81039

Внешняя политика США 1991-2000 годах

Доклад

Международные отношения

На фоне разнообразных и зачастую противоречивых тенденций в американской политической и научной элите в 1990-е гг. формировалась внешняя политика. Ее целью, как и целью внешней политики любой страны, являлось формирование оптимального внешнеполитического курса

Русский

2015-02-18

39.62 KB

5 чел.

Внешняя политика США 1991-2000 гг.

На фоне разнообразных и зачастую противоречивых тенденций в американской политической и научной элите в 1990-е гг. формировалась внешняя политика. Ее целью, как и целью внешней политики любой страны, являлось формирование оптимального внешнеполитического курса, позволявшего поддерживать доминирующие позиции в мире избегая при этом чрезмерного перерасхода внутренних ресурсов нации “имперского перенапряжения”. Фактически обе тенденции – к активизму внешней политики и к некоему изоляционизму, осуществлялись одновременно и взаимосвязано.

Американское руководство в 1990-е гг. (независимо от партийной принадлежности) реагировало на предостережения изоляционистов. Так, еще в августе 1990 г. президент-республиканец Дж. Буш указал на крах биполярного мира и провозгласил не только необходимость формирования новой глобальной стратегии, но и сопутствующее ей создание иерархии союзников, регионов и объектов политики по степени их важности для США с тем, чтобы не бросать ресурсы туда, где исход региональной борьбы не важен для американских интересов. Дж. Буш начал переориентировать свою администрацию на первоочередность внутренних проблем.

Данная тенденция получила более заметное развитие в политике следующего президента США – Б. Клинтона. Предвыборная кампания представителя Демократической партии Клинтона, победившего Буша на президентских выборах в ноябре 1992 г., концентрировалась, прежде всего, на внутренних американских проблемах. При этом президент Клинтон впервые в послевоенной истории США объявил открыто о том, что Америка не в силах решить мировые проблемы в одиночку. Это заявление свидетельствовало о явном наличии неоизоляционистского компонента во внешнеполитической стратегии демократической администрации. В марте 1993 г. было объявлено о решении расходовать в 1994–1998 гг. на военные нужды ежегодно по 260 млрд долл. в год, что было несколько меньше (на 50 млрд долл.), чем раньше. Неоизоляционистские настроения проявились и в том, что США попытались уклониться от участия в решении целого ряда международных проблем. Так, весной 1993 г. заместитель госсекретаря по политическим проблемам П. Тарноф заявил, что США не будут вмешиваться в боснийские дела, как и в другие конфликты, после завершения холодной войны “попросту потому, что у нас нет денег”.

Параллельно с тенденцией к изоляционизму в американской внешней политике всегда существовала тенденция к внешнеполитическому интервенционализму. Так, под влиянием критики политических оппонентов-республиканцев администрация Клинтона внесла коррективы в американскую внешнеполитическую стратегию. Уже в своем первом президентском послании “О положении страны” (январь 1994 г.) Б. Клинтон пообещал не сокращать более военных расходов Америки. В 1995 г. в докладе Министерства обороны США подтверждается намерение сохранить свои вооруженные силы и военные обязательства, а в некоторых случаях и расширить их. В 1995 г. президент Клинтон договорился с Республиканским (преимущественно неоизоляционистским по настроениям) конгрессом о постепенном увеличении военных расходов с 260 млрд долл. в 1995 г. до 281 млрд долл. к 2002 г.

Продолжением антиизоляционистского курса стало президентское послание 1999 г. “О положении страны”, в котором президент Клинтон объявил об увеличении военного бюджета на 25 млрд долл. – самое крупное увеличение после окончания холодной войны. Тенденция к интервенционизму реализовалась в данный период в поддержке США продвижения НАТО на восток, военных акциях в Югославии (Косово), бомбардировках военных объектов в Ираке и Афганистане, развертывании программ ПРО и ТВД (Театр военных действий) и т.д. К концу 1990-х гг. активизм стал не только более заметной, но и доминирующей тенденцией в американской внешней политике.

