81041

Проблема мировой политики (Международная безопасность и ее военные аспекты, Проблемы конфликтов, Проблема права в МО)

Доклад

Международные отношения

Проблема мирового права. Наличие международного права позволяет уменьшить неопределенность в межгосударственных отношениях стабилизирует их. Источниками международного права стали следующие: Международный обычай признанный как норма цивилизационных отношений.

Русский

2015-02-18

44.98 KB

1 чел.

Проблема мировой политики (Международная безопасность и ее военные аспекты, Проблемы конфликтов, Проблема права в МО)

1. Международная безопасность – характеристика Мо, включающая в себя такие показатели развития, как стабильность, отсутствие внешних угроз, обеспечение независимости и равенства всех государств. В рамках международной безопасности выделяются 3 уровня:

= национальный

= региональный

= глобальный

Международная безопасность складывается из безопасности всех государств на этих трех уровнях (угроза для одного государства делает нестабильным целый регион, а потенциально - все мировое сообщество)

Национальная безопасность традиционно отождествляется с военной безопасностью, однако широкое понимание безопасности включает в себя и другие факторы:

= экономика и финансы

= природная среда

= численность и здоровье населения

= показатели продовольственного и энергетического обеспечения

= развитие науки и новейших технологий

Политическое поведение и форма активности неправительственных участником МО. Один из основных инструментов национальной безопасности – самостоятельная внешняя политика. Региональная безопасность характеризуется состоянием межгосударственных отношений в данном регионе и наличием внешних угроз для региона. Региональная безопасность определяется рядом факторов:

  1.  историческое наследие, культурные традиции, религиозные особенности, социально-экономическая ситуация, степень вовлеченности в дела региона других государств. Глобальная безопасность состоит в защите от угроз всемирного масштаба и обеспечивается в согласованном участии всех членов мирового сообщетсва (Балканы). Особая роль в координации таких действий принадлежит ООН. Особое место занимают проблемы ядерной войны и контроля над вооружением. Ядерная проблема разрешается по двум направлениям:

- Прекращение вертикального распространения ядерного оружия – в 1968 году был заключен договор рядом стран, в котором запрещалось распространение ядерного оружия, поэтому они начали его наращивать. Они обязались не наращивать ядерный потенциал. Ядерные державы – Великобритания, Китай, (СССР) Россия, Франция, США. Система взаимного ядерного сдерживания закреплена советско-американскими договорами 1972 года Об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и Противоракетной обороне (ПРО). Эти позиции закреплялись далее в рассийско-американских договорах 1990 года о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. СНВ-1 (1991) и СНВ-2 (1993). И в договоре 2002 года Об ограничении стратегических наступательных потенциалов (ОСНП). В результате соглашений количество ядерных стратегических боезарядов у Росси и США сократилось с 10-12 тысяч у обеих стран в середине 80-х годов до 2,5 тысяч у России и 6 тысяч у США на 2009 год. 2010 год – заключен новый договор СНВ-3, работа над которым продолжалась с 1997 года. Первые договоры СНВ были признаны устаревшими. Данный договор сокращает по 1,5 тысячи боеголовок военного потенциала России и США. На данный момент ядерный потенциал России и США остаются самым значимым, однако ведутся переговоры о присоединении к договору СНВ-3 других ядерных держав (Англия, КНР и Франция). В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из договора ПРО, заключенного в 1972 году. Заключенные договоры фиксируют достаточно успешное развитие вертикального сдерживания ядерного оружия.

