81059

Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами

Доклад

Международные отношения

система международных отношений это совокупность составляющих ее элементов между которыми существуют устойчивые связи зависимости отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Различные комбинации участников МО варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем МС.

Русский

2015-02-18

40.47 KB

20 чел.

Понятие системы международных отношений: структура системы, элементы, связи между элементами. Подсистемы.

система международных отношений - это совокупность составляющих ее элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимости, отношения . Главными объектами международных отношений являются прежде всего суверенные национальные государства. Именно государство имеет реальные властные полномочия осуществлять внешнюю политику, выступать в качестве субъекта отношений с другими государствами, заключать межгосударственные договоры и соглашения, объявлять войну и заключать мир и т.д.

Различные комбинации участников МО, варианты их коммуникации позволяют формировать различные типы международных систем (МС).

Критерии типологизации международных систем:

= возможности доминирования государства в международной системе

= время, которое требуется для утверждения в лидирующих позициях государства

= уровень конфликтности при реализации международной политики среди великих держав

= возможность деформации геополитики в сторону слабых государств и ликвидация одного магистрального направления в международных отношениях

Помимо критериев существуют законы и закономерности функционирования международных систем

В рамках типологизации международных систем выделяются следующие подходы:

- Марксистский подход – производственные силы, производственные отношения – критерий (первобытно-общинный, капиталистический, феодальный)

- Классовый подход – 2 группы международных систем – классово-однородная и разнородная (системы переходных эпох рабовладельческой в феодальную, феодальной в капиталистическую)

- Индустриально-информационная – в рамках данной системы выделяются 3 типа однородных и 3 типа переходных международных систем.

С точки зрения ТМО после второй мировой войны выделяют 3 основных типа международных систем:

- отношения господства и подчинения

- отношения сотрудничества и взаимопомощи

- смешанный тип отношений переходного характера

Наиболее широкое признание получили 4 модели доминирования в мире:

- классический многополюсный мир

- двухполюсный мир

- однополюсный мир

- надгосударственный или бесполюсный мир

В зависимости от степени развития выделяется несколько видов международных отношений:

- высокий, низкий или средний уровень развития МО и МС

С точки зрения напряженности выделяются следующие состояния МО:

- стабильности – нестабильности

- сотрудничества – конфликт

- мир- война

И т. д.

С политологической точки зрения выделяют такие виды международных систем, как экономические, военно-стратегические, политические и т. д.

Помимо классификации международных систем существуют структурные измерения международной системы (Р. Арон). По мнению школы политического реализма (Арон) можно выделить следующие измерения:

- конфигурацию МО и их соотношения сил

- иерархия акторов

- гетерогенность состава

Под конфигурацией понимается размещение центров власти в международной системе и их влияние на остальные элементы системы, т. е. другие государства. Конфигурация сил зависит от количества главных акторов и количества их единиц влияния. Такие конфигурации обеспечивают классическую типологию мультиполярности и биполярности систем. Помимо силы существует такая характеристика международной системы, как ее «режим».(Дерриенк) – совокупность регулирующих МО, формальных и неформальных принципов, соглашений и процедур принятия решений.

Режим международной системы обеспечивается различными вариантами принуждений. 6 принуждений:

- число акторов – больше акторов – меньше давления на второстепенных участников международной системы

- распределение силы между акторами

- соотношение между конфликтом и сотрудничеством (конфликтный и кооперативный)

- наибольшая частота использования средств давления при формировании международной системы (убеждение, обмен, силовое давление)

- степень внешней централизации акторов – иерархия

- различие статусов между главными акторами

В данной системе всегда основной целью будет сохранение баланса сил, что обеспечивает стабильность международной системы.

Также выделяют исторические типы:

- вестфальская система МО 1648 г. – идея баланса сил

- венская система 1814 г. – идея единого управляющего центра – идея «Европейского концерта»

- версальско-вашингтонская система (после 1 мировой войны и по ее результатам) – переход к биполярной системе и увеличение акторов

- Ялтинско-Постдамсткая (посде 2 мировой войны) – биполярная система, легла в основу биполярного мира: противостояние Восток-Запад

С распадом СССР историческая типология заканчивается. Современная система большинством исследователей называется системой эпохи после Холодной войны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33204. Особенности развития внимания 15.43 KB
  Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.
33205. Память как хранитель информации 15.52 KB
  Глухие дети раньше познают в объектах специфическое чем особое и общее отмечают несущественные детали в ущерб главным но менее заметным. Значительно больше глухие отстают в запоминании слов обозначающие звуковые явления. Глухие запоминают больше слов обозначающих качество предметов воспринимаемых тактильно. Часто глухие школьники заменяют слова глаголы из области слуховых представлений словами глаголами связанными со зрительной вибрационной и тактильной сферами.
33206. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ 17.46 KB
  На успешность запоминания слов оказывает влияние к какой грамматической категории относятся слова. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ глухих детей проходит ряд стадий: 13 класс характеризуется распространяющимся типом запоминания при котором используется повторение. 46 классы охватывающий тип запоминания. Часто наблюдается сочетание осмысленного и механического запоминания.
33207. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ 16.36 KB
  УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ У ГЛУХИХ ДЕТЕЙ Экспериментальные психологические исследования большинства ученых показали что мышление у детей с нарушениями слуха имеет целый ряд особенностей которые обусловлены вопервых более медленным и своеобразным развитием речи у этих детей и вовторых недостаточным вниманием которое уделяется формированию мыслительной деятельности детей в практике дошкольного и школьного воспитания и обучения. Исследования свидетельствуют о том что наибольшие трудности возникают у глухих детей при...
33208. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СУРДОПСИХОЛОГИИ 13.38 KB
  Предметом сурдопсихологии являются изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности. Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем: выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с нарушенным слухом по сравнению с людьми имеющими сохранный слух; изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом; изучить закономерности развития их личности; ...
33209. СУРДОПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ (Краткий исторический обзор) 20.51 KB
  Лаговский писал о наличии у глухих детей остатков слуха которые могут быть активизированы и развиты. Отечественная сурдопедагогика на всех этапах своего развития придавала большое значение изучению психологических особенностей детей с нарушениями слуха для обоснования методов педагогического воздействия.Выготский столкнулся с проблемами обучения детей имеющих различные нарушения глухоту слепоту умственную отсталость; с необходимостью выявления их потенциальных возможностей и оказания им помощи. статья Принципы социального воспитания...
33210. Причины нарушений слуха 15.39 KB
  Нарушения слуха возникают в результате заболеваний поражающих наружное среднее или внутреннее ухо слуховой нерв. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва в большинстве случаев наступает глухота если же среднее ухо то чаще наблюдается частичная потеря слуха. Большую роль в возникновении нарушений слуха у ребенка играет неблагополучное протекание беременности прежде всего вирусные заболевания матери в первом триместре беременности такие как краснуха корь грипп герпес.
33211. Педагогические классификации подходов к обучению детей с нарушениями слуха 14.69 KB
  Боскис предложила новые критерии учитывающие своеобразие развития детей с нарушениями слуха: степень потери слуха; время возникновения нарушения слуха; уровень развития речи. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться.