81045

Интеграционные процессы в странах СНГ

Доклад

Международные отношения

После получения независимости страны СНГ при наличии разности видения перспектив и возможностей строят рыночную экономику и демократические государства. Национальная идея как основа государственности получила закрепление в преамбуле многих конституций стран СНГ. В процессе жизнедеятельности страны СНГ прошли сложный путь само индетификации определения целей прерогатив развития.

Русский

2015-02-18

44.53 KB

4 чел.

Интеграционные процессы в странах СНГ

1) Распад Советского Союза, необходимость работы в новых, непривычных ранее условиях, разрыв экономических связей, падение жизненного уровня населения, слабость государственной власти вызвало поиск руководством бывших советских республик новых основополагающих принципов функционирования своих государств.

После получения независимости страны СНГ, при наличии разности видения перспектив и возможностей, строят рыночную экономику и демократические государства. Создание новых государств сопровождалось усилением внимания государства к национальной идеи. Конституции стран Содружества провозглашают идею национальной государственности. Национальная идея как основа государственности получила закрепление в преамбуле многих конституций стран СНГ. Выдвижение национальной идеи явилось важнейшим направлением в формировании общественно-политического сознания народа и мобилизации усилий, направленных на укрепление государственности. Национальная идея способствовала преодолению мировоззренческой разобщенности граждан и кризиса гражданского самосознания.

В Беларуси отмечается взвешенная политика развития национальной идеи, с учетом гарантий жизнедеятельности представителей всех национальностей, проживающих в республике. Развитие данного направление в Беларуси ориентировано на создание широкой базы национальной идентичности на основе государственного гражданско-политического единства, что нашло отражение в целевой установке на построение сильной демократической процветающей Беларуси и в интегративном лозунге «За Беларусь».

В процессе жизнедеятельности страны СНГ прошли сложный путь само индетификации, определения целей, прерогатив развития. В настоящее время страны СНГ проделали огромный путь по реформированию своих государственных систем. В них были приняты конституции, которые создали предпосылки для перехода к демократическому обществу и правовому государству, основанному на разделении властей. В одних странах Содружества они принимались путем референдума. Это можно было наблюдать в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, России. В других странах СНГ конституции принимались парламентским путем. К этим странам относятся Киргизия, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

Вместе с тем параллельно с процессом идентификации происходило выяснение своего места в мире, определения союзников и партнеров. Страны СНГ пришли к твердой позиции о необходимости существования Содружества Независимых государств и о необходимости дальнейшей более тесной интеграции. Можно утверждать, что страны СНГ движутся к декларируемым ими целям построения правового государства, и в это будет способствовать их дальнейшей интеграции.

Необходимость сотрудничества странами СНГ признавалась и декларировалась с момента создания СНГ. Но в начальный период существования Содружества масштабные проекты по интеграции в рамках СНГ оставались на бумаге. Длительное время в официальных заявлениях по существу желаемое выдавалось за действительное. Нередко договоренности об углублении сотрудничества сопровождались противоречащими им действиями. В настоящее время необходимо отметить реальность заключаемых документов.

В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы:

- полное равноправие стран-участниц СНГ;

- обеспечение гарантированного функционирования суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционных процессах;

- опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы;

-взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, которая включает свободу передвижения рабочей силы и капитала, объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;

- поэтапность, разноуровневый и разноскоростной характер интеграции, недопустимость ее искусственного формирования;

- наличие эффективных механизмов решения спорных вопросов, противоречий. Необходимость первого тезиса не вызывает сомнений - только при условии равноправия, открытости и доверия возможно эффективная интеграция. Как и требование сохранения суверенитета, взаимовыгодности, ориентация на собственные силы логичны и взаимообусловлены. Подлинная интеграция возможна лишь на основе добровольности, по мере созревания объективных условий.

Интеграция в СНГ осуществляется и должна осуществляться постепенно, поэтапно, одновременно с укреплением рыночных начал и выравниванием условий хозяйственной деятельности в каждой из стран СНГ на основе согласованной концепции экономического развития.

