81033

Миротворческие операции ООН

Доклад

Международные отношения

На практике такие операции осуществлялись до недавнего времени главным образом в рамках ООН по решениям СБ в отдельных случаях – ГА ООН. Силы действуют под руководством СБ ООН но находятся под командованием Генерального секретаря выступающего от имени ООН и имеющего политические установки от Совета Безопасности. Что касается состава сил то они комплектуются за счет персонала из состава вооруженных полицейских сил и гражданских представителей различных государств на основе соглашений достигнутых правительствами этих стран с Генеральным...

Русский

2015-02-18

45.56 KB

8 чел.

Миротворческие операции ООН

Под миротворческой деятельностью понимается совокупность мер по урегулированию и разрешению конфликтов, в т.ч. уже достигших стадии вооруженных столкновений.

Операции по поддержанию мира – ОПМ – (peacekeepingoperations) есть предпринимаемые с согласия сторон в конфликте действия с участием беспристрастного международного военного, полицейского и гражданского персонала, в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов путем их предупреждения, сдерживания и урегулирования. Они включают в себя широкий набор акций – от усилий по достижению немедленного прекращения кровопролития и разведению антагонистов, до содействия осуществлению договоренностей, достигнутых сторонами в конфликте во имя прочного и долговременного разрешения кризисов. На практике такие операции осуществлялись до недавнего времени главным образом в рамках ООН по решениям СБ (в отдельных случаях – ГА ООН). Учреждение ОПМ также возможно в рамках региональных органов или соглашений (СНГ, Европейский Союз и т.п.), либо на основе отдельных соглашений.

Управление и контроль международными миротворческими силами осуществляются следующим образом. Силы действуют под руководством СБ ООН, но находятся под командованием Генерального секретаря, выступающего от имени ООН и имеющего политические установки от Совета Безопасности. Что касается состава сил, то они комплектуются за счет персонала из состава вооруженных, полицейских сил и гражданских представителей различных государств на основе соглашений, достигнутых правительствами этих стран с Генеральным секретарем в лице Секретариата ООН. Исключительно важно, чтобы и впредь силы ООН комплектовались после соответствующих консультаций с правительствами государств-членов и по согласованию с Советом Безопасности и заинтересованными сторонами при соблюдении принципов справедливого географического представительства и политической целесообразности. При проведении ОПМ использование силы допускается лишь в порядке самообороны. При этом понятие самообороны включает в себя противодействие вооруженным попыткам воспрепятствовать осуществлению мандата международных сил.

После окончания холодной войны деятельность ООН по поддержанию мира часто сочеталась с миростроительством в комплексных операциях в пользу мира, развертываемых в условиях внутригосударственных конфликтов.

В последнее десятилетие двадцатого века миротворчество пережило этапы завышенных ожиданий, вызванных окончанием холодной войны, разочарований в связи с целым рядом неудач и, в конце концов, вновь возрождённого спроса на миротворческие услуги. Всё это поставило в повестку дня насущную необходимость модернизации имевшихся механизмов миротворчества, прежде всего, ООН.

Концептуальные основы обновления миротворческой деятельности ООН были зафиксированы в докладе Генерального секретаря ООН Б.Бутроса Гали “Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира” (1992г.). В докладе отмечалась необходимость комплексного подхода к вопросам безопасности; было также заявлено о готовности провести реформы в аппарате ООН, расширив права и компетенцию Генерального секретаря.

Устав ООН отводит Совету Безопасности главную политическую роль во взаимоувязанной схеме действий в рамках ооновского миротворчества.

Еще одной активной формой деятельности СБ являются специальные миссии Совета в “горячие точки” и в места проведения будущих или действующих ОПМ. Значение таких миссий заключается не только в оказании политического воздействия на участников конфликта самим по себе фактом физического присутствия в гуще кризиса, но и то, что они имеют целью формирование адекватной картины положения дел, а это, в свою очередь, становится важным фактором при принятии решения, как это, например, было по итогам миссии СБ в Восточный Тимор в 1999 г.

