81111

Распознавание падежей имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: Продолжить работу над распознаванием падежей имен существительных. Совершенствовать умение учащихся в грамотном каллиграфическом письме. Развивать умение в самостоятельной работе на уроке, творческой работе, работе с текстом по памяти.

Русский

2015-02-19

102 KB

2 чел.

Русский язык 

Тема: Распознавание падежей имен существительных.

Задачи урока:

  1.  Продолжить работу над распознаванием падежей имен существительных. Совершенствовать умение учащихся в грамотном каллиграфическом письме.
  2.  Развивать умение в самостоятельной работе на уроке, творческой работе, работе с текстом по памяти.
  3.  Воспитывать внимание, аккуратность, любовь к прекрасному, природе.

Оборудование:

- иллюстрации на доске «Мудрая сова»;

- корзина с шарами;

- снежинка;

- таблица с названиями падежей;

- тексты к уроку на доске;

- карточки для индивидуальной работы;

- памятки на партах у учащихся;

- видеозаписи из мультфильмов:

- «Кот Леопольд» - для физкультминутки,

- «Трое из Простоквашино» - для творческой работы;

- выставка сказок.

Ход урока

І. Организационная часть урока.

Сообщение темы и задач урока. Проверка готовности.

ІІ. Закрепление пройденного материала.

На доске прикреплена «Мудрая сова».

Ребята, сегодня с нами на уроке «Мудрая сова». А когда она с нами, уроки становятся уроками-поисками, уроками  самостоятельности, уроками  творчества. Сегодня Сова не просто пришла к нам на урок, она предлагает нам интересные задания (прикреплены к лапке).

– Итак перед вами первое задание «Мудрой совы»:

а) одним детям она принесла работу по карточкам;

б) другим письмо по памяти. Открывается доска, учитель читает текст письма по памяти:

«Прилетели к нам метели

Залепили снегом щели,

На окне старик-Мороз 

Льдинкой росписи нанес».

Дети две минуты смотрят на доску, затем она закрывается. Дети пишут. Учитель просит обратить внимание на подчеркнутые орфограммы.

Затем дети читают текст в тетрадях. Доска открывается, они проверяют грамотность письма.

– Задание: с красной строки выписать слово

Снегом - морфологический разбор.

Чем ? снегом, сущ., снег, ед. ч., м. р., дополнение, чем ? Т. п.

Дети, закончили работу по карточкам.

Хорошо, умнички.

1) Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем работать над определением падежей имен существительных, грамотностью вашего письма и каллиграфией.

И вот вам второе задание «Мудрой совы».

На доске записано предложение для каллиграфического списывания (учитель обращает внимание детей на соединение подчеркнутых букв).

Ребята, да вот случилась беда, сегодня ночью шел снег и залепил в нашем тексте все орфограммы. Вам нужно вставить в слова нужные буквы и объяснить их.

и. т. и.

Сне(х, г) пов(а, о)лил хлоп...ями и д(и, е)рев...я забл(и, е)стели и заискрились    п.

в лу(н, нн)ом свете.

Идет объяснение орфограмм.

Следующее задание определить падежи существительных.

Далее сделать синтаксический разбор этого предложения.

– Молодцы, и с этим заданием вы справились.

А теперь мы отдохнем:

Физкультминутка

(Видеофрагмент из мультфильма «Лето кота Леопольда» песенка «Я весь день сижу на крутом бережку»).

2) – Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю немного поиграть со мной.

– Эту красивую корзину мы должны отправить в небо с подарками деда мороза. А чтобы она взлетела, вы должны отгадать мои загадки. Это третье задание «Мудрой совы».

На дворе – горой,

а в избе  водой

(Снег).

Гость гостил,

Мост мостил

Без топора

Без клиньев

(Мороз)

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет (Сосулька).

Река подо льдом,

Все бело кругом,

Метелица вьется

Как время зовется?

(Зима).

Покрутилась звездочка

В воздухе немножко

Села и растаяла

На моей ладошке

(Снежинка)

 Отгадки запишем в тетради.

– Слово снежинка разберите по составу.

С одной из отгадок составьте предложение и определите в нем падежи существительных. Поменяйтесь тетрадями – проверьте друг друга. Ура! Все задания сделаны. Наша корзина взлетела!

3) Физкультминутка (аутотренинговая).

Дети закрывают глазки и ложат головы на парты, представляют то, что слышат от учителя.

Летом все цветет и зреет, 

А зимою злой мороз. 

То нога оледенеет,

То озябнет бедный нос. 

Но у ней свои есть ласки, 

Есть чудесные деньки,

Есть у ней снежки, салазки,

Лед зеркальный и коньки!

Ребята, а вы любите сочинять сказки?

Когда мы с вами сочиняли сказки? (на доске выставка сказок).

Сегодня я вам предлагаю сочинить еще одну сказку – зимнюю. Это четвертое задание «Мудрой совы». По фрагменту мультфильма и началу, которое я вам прочту, вы должны будете придумать конец.

(Демонстрируется фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино»).

Итак, слушаем и смотрим...

Звучит голос учителя.

«Высоко, высоко в небе, в большой, мягкой, серой тучке жила хрупкая снежинка. Однажды утром вместе со своими братьями и сестрами она полетела на землю. Люди радовались снегу, резвились дети. Они подставляли ладошки, на которые садились снежинки, и рассматривали их. Снежинки были все разные. Но наша снежинка была самая красивая...» (2-3 предложения описание снежинки). Пока дети пишут, учитель незаметно прикрепляет к доске снежинку.

Читаются несколько сочинений. 

Дети, какая же у нас получилась снежинка?

Хрупкая, нежная, кристальная.

– Видите, на сколько слов богаче стала сегодня ваша речь?

В последнем предложении определите падежи существительных. (Кристальная звездочка сияла разноцветными искрами).

III. Итог урока

Молодцы, ребята, вот мы и выполнили все задания мудрой Совы.

Что вам сегодня понравилось на уроке?

А мне ваши творческие работы.

Сегодняшний наш урок я хочу закончить словами:

«Жить в прекрасном мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком.

В облаках кружится снегом,

Ночью стонет томной негой

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг».

IV. Домашнее задание.

1) Сочинить сказку о зиме.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75224. Понятие языковой ситуации. Виды ситуаций 20.93 KB
  Языковая ситуация это указание на то какие языки расположены на той или иной территории сколько их и их функции. Языковая ситуация – это совокупность языков или форм существования одного языка а также социальные и функциональные отношения между ними на определенной территории. 3а Сбалансированная языковая ситуация. Языковая ситуация считается сбалансированной если входящие в ее состав языки имеют одинаковый статус и функционально имеют одинаковый статус и функционально равнозначны.
75226. Национальный язык, формы его образования и существования 21.92 KB
  Важнейшая форма существования языка национальный язык. Национальный язык – это явление комплексное. языков этих стран составили Берлинский диалект северовосточный и диалект Рима.
75229. Проблемы сравнительно-исторического языкознания в 20 веке 19.93 KB
  Родственными языками считаются языки восходящие к общему предку. Инновации – то что различает языки новое что возникло. В пределах индоевропеистики разработана ностратическая гипотеза: вероятно родственными были две семьи: семитские языки и индоевропейские. Представители ареальной лингвистики описывали языки на территории Европы в первую очередь создавали атласы этих языков интересовались вопросами древнего состояния.
75230. Разделы языкознания 51.5 KB
  Языкознание языковедение лингвистика наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных его представителях. Психолингвистика наука изучающая процессы речеобразования а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. Диалектология раздел языкознания изучающий местные территориальные разновидности языка диалекты. Подразделяется на описательную изучающую современные исследователю местные разновидности языка и историческую изучающую развитие диалектов в истории данного...