.32 MB
  Целью курсовой работы по курсу Микропроцессорные средства и системы автоматизации и управления является закрепление знаний по основным разделам курса, приобретение навыков и развития способности студентов в разработки схем управления объектом на базе микропроцессоров.
2243. Расчет электромагнита постоянного тока 1.13 MB
  В данной курсовой работе нам следует проанализировать, насколько эффективно используется сталь электромагнита, сделать соответствующие выводы и предложения по рациональному использованию магнита.