По мере развития миротворчества, усложнения стоящих перед ним задач и, в особенности, с учетом проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе осуществления ОПМ, стало ясно, что назрела нужда в создании новых форм сотрудничества между “законодательными” органами (к которым относятся СБ ООН и Генассамблея), с одной стороны, и странами-поставщиками контингентов – СПК – (troopcontributingcountries), с другой. Первым шагом в этом направлении стало учреждение специальных встреч членов СБ с представителями СПК; такие встречи проводятся Председателем СБ ООН, а участвуют в них только представители государств-членов СБ и только тех стран, которые направили свои контингенты в конкретную операцию, о которой идет речь.

В результате досконального рассмотрения выдвинутых в ходе этих дебатов предложений была разработана резолюция 1353 Совета Безопасности ООН – многостраничный документ, содержащий наиболее полное описание нововведений во взаимоотношениях СБ с СПК.[11]

Противниками жёсткой “институционализации” диалога с СПК выступали не только постоянные члены СБ, но, – и это в высшей степени важно, – также некоторые другие члены ООН. Их главный и абсолютно справедливый аргумент состоял в порочности попыток навязывания каких-либо побочных мнений СБ, на котором лежит главная ответственность за сохранение международного мира и безопасности. Ведь любая “институционализация”, естественно, будет налагать на членов Совета определенные обязательства и потому несложно предвидеть опасность возникновения коллизий из-за того, что не были соблюдены те или иные “рекомендации”. Не говоря уж о том, что предложение об институционализации диалога с СПК в случае его реализации могло привести к парадоксальной ситуации, когда СБ ООН получал бы наставления от потенциальных СПК, которые, в конце концов, могли принять решение воздержаться от участия в данной ОПМ.

Вместе с тем, проблему диалога с СПК действительно необходимо было решать, так как СБ ООН на самом деле мог оказаться в положении “генерала без армии”. По этому поводу возникли серьезные разногласия среди постоянных членов Совета, в результате чего Франция фактически поддержала радикалов из числа СПК; США и Великобритания доказывали, что СПК не отважатся “перейти рубикон” по экономическим соображениям, а Россия и Китай проводили двуединую линию на гарантированное обеспечение прерогатив СБ ООН и, с учетом этого принципиально важного момента, на максимальный учет интересов СПК.

Совет Безопасности поручил своей Рабочей группе полного состава по операциям ООН по поддержанию мира вплотную заняться этой проблематикой, и в течение более чем полугода (с небольшим перерывом, связанным с событиями 11 сентября 2001 года) шла очень непростая дискуссия по данному поводу. СБ разделился на две неравные части: 10 непостоянных членов и Францию, с одной стороны, и Великобританию, КНР, Россию и США, с другой.

В конечном счете, в результате плодотворного сотрудничества российской и китайской делегаций родилась формула, которая и была предложена на рассмотрение государств членов СБ. Суть предложения состояла в том, чтобы, не создавая новых органов, использовать имеющиеся форматы и тем самым обеспечить канал обмена мнениями между СБ и СПК. После долгих колебаний Вашингтон и Лондон согласились на то, чтобы Рабочая группа и стала той отдушиной, которая позволила бы “выпускать пар” и конструктивно решать проблемы сотрудничества с СПК.

Новая обстановка в мире объективно способствовала повышению востребованности ооновского миротворчества, и это ярко иллюстрирует возросшее число ОПМ ООН. Вместе с тем, неудачи середины 90-х поставили в повестку дня вопрос об исправлении недочетов в этой области. На это были, в частности, нацелены и рекомендации группы экспертов под руководством Л.Брахими. В основе одной из таких рекомендаций лежала идея о новом характере отношений между СБ ООН и странами-поставщиками контингентов (СПК) в ОПМ ООН.

Исходя из этих объективных реалий, Россия творчески подошла к вопросу о необходимости учета мнений СПК и выдвинула инициативу об активизации Военно-Штабного Комитета (ВШК) ООН. Этот орган, созданный в соответствии с Уставом ООН, номинально продолжает функционировать, но на деле его деятельность уже давно ограничивается чисто формальными мероприятиями.

В ночь с 19 на 20 мая 2002 года была провозглашена независимость государства Демократическая Республика Восточный Тимор. Ключевую роль в обретении суверенитета Восточного Тимора сыграла ООН, в частности через учрежденную 25 октября 1999 года миротворческую миссию ООН – Временную администрацию ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ).