Интеграция «на разных скоростях» - это наиболее оптимальный вариант развития СНГ, который учитывает разноуровневость состояния и перспектив развития стран СНГ. У каждой из стран Содружества свои модели политические и экономические системы, свои взгляды на интеграцию. Между тем, в СНГ уже накоплен опыт разноуровневого интеграционного развития. Так, в 1996-1997 году начали реализовываться интеграционные инициативы, которые обозначили многоярусную структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг от друга разными уровнями реформирования экономики и социальной сферы. В эту многоуровневую структуру входят:

- структура Россия - Белоруссия как наиболее глубокая форма Сообщества с общими наднациональными, в том числе политическими органами управления;

- структура Россия - Белоруссия - Казахстан - Киргизия, призванная стать углубленной прежде всего экономической интеграционной формой, базирующейся на Таможенном и Платежном союзах;

- структура стран-участниц СНГ как сложившееся после распада СССР межгосударственное объединение двенадцати бывших республик СССР. Дальнейшая интеграция стран СНГ имеет свою потенциальную возможность и реальность. Необходимо, чтобы экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют страны СНГ, вытекая из сложившегося понимания национальных интересов, учитывали и интересы других стран участниц Содружества.

2)

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

. разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

. желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

. технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.

Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от

Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ, прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих политических задач.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц интеграционных группировок.

Между странами — участницами интеграционного объединения, прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.

По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной

Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79213. Понятие и виды преступлений против личности 34.88 KB
  Значимость для государства и общества разносторонней защиты личности предопределила то что Особенная часть УК РФ начинается с раздела VII Преступления против личности . В рамках родового объекта можно выделить указанные в законе видовые объекты включающие близкие тождественные общественные отношения охраняемые нормами включенными в главы раздела о преступлениях против личности УК РФ. Они классифицированы законодателем следующим образом: а преступления против жизни и здоровья гл.
79214. Коммерческий подкуп 33.02 KB
  Цель лица осуществляющего подкуп связана с получением определенных выгод или преимуществ в сфере деятельности организации в которой работает лицо принимающее предмет подкупа. Лицо принимающее предмет подкупа руководствуется корыстными мотивами. Квалифицирующими обстоятельствами как для лица осуществляющего подкуп так и для подкупаемого лица является совершение преступления группой по предварительному сговору или организованной группой. Для подкупаемого лица ответственность усиливается также если его действия сопряжены с...
79215. Общая характеристика преступлений против собственности 33.12 KB
  К преступлениям против собственности относятся общественно опасные деяния нарушающие права владения пользования и распоряжения собственника имуществом либо иным способом причиненияили угрозой причинения собственнику имущественного ущерба. Видовым объектом преступлений против собственности являются общественные отношения собственности владения пользования и распоряжения имуществом и права законного владения собственностью. Предметом преступлений против собственности являются любые физические предметы любое имущество не исключенное из...
79216. Понятие и признаки хищения 36.88 KB
  Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и или обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. он не имеет на данную вещь ни действительных ни мнимых прав Изъятие и или обращение вышеуказанного имущества в собственность виновного или третьих лиц. данное преступление совершается по средствам нападения направленного на создание условий для последующего изъятия и обращения чужого...
79218. Незаконное участие в предпринимательской деятельности 33.71 KB
  Объективная сторона преступления выражается в том что вопреки установленному законом запрету должностное лицо: а учреждает организацию осуществляющую предпринимательскую деятельность; б участвует лично или через доверенное лицо в управлении такой организацией; в предоставляет этой организации льготы и преимущества либо оказывает ей покровительство в иной форме. Особенность данного состава преступления состоит в том что ответственность за него может наступить лишь при условии что названные в ст. Субъективная сторона преступления...
79219. Кража. Состав и виды 34.63 KB
  Непосредственным объектом кражи являются общественные отношения по поводу конкретной формы собственности. Объективная сторона кражи предполагает деяние в виде тайного похищения чужого имущества. Состав кражи материальный поэтому в качестве обязательного признака объективной стороны наряду с деянием предполагается материальный ущерб опосредованный причинной связью. Субъективная сторона кражи выражается в прямом умысле.
79220. Мошенничество. Состав и виды 32.77 KB
  159 УК РФ определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием. Объективную сторону мошенничества составляют два способа: обман и злоупотребление доверием. Злоупотребление доверием состоит в использовании доверительных отношений между виновным и потерпевшим для завладения имуществом. Отличительной особенностью обмана или злоупотребления доверием является то что собственник или иной владелец имущества введенный в заблуждение относительно истинных целей похитителя сам передает...
79221. Вымогательство. Состав и виды 32.84 KB
  163 УК РФ определяется в законе как требование передачи чужого имущества или права на имущество или на имущественные права наследственные жилищные и др. под угрозой применения насилия либо уничтожения чужого имущества а равно под угрозой распространения сведений позорящих потерпевшего или его близких. Угрозы могут быть любые вплоть до убийства и уничтожения имущества. Состав вымогательства формальный и поэтому требования передачи имущества или право на имущество или совершения действий имущественного характера образуют оконченный...