81059

Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами

Доклад

Международные отношения

система международных отношений это совокупность составляющих ее элементов между которыми существуют устойчивые связи зависимости отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Различные комбинации участников МО варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем МС.

Русский

2015-02-18

40.47 KB

23 чел.

Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами. Подсистемы.

система международных отношений - это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т.д.

Различные комбинации участников МО, варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем (МС).

Критерии типологизации международных систем:

= возможности доминирования государства в международной системе

= время, которое требуется для утверждения в лидирующих позициях государства

= уровень конфликтности при реализации международной политики среди великих держав

= возможность деформации геополитики в сторону слабых государств и ликвидация одного магистрального направления в международных отношениях

Помимо критериев существуют законы и закономерности функционирования международных систем

В рамках типологизации международных систем выделяются следующие подходы:

- Марксистский подход – производственные силы, производственные отношения – критерий (первобытно-общинный, капиталистический, феодальный)

- Классовый подход – 2 группы международных систем – классово-однородная и разнородная (системы переходных эпох рабовладельческой в феодальную, феодальной в капиталистическую)

- Индустриально-информационная – в рамках данной системы выделяются 3 типа однородных и 3 типа переходных международных систем.

С точки зрения ТМО после второй мировой войны выделяют 3 основных типа международных систем:

- отношения господства и подчинения

- отношения сотрудничества и взаимопомощи

- смешанный тип отношений переходного характера

Наиболее широкое признание получили 4 модели доминирования в мире:

- классический многополюсный мир

- двухполюсный мир

- однополюсный мир

- надгосударственный или бесполюсный мир

В зависимости от степени развития выделяется несколько видов международных отношений:

- высокий, низкий или средний уровень развития МО и МС

С точки зрения напряженности выделяются следующие состояния МО:

- стабильности – нестабильности

- сотрудничества – конфликт

- мир- война

И т. д.

С политологической точки зрения выделяют такие виды международных систем, как экономические, военно-стратегические, политические и т. д.

Помимо классификации международных систем существуют структурные измерения международной системы (Р. Арон). По мнению школы политического реализма (Арон) можно выделить следующие измерения:

- конфигурацию МО и их соотношения сил

- иерархия акторов

- гетерогенность состава

Под конфигурацией понимается размещение центров власти в международной системе и их влияние на остальные элементы системы, т. е. другие государства. Конфигурация сил зависит от количества главных акторов и количества их единиц влияния. Такие конфигурации обеспечивают классическую типологию мультиполярности и биполярности систем. Помимо силы существует такая характеристика международной системы, как ее «режим».(Дерриенк) – совокупность регулирующих МО, формальных и неформальных принципов, соглашений и процедур принятия решений.

Режим международной системы обеспечивается различными вариантами принуждений. 6 принуждений:

- число акторов – больше акторов – меньше давления на второстепенных участников международной системы

- распределение силы между акторами

- соотношение между конфликтом и сотрудничеством (конфликтный и кооперативный)

- наибольшая частота использования средств давления при формировании международной системы (убеждение, обмен, силовое давление)

- степень внешней централизации акторов – иерархия

- различие статусов между главными акторами

В данной системе всегда основной целью будет сохранение баланса сил, что обеспечивает стабильность международной системы.

Также выделяют исторические типы:

- вестфальская система МО 1648 г. – идея баланса сил

- венская система 1814 г. – идея единого управляющего центра – идея «Европейского концерта»

- версальско-вашингтонская система (после 1 мировой войны и по ее результатам) – переход к биполярной системе и увеличение акторов

- Ялтинско-Постдамсткая (посде 2 мировой войны) – биполярная система, легла в основу биполярного мира: противостояние Восток-Запад

С распадом СССР историческая типология заканчивается. Современная система большинством исследователей называется системой эпохи после Холодной войны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55219. Зв’язок науки про РПС і регіональну економіку з іншими науками. Роль науки РПС у розвитку економіки регіонів 25.47 KB
  Теорія розміщення продуктивних сил базується на загальних економічних законах. Тому розміщення продуктивних сил повинно здійснюватися за законами, керуючись якими, можна досягти максимального економічного й соціального ефекту при мінімальних витратах. Основним законом, який визначає характер РПС
55220. Наши права и обязанности 35 KB
  Оборудование: карточкизнаки по правам человека; выставка детских рисунков и литературы по правовому воспитанию; индивидуальный раздаточный материал. Учитель: Права ребенка Лишь появиться ребенок И начнет едва дышать У него уже с пеленок Всякие права Он имеет право жить Развиваться и дружить Иметь просторный дружный...
55221. Права і обов’язки дитини 73.5 KB
  Мета Розширити знання дітей про основні права та обовязки громадян які гарантує Основний закон України - Конституція а також Декларація прав дитини; розвивати бажання дбати про повноцінність свого життя; мовленнєві компетенції; виховувати...
55222. Знаємо свої права, виконуємо обов'язки 41.5 KB
  Обладнання: картки роздатковий матеріал Конвенція ООН про права дитини Конституція України прислівя. Дорогі діти 20 листопада 2009року виповнилося 20 років з дня прийняття Генеральною Асамблеєю ООН Конвенції про права дитини.
55223. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА 768 KB
  Цель воспитательного часа: дать первоначальное представление о документах по правам ребенка раскрыть основные понятия: конвенция декларация государство Оборудование: магнитная доска иллюстрации по теме картинки...
55224. Інтерактивні форми навчання при вивченні прав людини в початкових класах 44.5 KB
  Мета заняття: знайомство учнів з основними правами дитини сприяти вихованню моральноправових норм. Задача занять: надати школярам знання про права дитини сприяти вихованню впевненост...
55225. Конвенція ООН про права дитини. Права дитини в Україні 7.16 MB
  Розглянемо малюнки та спробуймо класифікувати права: Всі діти мають право на життя. Всі діти мають право на піклування і турботу. Ти маєш право на достатнє та здорове харчування.
55226. Правила обращений с домашними животными и бродячими собаками 101 KB
  Цель: учить правильному обращению с домашними животными; рассмотреть ситуации встречи с бродячими собаками правильному поведению в таких ситуациях оказанию первой помощи при укусе животных.