- Горизонтальное сдерживание распространения ядерного вооружения – запрет распространения ядерного оружия по территории планеты и появления новых ядерных держав. Необходимые технологии для производства ядерного оружия есть не менее чем у 30-40 стран. Неофициальными ядерными державами являются Индия и Пакистан, которые неофициально проводят испытания ядерного оружия. Помимо этого неофициальными державами считаются Израиль, возможно КНДР и Иран. Распространение ядерного оружия провоцирует дестабилизацию в государствах третьего мира, а также политический и дипломатический дискомфорт в рамках многосторонних и двусторонних переговоров. Проблему распространения ядерного оружия был призван поставить договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), заключенный в 1968 году. В соответствии с этим договором предусматривался ряд действия:

= ядерные державы обязались не передавать другим странам ядерное оружие

= неядерные государства обязались не производить и не приобретать ядерное оружие, а также передать свою деятельность в ядерной сфере международному агентству по ядерной энергии (МАГАТЭ)

= государства, не присоединившиеся к договору теряли право помощи в развитии мирной ядерной энергетике

= при распространении ядерного оружия накладывается ряд серьезных ограничений

Слабое место договора – отсутствие гарантий безопасности как ядерным державам, таки фактически неядерным. Данный договор поддерживает 2 блоковых варианта: страны варшавского договора и НАТО. До 90-х годов этот баланс сил обеспечивал взаимное сдерживание на основе ядерного паритета СССР – США. После падения СССР международная ситуация стала нестабильна, и с 98 года Индия и Пакистан разморозили ядерные программы и провели испытания. Усугубило ситуацию стратегия национальной безопасности США 2002 и 2005 годов, когда США утвердили возможность превентивных ядерных ударов. В современном мире дальнейшая реализация нераспространения ядерного оружия требует стабилизации национальных суверенитетов и прекращения практики прямого вмешательства в дела суверенных государств даже в рамках миротворческих операций. Проблема в безопасности связана также с неядерным оружием массового поражения и с обычным вооружением. Первым шагом в решении данной проблемы было подписание большинством государств конвенций о запрещении разработки производства, накопления и об уничтожении бактериологического и токсичного оружия 1972 года и химического оружия 1993 года. В 1997 году был подписан договор о запрещении использования противопехотных мин большинством стран международного сообщества. Последние 20 лет, несмотря на ряд миротворческих инициатив, происходило постепенное наращивание военных бюджетов, и к 2006 году он достиг уровня пика Холодной войны.

Другая проблема связана с распространением высокоэффективного неядерного оружия по масштабам и задачам сопоставимого с задачами стратегических ядерных сил, но с существенно меньшими издержками в плане жертв и экологических последствий. Такое вооружение не подпадает ни под какие международные договоренности по сдерживанию стратегических и обычных вооружений.

2. Проблема конфликтов.

Конфликтные ситуации с 91 года разрастаются территориально, ежегодно их происходит не менее 30 разного уровня. На данный момент число жертв достигло более 5 млн. человек.

Изменилась их географическая территория. Впервые после 2 мировой войны они происходят на территории Европы.

Изменяется структура конфликтов. Исчезли классические межгосударственные конфликты, когда оба государства признают суверенный статус друг друга, а другие государства занимают такую же позицию по данному вопросу.

Можно выделить следующие виды современных конфликтов:

1 Внутригосударственные – между центральной властью и оппозиционной вооруженной группировкой, между отдельными вооруженными группировками этническими или религиозными (война в Ирландии в 1994 году)

2 Надгосударственные – между государством и международной неправительственной структурой (Алькаида против стран запада или востока)

3 Квазигосударственные – отсутствие у одного из государств международного признанного статуса (Абхазия или Южная Осетия в конфликте с Грузией)

Нарастание конфликтов в современном мире и их качественное изменение определяется рядом причин:

= распад биполярной структуры мира

= противоречия глобализации (конфликт идентичности)

= колоссальный разрыв социально-экономических отношений между развивающимися и развитыми странами

Увеличение числа внутригосударственных конфликтов по отношению к межгосударственным означает большую угрозу к стабильности международной обстановки, поскольку третьи страны зачастую вмешиваются во внутренние конфликты, их поведение непредсказуемо, отличается экстремизмом и использованием вооруженных средств с последствиями масштабных разрушений и массовых жертв. Во внутренние конфликты вмешиваются неправительственные группировки, вмешательство которых сопровождается также массовыми жертвами. Внутренние конфликтов отличаются особой сложностью урегулирования, поскольку борьба в них ведется не столько за интересы, сколько за ценности этнические, религиозные, цивилизационные. Внутренние конфликты вовлекают сразу несколько участников с очень разными политическими установками, требованиями и стратегиями ведения военных действий, что при частой сменяемости ведущих участников ведет к затягиванию конфликтной ситуации. Затянутость внутренних конфликтов ведет к увеличению числа жертв и масштабов разрушений.

