81129

Человеческие добродетели. Добро начинается с тебя

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить знакомить учащихся с человеческими добродетелями; учить характеризовать действия и явления как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; воспитывать чувство доброты сопереживания щедрости.

Русский

2015-02-19

43 KB

1 чел.

Тема: Человеческие добродетели.  Добро начинается с тебя.                                              

                                                   4 класс

  Глухова Светлана Владимировна,учитель начальных классов,

                 Крымской обшеобразовательной школы I-III ступеней,

                Джанкойский р-н, А Р Крым.

  Цель:  продолжить знакомить учащихся с  человеческими                         добродетелями; учить  характеризовать действия и явления   как   проявление добра и зла; раскрыть  моральное  содержание  доброты; воспитывать чувство доброты, сопереживания, щедрости.

Оборудование: сердечки из бумаги, картонный домик, свеча, рисунки                                          о добре и зле выполненные учащимися.

                 

                                       Ход урока

 1. Организационный момент

Мы гостей в своем классе встречаем,

Счастья и здоровья всем вам желаем.

Девиз урока

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а думать,

Дружно и плодотворно работать.

2.Мотивация учебной деятельности

 

 О мудрости людей не судят по лицу,

 О доброте людей их говорят деянья,

 Как горы не растут без одеянья,
 Так человек не мыслим без добра.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

  Сегодня мы  продолжим знакомство с понятиями «добро», «доброта»,   

  «зло». Попробуем понять,  почему человек и добро взаимосвязаны    и           

   должны идти рядом.

 3.Активизация учеников к восприятию новой темы с использованием  технологии « Мозговой штурм»

 -Назовите антоним к слову добро.

- Что ассоциируется у вас со словом добро и зло?

 

Создание « ассоциативного  куста» со словом добро и зло.

         Мама       родители      ласка     милосердие      сочувствие

         помощь                        добро                                    любовь       

                 сопереживание   

        щедрость                                                               уважение

       великодушие      порядочность        хорошие поступки    

     

  Несчастье        горе      равнодушее     ложь

  Скупость                                          жадность

  Слёзы                   зло                          плохие поступки

  Грубость                                           хитрость

  враги                   агрессивность

 

 Словарная работа

 ДОБРО - это отзывчивость, душевное расположение к людям.

 ЗЛО – это, то что причиняет боль, страдание другим людям.

   4. Физкультминутка.  Игра « Фея доброты».

   5. РАБОТА В ГРУППАХ

    1)  Инсценизация  рассказа В.А. Сухомлинского «Две женщины».

     - Чему учит нас этот рассказ?

      Как видите, разные жизненные ситуации учат нас быть добрыми,       

       щедрыми,  помогать другим в трудную минуту.

   2) Пересказ по очереди учащимися рассказа В.А. Сухомлинского    

      «Обычный человек».

      -Какие чувства возникали у вас при слушании текста? ( Жалость,

       возмущение, облегчение)

     -Как назван рассказ? («Обычный человек»)

     -Что вас поразило в рассказе? (Поведение двух путников, которые не

       помогли, а остались чёрствыми к чужой беде)

    - Совершенно верно, ребята, смотрите, какие синонимы у слова равно-

      душие- черствость, безразличие, бессердечность. Это опасные    

 качества! Сердце у таких людей становится железным, каменным. А   

 оно должно быть у нас чутким, добрым, благородным, как у третьего          

 путника.

-Но почему старик на вопрос внучки не сказал по отношению к 3-ему

 путнику такие слова – добрый, хороший, отзывчивый? А сказал            

обычный человек? (Потому что в такой ситуации так действовать должен

 каждый человек. В действиях, поступке путника не было ничего особен-  

 ного.)

-Как вы думаете, нужно ли им делить что-то особенное, чтобы быть «обык-

 новенным человеком»? ( Нет. Просто нужно поступать по совести.)

- Каким же был старик? ( Мудрым)

 Вывод: обыкновенный человек должен совершать нормальные,   

  естественные поступки. А становясь старше,  он становится мудрым.

  5. РАБОТА В ГРУППАХ

Соберите и объясните  пословицы

Доброму Савве- добрая и слава

От добра добра не ищут.

Добро не лихо, ходит тихо.

Худо тому, кто не делает  добра никому.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Не одежда украшает человека, а добрые дела.

Человек красив не словами, а добрыми делами.

 

6. Чтение своих сочинений о добре и зле.

 

7.     Создание книги « Добрые советы».

- Представьте, что вы являетесь авторами книги «Добрые советы». Какие бы вы правила туда вписали. Запишите их на сердечках.

8. Итог урока

 

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ НАИЗУСТЬ

  Надо добрым быть ежечасно,

 Равнодушие в себе убивать,

 Надо просто уметь быть причастным,

 Людям смело во всем помогать.

 Чтобы ждали нас новые встречи;

  Чтобы по жизни шагалось легко,

  Не гасите в сердцах своих свечи,

  Из души не гоните тепло!

 УЧИТЕЛЬ

   Я живу на земле.

   Для чего я живу?

   В жизни нужно что мне?

   Что я в жизни могу?

   Зажечь в сердце свечу,

   Чтобы вечно горела,

   А ещё я хочу,

   Чтобы всех она грела.

- Дорогие ребята, очень хочется, чтобы в ваше жизни не было таких грустных случаев. Я очень прошу вас прислушайтесь к тому, чем живёт ваш ближний, услышьте его, разделите с ним его счастье и его боль, радость и несчастье, и вы почувствуете, как ярко горят в ваших сердцах свечи, зажженные добром, чуткостью, пониманием. И вы никогда не будете одиноки!

 

   

                                ПРИЛОЖЕНИЕ

                            ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Есть в сухой степи колодец. Возле колодца - домик. В нём живёт дедушка и его внук.

На длинной верёвке у колодца ведро. Едут путники, заезжают к  колодцу, пьют воду, благодарят старика.

  Истрепалась верёвка, порвалась, упало ведро в глубокий колодец. Нет у дедушки другого ведра. Нечем воды вытянуть, чтобы попить. День не пьют

воды дедушка с внуком, два дня не пьют.Мучаются от жажды.

 На третий день утром проезжает мимо дедушкиного дома путник с сердитыми  недоверчивыми  глазами. У него на возу под соломой дедушка увидел ведро. Глянул путник сердитыми глазами на колодец,  на деда с внуком, ударил коней кнутом и уехал.

- Что это за человек? – спрашивает дедушку внук.

- Это не человек,- отвечает старик.

В полдень проезжает мимо колодца путник с равнодушными глазами. Достал с воза ведро, привязал к верёвке, вытянул воды, напился,  дал попить старику и мальчику. А оставшуюся  воду  вылил в сухой песок, ведро взял и уехал.

 _ Что это за человек? – спрашивает дедушку внук.

-    Это не человек, - отвечает старик.

Вечером проезжает путник с добрыми глазами. Достал с воза ведро, привязал к верёвке, вытянул воды, напился и уехал. А ведро так  и осталась стоять на срубе.

- Что это за человек?- спрашивает дедушку внук.

-Обычный человек.

                                         В.А.Сухомлинский


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4297. