81059

Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами

Доклад

Международные отношения

система международных отношений это совокупность составляющих ее элементов между которыми существуют устойчивые связи зависимости отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Различные комбинации участников МО варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем МС.

Русский

2015-02-18

40.47 KB

15 чел.

Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами. Подсистемы.

система международных отношений - это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т.д.

Различные комбинации участников МО, варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем (МС).

Критерии типологизации международных систем:

= возможности доминирования государства в международной системе

= время, которое требуется для утверждения в лидирующих позициях государства

= уровень конфликтности при реализации международной политики среди великих держав

= возможность деформации геополитики в сторону слабых государств и ликвидация одного магистрального направления в международных отношениях

Помимо критериев существуют законы и закономерности функционирования международных систем

В рамках типологизации международных систем выделяются следующие подходы:

- Марксистский подход – производственные силы, производственные отношения – критерий (первобытно-общинный, капиталистический, феодальный)

- Классовый подход – 2 группы международных систем – классово-однородная и разнородная (системы переходных эпох рабовладельческой в феодальную, феодальной в капиталистическую)

- Индустриально-информационная – в рамках данной системы выделяются 3 типа однородных и 3 типа переходных международных систем.

С точки зрения ТМО после второй мировой войны выделяют 3 основных типа международных систем:

- отношения господства и подчинения

- отношения сотрудничества и взаимопомощи

- смешанный тип отношений переходного характера

Наиболее широкое признание получили 4 модели доминирования в мире:

- классический многополюсный мир

- двухполюсный мир

- однополюсный мир

- надгосударственный или бесполюсный мир

В зависимости от степени развития выделяется несколько видов международных отношений:

- высокий, низкий или средний уровень развития МО и МС

С точки зрения напряженности выделяются следующие состояния МО:

- стабильности – нестабильности

- сотрудничества – конфликт

- мир- война

И т. д.

С политологической точки зрения выделяют такие виды международных систем, как экономические, военно-стратегические, политические и т. д.

Помимо классификации международных систем существуют структурные измерения международной системы (Р. Арон). По мнению школы политического реализма (Арон) можно выделить следующие измерения:

- конфигурацию МО и их соотношения сил

- иерархия акторов

- гетерогенность состава

Под конфигурацией понимается размещение центров власти в международной системе и их влияние на остальные элементы системы, т. е. другие государства. Конфигурация сил зависит от количества главных акторов и количества их единиц влияния. Такие конфигурации обеспечивают классическую типологию мультиполярности и биполярности систем. Помимо силы существует такая характеристика международной системы, как ее «режим».(Дерриенк) – совокупность регулирующих МО, формальных и неформальных принципов, соглашений и процедур принятия решений.

Режим международной системы обеспечивается различными вариантами принуждений. 6 принуждений:

- число акторов – больше акторов – меньше давления на второстепенных участников международной системы

- распределение силы между акторами

- соотношение между конфликтом и сотрудничеством (конфликтный и кооперативный)

- наибольшая частота использования средств давления при формировании международной системы (убеждение, обмен, силовое давление)

- степень внешней централизации акторов – иерархия

- различие статусов между главными акторами

В данной системе всегда основной целью будет сохранение баланса сил, что обеспечивает стабильность международной системы.

Также выделяют исторические типы:

- вестфальская система МО 1648 г. – идея баланса сил

- венская система 1814 г. – идея единого управляющего центра – идея «Европейского концерта»

- версальско-вашингтонская система (после 1 мировой войны и по ее результатам) – переход к биполярной системе и увеличение акторов

- Ялтинско-Постдамсткая (посде 2 мировой войны) – биполярная система, легла в основу биполярного мира: противостояние Восток-Запад

С распадом СССР историческая типология заканчивается. Современная система большинством исследователей называется системой эпохи после Холодной войны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55845. Борьба за существование и ее формы 24.5 KB
  Напомнила домашнее задание и тему прошлого урока дала несколько минут на повторение домашнего задания. При проверке домашнего задания использовала индивидуальный опрос так как материал прошлого урока достаточно объемный и каждый ответ на вопрос может быть оценен.
55846. Время 34.5 KB
  Специфика урока состоит в том что он готовит учащихся через повторение времени к следующему блоку Распорядок дня.
55847. Минералы и горные породы 31.5 KB
  Анализ целеполагания Анализ структуры урока Анализ содержания учебного материала Анализ деятельности учителя на уроке. Задачи урока реальны для выполнения.
55850. Самоосвіта – одна із акмеологічних умов професійного росту вчителя 51.5 KB
  Самоосвіта вчителя є необхідною умовою професійної діяльності педагога. Не секрет що багато батьків приводячи дитину до школи просяться в клас до конкретного вчителя предметника або класного керівника.
55851. Методичний супровід формування та розвитку компетентності педагога шляхом самоосвіти 657 KB
  Одним з найбільш ефективних засобів підвищення професійної компетентності педагога вбачаємо у самоосвітній діяльності. Самоосвіта педагога - свідома діяльність з удосконалення своєї особистості як фахівця...
55852. Классный час на тему: Самооценка 45.5 KB
  Обсуждение с учащимися основных понятий Как Вы думаете что такое самооценка Учащиеся дают свои ответы Какие виды самооценки вы знаете Самооценка - оценка человеком собственных качеств достоинств и недостатков.
55853. Відомості із синтаксису і пунктуації 237.5 KB
  3 З досвіду роботи 4 Фотофрагменти уроків 14 Серія уроків з української мови в 5му класі за темою: Відомості із синтаксису і пунктуації. 70 Анотація Матеріали розкривають методи і прийоми роботи над науково методичною проблемою:Самореалізація особистості учня у процесі вивчення української мови. За ці роки працювала вихователем групи продовженого дня учителем початкових класів а з 1997 року учителем української мови та літератури. Тому працюючи учителем української мови я обрала для...