В международной практике наиболее важным стало участие в урегулировании конфликтов т. н. неофициальной дипломатии – участие в переговорном процессе неправительственных организаций или авторитетных лиц, получивших мировую известность.

И еще один метод – метод принуждения к миру. Суть метода: широкое применения военной силы третьей стороной, причем без согласия государства, где проводятся военные операции и даже без санкции ООН.

Другая концепция – обращение к третьей стороне с целью ведения той мирных переговоров.

Российская концепция внешней политики от 2008 года поддерживает данный вариант, отказываясь от силовых решений военных конфликтов и от изоляции одной из воюющих стран.

3. Проблема мирового права.

Международное право – совокупность общепризнанных государствами правовых норм, функционирующих в международной системе.

Наличие международного права позволяет уменьшить неопределенность в межгосударственных отношениях, стабилизирует их. Международное право признано обеспечивать сотрудничество в международном процессе и создать баланс интересов зачастую несовпадающих интересов государств. Существует ряд базовых вопросов, реализуемых через международное право. Основной вопрос – о праве войны. Первоначально войны подразделялись на законные и незаконные, поэтому международные правовые нормы вырабатывали критерии справедливости ведения войны.

Критерий справедливости. Источниками международного права стали следующие:

  1.  Международный обычай, признанный как норма цивилизационных отношений.
  2.  Международные конвенции как общие, так и специальные, устанавливающие правила, признанные государствами (универсальные договоры. Действующие не только для стран-участниц конвенции, но и для других стран)
  3.  Общеправовые принципы, разработанные на основе юридических и дипломатических документов, признанные всеми странами-участницами.
  4.  Главный правовой документ – Устав ООН и сопутствующие ему документы.
  5.  Декларация о принципах международного права 1970 года, а также заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, в составе которого находится Декларация принципов взаимоотношений между государствами

Основные принципы международного права:

= неприкосновенности и суверенного равенства государств (юридически это значит, что государства равны, независимо от территорий, населения, экономической и военной мощи и обладают равными правами. Воплощением того принципа является процедура принятия решений в ООН: одна страна – один голос. Государственный суверенитет реализует такие принципы международного права, как неприкосновенность границ, территориальная целостность и невмешательство во внутренние дела. В принципы Устава ООн входит сотрудничество между государствами, а также неприменение силы или угрозы силы. Устав ООН признает право на самооборону, но приоритетным утверждает принцип мирного урегулирования споров путем переговоров или судебных процедур. Для реализации принципов международного права был учрежден Международный Суд ООН, который рассматривает только спорные дела при согласии конфликтующих государств и не допускает вмешательства во внутренние дела. В 1998 году был создан Международный Уголовный Суд, связанный с расследованием преступлений по геноциду и нарушению прав человека. Принципом международного права – приоритет прав и свобод личности над государственными и общественными. К принципам международного права – право народа распоряжаться своей судьбой.

Международное право решает вопросы, связанные с дипломатической деятельностью:

- определяет функции дипломатических представительств, привилегии и иммунитет дипломатов, что делает неприкосновенной их деятельность.

- для международного права одной из важных является Проблема прав человека в перспективе развития политического общества и мирового сообщества в целом.

В международном праве намечен кризис, связанный с процессами глобализации, распадом биполярной системы, что вызвало попытки пересмотра международных мировых норм (связано с прецедентом Косово).

Кризис международного права особо сильно проявился при вмешательстве в дела суверенной Югославии, что не соответствует базовым принципам международного права. Деструктивной для международного права является проблема признания самопровозглашенных государств (в 2008 году признание западом самопровозглашенной независимости Косово).

Данные правовые проблемы ставят вопрос о применении в мировой политике правовых норм и об ответственности за их нарушение.

Возможности ООН влиять на правовые решения государств ограничены политическими, экономическими и юридическими нормами.

