81129

Человеческие добродетели. Добро начинается с тебя

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомить учащихся с человеческими добродетелями; учить характеризовать действия и явления как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; воспитывать чувство доброты сопереживания щедрости.

Русский

2015-02-19

43 KB

3 чел.

Тема: Человеческие добродетели.  Добро начинается с тебя.                                              

                                                   4 класс

  Глухова Светлана Владимировна,учитель начальных классов,

                 Крымской обшеобразовательной школы I-III ступеней,

                Джанкойский р-н, А Р Крым.

  Цель:  продолжить знакомить учащихся с  человеческими                         добродетелями; учить  характеризовать действия и явления   как   проявление добра и зла; раскрыть  моральное  содержание  доброты; воспитывать чувство доброты, сопереживания, щедрости.

Оборудование: сердечки из бумаги, картонный домик, свеча, рисунки                                          о добре и зле выполненные учащимися.

                 

                                       Ход урока

 1. Организационный момент

Мы гостей в своем классе встречаем,

Счастья и здоровья всем вам желаем.

Девиз урока

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а думать,

Дружно и плодотворно работать.

2.Мотивация учебной деятельности

 

 О мудрости людей не судят по лицу,

 О доброте людей их говорят деянья,

 Как горы не растут без одеянья,
 Так человек не мыслим без добра.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

  Сегодня мы  продолжим знакомство с понятиями «добро», «доброта»,   

  «зло». Попробуем понять,  почему человек и добро взаимосвязаны    и           

   должны идти рядом.

 3.Активизация учеников к восприятию новой темы с использованием  технологии « Мозговой штурм»

 -Назовите антоним к слову добро.

- Что ассоциируется у вас со словом добро и зло?

 

Создание « ассоциативного  куста» со словом добро и зло.

         Мама       родители      ласка     милосердие      сочувствие

         помощь                        добро                                    любовь       

                 сопереживание   

        щедрость                                                               уважение

       великодушие      порядочность        хорошие поступки    

     

  Несчастье        горе      равнодушее     ложь

  Скупость                                          жадность

  Слёзы                   зло                          плохие поступки

  Грубость                                           хитрость

  враги                   агрессивность

 

 Словарная работа

 ДОБРО - это отзывчивость, душевное расположение к людям.

 ЗЛО – это, то что причиняет боль, страдание другим людям.

   4. Физкультминутка.  Игра « Фея доброты».

   5. РАБОТА В ГРУППАХ

    1)  Инсценизация  рассказа В.А. Сухомлинского «Две женщины».

     - Чему учит нас этот рассказ?

      Как видите, разные жизненные ситуации учат нас быть добрыми,       

       щедрыми,  помогать другим в трудную минуту.

   2) Пересказ по очереди учащимися рассказа В.А. Сухомлинского    

      «Обычный человек».

      -Какие чувства возникали у вас при слушании текста? ( Жалость,

       возмущение, облегчение)

     -Как назван рассказ? («Обычный человек»)

     -Что вас поразило в рассказе? (Поведение двух путников, которые не

       помогли, а остались чёрствыми к чужой беде)

    - Совершенно верно, ребята, смотрите, какие синонимы у слова равно-

      душие- черствость, безразличие, бессердечность. Это опасные    

 качества! Сердце у таких людей становится железным, каменным. А   

 оно должно быть у нас чутким, добрым, благородным, как у третьего          

 путника.

-Но почему старик на вопрос внучки не сказал по отношению к 3-ему

 путнику такие слова – добрый, хороший, отзывчивый? А сказал            

обычный человек? (Потому что в такой ситуации так действовать должен

 каждый человек. В действиях, поступке путника не было ничего особен-  

 ного.)

-Как вы думаете, нужно ли им делить что-то особенное, чтобы быть «обык-

 новенным человеком»? ( Нет. Просто нужно поступать по совести.)

- Каким же был старик? ( Мудрым)

 Вывод: обыкновенный человек должен совершать нормальные,   

  естественные поступки. А становясь старше,  он становится мудрым.

  5. РАБОТА В ГРУППАХ

Соберите и объясните  пословицы

Доброму Савве- добрая и слава

От добра добра не ищут.

Добро не лихо, ходит тихо.

Худо тому, кто не делает  добра никому.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда украшает человека, а добрые дела.

Человек красив не словами, а добрыми делами.

 

6. Чтение своих сочинений о добре и зле.

 

7.     Создание книги « Добрые советы».

- Представьте, что вы являетесь авторами книги «Добрые советы». Какие бы вы правила туда вписали. Запишите их на сердечках.

8. Итог урока

 

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ НАИЗУСТЬ

  Надо добрым быть ежечасно,

 Равнодушие в себе убивать,

 Надо просто уметь быть причастным,

 Людям смело во всем помогать.

 Чтобы ждали нас новые встречи;

  Чтобы по жизни шагалось легко,

  Не гасите в сердцах своих свечи,

  Из души не гоните тепло!

 УЧИТЕЛЬ

   Я живу на земле.

   Для чего я живу?

   В жизни нужно что мне?

   Что я в жизни могу?

   Зажечь в сердце свечу,

   Чтобы вечно горела,

   А ещё я хочу,

   Чтобы всех она грела.

- Дорогие ребята, очень хочется, чтобы в ваше жизни не было таких грустных случаев. Я очень прошу вас прислушайтесь к тому, чем живёт ваш ближний, услышьте его, разделите с ним его счастье и его боль, радость и несчастье, и вы почувствуете, как ярко горят в ваших сердцах свечи, зажженные добром, чуткостью, пониманием. И вы никогда не будете одиноки!

 

   

                                ПРИЛОЖЕНИЕ

                            ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Есть в сухой степи колодец. Возле колодца - домик. В нём живёт дедушка и его внук.

На длинной верёвке у колодца ведро. Едут путники, заезжают к  колодцу, пьют воду, благодарят старика.

  Истрепалась верёвка, порвалась, упало ведро в глубокий колодец. Нет у дедушки другого ведра. Нечем воды вытянуть, чтобы попить. День не пьют

воды дедушка с внуком, два дня не пьют.Мучаются от жажды.

 На третий день утром проезжает мимо дедушкиного дома путник с сердитыми  недоверчивыми  глазами. У него на возу под соломой дедушка увидел ведро. Глянул путник сердитыми глазами на колодец,  на деда с внуком, ударил коней кнутом и уехал.

- Что это за человек? – спрашивает дедушку внук.

- Это не человек,- отвечает старик.

В полдень проезжает мимо колодца путник с равнодушными глазами. Достал с воза ведро, привязал к верёвке, вытянул воды, напился,  дал попить старику и мальчику. А оставшуюся  воду  вылил в сухой песок, ведро взял и уехал.

 _ Что это за человек? – спрашивает дедушку внук.

-    Это не человек, - отвечает старик.

Вечером проезжает путник с добрыми глазами. Достал с воза ведро, привязал к верёвке, вытянул воды, напился и уехал. А ведро так  и осталась стоять на срубе.

- Что это за человек?- спрашивает дедушку внук.

-Обычный человек.

                                         В.А.Сухомлинский


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29082. Вещи как объект гражданского права и их классификация. Особенности применения классификации вещей в различных институтах гражданского права 26.5 KB
  Особенности применения классификации вещей в различных институтах гражданского права. Классификации вещей: 1.
29083. Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования 31 KB
  Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования Ценной бумагой является документ удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Признаки: Письменность Легальность субъекта права Предъявление Абстрактность предъявляемого К ценным бумагам относятся: облигация вексель чек депозитный и сберегательный сертификаты банковская сберегательная книжка на...
29084. Интеллектуальная собственность как объект гражданского права. Интеллектуальные права и их виды. Характеристика источников правового регулирования 23 KB
  Интеллектуальные права и их виды. Виды интеллектуальных прав: авторское право отношения возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки литературы и искусства смежные права исключительное право музыкантовисполнителей изготовителей фонограмм организаций эфирного вещания патентное право порядок охраны изобретений полезных моделей промышленных образцов Только обладатель интеллектуальной собственности и в первую очередь автор располагает исключительными правами на ее использование а так же то что никакое...
29085. Результаты интеллектуальной деятельности (общая характеристика, виды, сроки охраны, правообладатели). Исключительные права и особенности их передачи 27.5 KB
  Результаты интеллектуальной деятельности общая характеристика виды сроки охраны правообладатели. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц товаров работ услуг и предприятий которым предоставляется правовая охрана интеллектуальной собственностью являются: произведения науки литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; фонограммы; селекционные достижения; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания....
29086. Средства индивидуализации (общая характеристика, виды, сроки, особенности охраны, правообладатели) 27.5 KB
  Средства индивидуализации общая характеристика виды сроки особенности охраны правообладатели. Средство индивидуализации обозначение служащее для различения товаров услуг предприятий организаций и других объектов в сфере хозяйственного оборота. Виды средств индивидуализации: фирменное наименование наименование некоммерческой организации товарный знак знак обслуживания коммерческое обозначение наименование места происхождения товара доменное имя. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства...
29087. Сделки (понятие, виды, условия действительности) 28.5 KB
  Сделки понятие виды условия действительности. Виды сделок: По количеству субъектов Односторонние завещание Многосторонние Двусторонние купля продажа По критерию встречности Возмездные аренда Безвозмездные дарение По способу закрепления Вербальные Литеральные По риску Алеаторные рисковые Нейтральные По особенностям механизма Под условием Без уловия Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий: а законность содержания;б способность физических и юридических лиц...
29088. Гражданское право как отрасль права. Система гражданско-правовых институтов 25 KB
  Гражданское право как отрасль права. Отрасль гражданского права совокупностью правовых норм регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельности их участников а в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством и на властном подчинении одной стороны другой а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага. Система гражданского права: Лица правоспособные дееспособные полная...
29089. Предмет гражданского права 27.5 KB
  Предметом гражданского права являются три группы отношений: 1 имущественные отношения только товароденежные: отношения собственности и другие вещные отношения; отношения связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности отношения возникающие в рамках договорных и иных обязательств 2 относительно имущественные: отношения авторства на произведения науки литературы искусства изобретения результаты интеллектуальной деятельности 3 личные неимущественные отношения: отношения невозможно оценить в...
29090. Методология гражданского права. Приемы и методы гражданского права. Элементы юридической техники, применяемые в гражданском праве (отраслевые аксиомы, презумпции, фикции, юридические конструкции) 28.5 KB
  Методология гражданского права. Приемы и методы гражданского права. В методологию входят: Правопонимание нормативное психологическое историческое Методы общенаучные частнонаучные специальные Толкование интерпретация норм обычаев принципов права Отраслевая техника аксиомы презумпции фикции юридические конструкции договор сделка юр. лицо Методы гражданского права способ регуляции или защиты: Общенаучные анализ синтез системно структурный Частнонаучные метод толкования права сравнительно правовой...