В целом американские политики и эксперты верят, что если ХIХ век был веком баланса мощи в мире, то ХХI век станет столетием решительного дисбаланса в американскую пользу. Стратегия США в ХХI веке заключается в следующем:

1. Сохранить лидирующие, глобальные позиции страны, закрепить место главного участника в научно-технической революции, контролирующей силы в Северной Атлантике и Восточной Азии.

2. Предотвратить появление неконтролируемого конкурента, способного к середине века вырваться в мировые лидеры и создать новый мир, в котором впервые за пятьсот лет Запад не был бы лидером.

Таким образом, на протяжении 1990-х гг. Вашингтон решал проблему выбора внешнеполитического курса между неоизоляционизмом и активизмом (интервенционизмом). Основные тенденции современной внешней политики США имеют глубокие исторические корни, о чем свидетельствует политический опыт страны ХIХ–ХХ вв. Оба эти внешнеполитические направления имеют свои плюсы и минусы, а реальная внешняя политика Белого дома, как правило, становится “средним” воплощением, синтезом их обоих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19920. Хозяйственные ресурсы предприятия. Основные фонды предприятия 21.47 KB
  Лекция №3 Тема: Хозяйственные ресурсы предприятия. Основные фонды предприятия. План: Понятия производственных ресурсов Экономическая сущность состав классификация и структура основных фондов ОФ. Экономическая оценка ОЦ ОФ. Износ ОФ Амортизация ...
19921. Экономическая оценка основных фондов 30.67 KB
  Лекция №4 Тема: Экономическая оценка основных фондов. Стоимостные показатели дают возможность определить общий объем динамику износ начислить амортизацию рассчитать себестоимость продукции рентабельность предприятия. В зависимости от времени оценки характер
19922. Основные фонды предприятия, продолжение 30.29 KB
  Лекция №5 Тема: Основные фонды предприятия продолжение Т.к. в течении года состав ОФ постоянно меняется то постоянно меняется и их совокупная стоимость. Для учета движения ОФ рассчитывается их среднегодовая стоимость. формула 1 стоимость основных фондов на
19923. Хозяйственные фонды предприятия 23.1 KB
  Лекция №6 Тема: Хозяйственные фонды предприятия. Величина производственной мощности предприятия формируется под воздействием многих факторов таких как: Состав основных фондов Их количество по видам и структура Техникоэкономические показатели использо
19924. Оборотные средства (ОС) предприятия 24.04 KB
  Лекция №6 Тема: оборотные средства ОС предприятия. Понятия состав и структура ОС Нормирование расходования материальных ресурсов и оборотных средств Показатели и пути эффективного использования оборотных средств Оборотные Средства предприятия нах
19925. Оборотные средства. Структура норм и расходов 26.56 KB
  Лекция №8 Тема: Оборотные средства. Точность расчета норматива зависит от правильного определения норм запаса материальных ресурсов. Техника экономического обоснования норм расходования Материальных Ресурсов связанна с анализом их структуры. Структура норм и рас
19926. Персонал предприятия (ПП) 22.01 KB
  Лекция №9 Тема: персонал предприятия ПП. Вопросы: Состав и структура ПП Планирование и подбор кадров Производительность труда Заработная плата тарифная система формы и системы оплаты труда. Формирования фонда зарплаты фонды оплаты труда ФОТ. ...
19927. Персонал предприятия. Движения рабочей силы 27.82 KB
  Лекция №10 Тема: Персонал предприятия. Для учета и отчетности пользуются абсолютными и средними показателями численности. К абсолютным относятся: Списочная численность работников. Это количество всех работающих принятых на постоянную сезонную или временную раб
19928. Персонал предприятия. Уровни производительности труда 24.86 KB
  Лекция №11 Тема: персонал. При изучении уровней производительности труда используют: Среднечасовая выработка рабочего . 1 Среднедневная выработка рабочего 2 . 3 Факторы нарушения производительности труда – самостоятельно. Заработная плата тари...