Проблемой международного права являются заложенные в основу противоречивые принципы:

- территориальная целостность суверенного государства

- право наций на самоопределение

Базовая проблема международного права – совмещение особенностей национального законотворчества и правосознания и специфики универсальных правовых норм.

В целом международное право в настоящий момент находится в процессе постоянного реформирования, определения и ужесточения международных правовых норм и определения основных правовых институтов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15473. Відновлення козаччини на правобережній України в середині 80х рр. 17 ст 52 KB
  Відновлення козаччини на правобережній України в середині 80х рр. 17 ст. С.Палій Після поразки Української революції подальшу долю українських земель визначали сусідні держави Польща Росія та Туреччина. Згідно з умовами Бахчисарайського договору 1681 територія між Дні...
15474. Пилип Орлик та його конституція 1710 року 27.5 KB
  Пилип Орлик та його конституція 1710р. Після смерті І. Мазепи на загальній раді старшина та Військо Запорізьке під головуванням кошового отамана К. Гордієнка 5 квітня 1710 р обрали гетьманом України в еміграції Пилипа Орлика. Він походив із чеськопольського роду. Закінчи...
15475. Наступ царизму на автономію України. Остаточна ліквідація гетьманського правління 36.5 KB
  Наступ царизму на автономію України. Остаточна ліквідація гетьманського правління. Проводячи колонізаторську політику царський уряд поступово ліквідовував автономію України. Катерина II вирішила скасувати її остаточно. У відповідь на прохання козацької старшини у 176...
15476. Соціально-економічний розвиток Лівобережної та Слобідської України у 18 ст. Юридичне оформлення кріпосного права 26.5 KB
  Соціальноекономічний розвиток Лівобережної та Слобідської України у 18 ст. Юридичне оформлення кріпосного права. На Лівобережній та Слобідській Україні в другій половині XVIII ст. панували феодальнокріпосницькі відносини. Основну роль відігравало сільське господарс...
15477. Розвиток економіки на правобережжі та західноукраїнських землях у 18 ст. Захоплення західноукраїнських земель Австрією 26.5 KB
  Розвиток економіки на правобережжі та західноукраїнських землях у 18 ст. Захоплення західноукраїнських земель Австрією. Кінець XVIII ст. характеризується зростанням могутності Російської імперії агресивності її зовнішньої політики. Вона загарбала більшу частину укр
15478. Політика Австрійської монархії на західноукраїнських землях в кінці 18 - першій половині 19ст 29 KB
  Політика Австрійської монархії на західноукраїнських землях в кінці 18 першій половині 19ст. Наприкінці XVIII ст. внаслідок поділів Польщі західноукраїнські землі площею понад 60 тис кв. км з населенням 25 млн. осіб у тому числі 2 млн. українців стали колонією Австрійсько
15479. Політичне становище і соціально-економічний розвиток східноукраїнських земель у першій половині 19 ст. Колоніальна політика царизму щодо України 41 KB
  Політичне становище і соціальноекономічний розвиток східноукраїнських земель у першій половині 19 ст. Колоніальна політика царизму щодо України. Україна в російськотурецькій війни 18061812 рр. Як і в попередніх війнах Росії з Туреччиною Україна була найближчим тило...
15480. Механізм поширення збудження по нервових волокнах. Сальтаторна теорія проведення збудження. Фактори, що визначають швидкість поширення збудження 32 KB
  Механізм поширення збудження по нервових волокнах. Сальтаторна теорія проведення збудження. Фактори що визначають швидкість поширення збудження. Розповсюдження збудження по нервовим волокнам здійснюється на основі іонних механізмів генерації потенціалів дії і впли
15481. Ліквідація російським самодержавством автономного устрою України 76.5 KB
  КОЗАЦЬКИЙ ПЕРІОД ІСТОРІЇ УКРАЇНИ Лекція №8 Ліквідація російським самодержавством автономного устрою України 2. Коліївщина Назва Коліївщина найімовірніше означає повстання коліїв і походить від українського слова колій яким в українських селах і донині н