8101

Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива. Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательн...

Русский

2013-02-03

24.61 KB

10 чел.

Воспитание учащихся в коллективе. Структура и динамика воспитания коллектива.

Коллектив - высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллектива воспитанников, указанные еще А.Макаренко: наличие социально значимых целей и деятельности, органов самоуправления и коллективистские отношения.

В психологии группы различаются по разными признакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А.Макаренко выделял первичные коллективы 10-15 человек, находящихся в непосредственном контакте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие "группообразование", его вариант "коллективообразование", превращение группы в коллектив, а также "коллективистское самоопределение" - отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности. Явления и процессы в малой группе по-своему отражены в педагогической теории коллектива А.Макаренко.

В школе имеются педагогический коллектив, общешкольный и малые, первичные коллективы (классы, кружки и пр.). Формирование общешкольных и классных коллективов - задача педагогов.

Методика создания и воспитания коллектива базируется на вовлечении учащихся в совместную деятельность и на специальных приемах стимулирования деятельности, сплачивания группы. К ним относятся следующие:

  1.  Умелое предъявление требований к ученикам в форме внушающего, впечатляющего рассказа, разъяснения задач, правил, норм.
  2.  Воспитание ученического актива с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля.
  3.  Организация перспективы жизни: А.Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости - постановка близких, средних и далеких целей, стимулирующих движение, развитие коллектива. Например, праздник окончания учебного года и большой многодневный поход.
  4.  Принцип параллельного действия: влияние на учеников через здоровое общественное мнение в отличие от прямого воздействия педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует мастерства, так как имеется опасность использования учениками грубой силы.
  5.  Важно также создание традиций: в жизни группы возникают различные формы деятельности, ритуалы, правила, которые выражают духовные коллективные ценности, несут большой воспитательный потенциал.
  6.  Педагог должен, по учению А.Макаренко, также создавать оптимистический мажорный тон, чувство уверенности, защищенности каждого члена. В современной школе возможности для создания коллективистских отношений предоставляет учебная, трудовая, общественная, художественная, спортивная и досуговая деятельность, при условии, однако, что в школе налажена разнообразная развивающая деятельность учащихся.

Отношения в коллективе строятся, по А.Макаренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового сотрудничества. Наряду с ними есть отношения межличностные - это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отношений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии развития коллектива.

Поэтому теорию и методику коллективного воспитания следует видеть в исторической перспективе. Наряду с развитием коллективистских отношений учителю следует заниматься индивидуальным воспитанием и формировать у детей психологические знания и умения взаимодействовать, эмпатию, культуру общения, взаимоуважение, культуру межличностных отношений. Для этого нужно использовать не только педагогические методы, но и психологические, психотерапевтические методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Такой подход обогащает теорию коллектива и снижает негативный эффект коллективного воспитания, проявляющийся при его догматизации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64745. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. КУРС ЛЕКЦИЙ 992 KB
  Физкультурное физкультурно-спортивное движение форма социального движения целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций граждан...
64746. ЛЕКЦИИ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА 1.03 MB
  И в самом деле на определенное время Невидимка завладевает сознанием и руководит действиями Марвела который помогает ему в частности переносить книги и Кемпа который по воле автора повести почти безпрекословно выслушивает довольно длинный рассказ...
64748. Сестринское дело как профессия. Качество медицинской помощи 409 KB
  Стандарты сестринского ухода. Содержание сестринского дела менялось на протяжении веков так же как менялись запросы общества и условия жизни. При этом цель сестринского ухода была сформулирована так: Создать для пациента наилучшие условия для активации его собственных сил.
64751. Лекции по клинической генетике отдельных неврологических заболеваний 963.5 KB
  Наследственная изменчивость человека обусловливает бесконечные индивидуальные различия выраженные в вариантах нормальных признаков а также развитие заболеваний возникновение которых строго предсказано генетически наследственные заболевания...
64752. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ 696.5 KB
  Построение и развитие унитарного демократического социального правового государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь; формирование современного гражданского общества предполагает уважение социальных социально-психологических культурных...
64753. Организация производства дистанции сигнализации и связи 495 KB
  Капитал этих предприятий образуется за счет вкладов учредителей. Он именуется «складочным» или, по бухгалтерской терминологии, «уставным» капиталом. Вкладом участников могут быть деньги, ценные бумаги, средства и предметы труда, нематериальные ценности...