Её мандат, выданный Советом Безопасности по Главе VII Устава ООН включал в себя задачи обеспечения безопасности и поддержания правопорядка, создания эффективной администрации, формирования потенциала самоуправления и становления демократических институтов. Фактически Миссия ООН получила полномочия по осуществлению всей законодательной и исполнительной власти, в том числе и на отправление правосудия.

Несомненно, что миротворческая операция ООН в Восточном Тиморе – один из успешных примеров мирного разрешения конфликта вокруг статуса этой территории, осуществленного под эгидой ООН. Благодаря плотной опеке со стороны Организации восточнотиморцы смогли с минимальными потерями пройти беспрецедентный путь от положения несамоуправляющейся территории через проведение референдума о статусе и до построения самостоятельного государства. С другой стороны, недавние вспышки насилия в этой стране, вынудившие ООН возобновить своё миротворческое присутствие, свидетельствуют о необходимости крайне осторожного подхода к вопросу о темпах сворачивания ооновских миссий.

Основополагающим документом урегулирования в Косово является резолюция 1244 СБ ООН от 10 июня 1999 г., в соответствии с которой центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты международное гражданское присутствие (Миссия ООН в Косово - МООНК) и присутствие по безопасности (Силы для Косово - СДК).

Миссия ООН в Косово была наделена полномочиями по управлению краем в переходный период и созданию местных структур в рамках “широкой автономии и реального самоуправления” края.

Россия активно участвовала во всех аспектах мирного процесса, включая многосторонние усилия, базирующиеся на резолюции 1244 СБ ООН.

После свержения режима талибов в Афганистане СБ ООН единогласно принял резолюцию 1383 (6 декабря 2001 г.), в которой было одобрено подписанное в Бонне под эгидой ООН соглашение о временных органах власти в этой стране.

Специфика афганской модели ооновского миротворчества состоит в том, что параллельно с коалиционными (КС) действуют санкционированные СБ ООН Международные силы содействия безопасности (МССБ), к настоящему моменту состоящие из воинских контингентов из 40 стран (26 союзных государств и 14 ненатовских стран), руководство которыми с августа 2003 года перешло к НАТО. По состоянию на июнь 2008 года общая численность МССБ достигла 53 тысяч военнослужащих.

13 октября 2003 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию 1510, продлевающую мандат МССБ на очередные 12 месяцев. Указав на важность распространения власти переходной администрации Афганистана на все части страны, СБ санкционировал расширение мандата за пределы Кабула. Согласно резолюции руководство МССБ должно ежемесячно докладывать СБ ООН о ходе осуществления мандата.

В исследовании также говорится, что за последние годы привычные формы миротворчества претерпели существенную эволюцию, кардинальным образом возросло число задач, которые приходится решать в ходе миротворческих операций, и всё чаще применяется новый формат ОПМ, что дало повод некоторым специалистам говорить о закате ооновского миротворчества. Однако известный своим вкладом в развитие ооновского миротворчества бывший Генеральный секретарь ООН К.Аннан не согласен с точкой зрения, что коалиционное миротворчество отодвигает Организацию на второй план в решении вопросов международной безопасности. По его мнению, использование таких сил оправдано, прежде всего, практическими соображениями и в качестве первого шага чрезвычайного реагирования на кризисные ситуации, ибо даёт необходимое время для подготовки к развёртыванию ОПМ ООН.

Сегодняшние реалии диктуют необходимость соответствия новым критериям в миротворческой деятельности.

Во‑первых, все миротворческие операции должны быть наделены возможностями заметно менять жизнь людей в районе действия миссии на относительно раннем этапе деятельности миссии.

Во‑вторых, “свободные и справедливые” выборы должны рассматриваться как часть более широких усилий по укреплению органов управления.

В‑третьих, сегодня цели, стоящие перед той или иной миротворческой миссией, могут требовать, чтобы гражданской полиции поручались такие задачи, как реформирование, обучение и перестройка местных полицейских служб в соответствии с международными стандартами демократической полицейской деятельности и прав человека, и чтобы гражданская полиция обладала потенциалом эффективного реагирования на гражданские беспорядки и потенциалом самообороны.

В‑четвертых, связанный с правами человека компонент любой миротворческой операции является действительно крайне важным для эффективного миростроительства.

В‑пятых, разоружение, демобилизация и реинтеграция бывших комбатантов —одно из важнейших средств, способствующих установлению постконфликтной стабильности и уменьшению опасности возобновления конфликта.

В‑шестых, путь к полной нормализации жизни в пережившем конфликт обществе лежит исключительно через осуществление мер по национальному примирению, которые должны охватывать всех бывших участников конфликта.

В целом можно констатировать, что, к сожалению, в обозримом будущем миротворческая деятельность будет пользоваться предсказуемым спросом..


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27063. Учет расчетов с подотчетными лицами 14.33 KB
  Учет расчетов с подотчетными лицами Подотчетными суммами называются денежные авансы выдаваемые работникам учреждения из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в разрезе подотчетных лиц видов выплат и видов расчетов расчеты по выданным денежным средствам расчеты по полученным денежным документам в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале по расчетам с подотчетными лицами. Для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам денежных средства и...
27064. Учет расчетов по недостачам 15.83 KB
  Учет расчетов по суммам выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей сумм потерь от порчи материальных ценностей и других сумм подлежащих удержанию и списанию в установленном порядке осуществляют на счете 020900000 Расчеты по недостачам . Учет расчетов по недостачам хищениям ведется в соответствии с КОСГУ на следующих счетах: 020971000 Расчеты по ущербу основным средствам ; 020972000 Расчеты по ущербу нематериальным активам ; 020973000 Расчеты по ущербу непроизведенным активам ; 020974000 Расчеты по ущербу материальных...
27065. Учет удержаний из заработной платы 16.39 KB
  Учет удержаний из заработной платы Счет 30403 Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда Счет предназначен для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия стипендий; безналичным перечислениям на счета во вклады сотрудников учреждения; взносам по договорам добровольного страхования; взносам на пенсионное страхование; суммам членских профсоюзных взносов; исполнительным листам и другим документам. Удержания производятся на основании соответствующих документов: письменных заявлений работников договоров...
27066. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 12.95 KB
  Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Учет расчетов учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги с подрядчиками за выполненные работы осуществляют на счете 030200000 Расчеты с поставщиками и подрядчиками . Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности оказанные услуги выполненные работы ведется в Карточке учета средств и расчетов либо в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками в разрезе кредиторов поставщиков продавцов подрядчиков...
27067. Учет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 15.06 KB
  учет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств Счета предназначены для ведения учета учреждениями финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей по доходам поступлениям и расходам выплатам принятых учреждениями обязательств. По завершении текущего финансового года показатели остатки по счетам учета бюджетных ассигнований лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года на следующий...
27068. Виды и формы бюджетной отчетности 16.13 KB
  Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и или в виде электронного документа с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в порядке установленном главным распорядителем бюджетных средств главным администратором доходов бюджета главным администратором источников финансирования дефицита бюджета финансовым органом органом казначейства и органом осуществляющим кассовое обслуживание с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством...
27069. Синтетический учет материальных запасов 16.14 KB
  Приобретение материальных запасов по фактической сформированной стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 Материальные запасы 010531340 010536340 и кредиту счетов 030234730 Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов 020834660 Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов . Безвозмездное получение материальных запасов в том числе по централизованному снабжению распоряжению извещению отражается по дебету...
27070. Документальное оформление, порядок ведения и отражения в учете кассовых операций 16.09 KB
  Для учета кассовых операций применяются приходный кассовый ордер – форма № КО1 расходный кассовый ордер – форма КО2 журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов форма КО3 кассовая книга форма КО4 книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств форма КО5. Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу которая должна быть пронумерована прошнурована и опечатана сургучной печатью. В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу а в кредит выбытие...
27071. Инвентаризация материальных запасов 15.97 KB
  Инвентаризация материальных запасов Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13 июня 1995 г . Инвентаризационной комиссией в описях заполняются данные о фактическом наличии товарноматериальных ценностей. Результаты проведенной инвентаризации материальных запасов отражают в инвентаризационной описи сличительной ведомости по объектам нефинансовых активов ф. При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится...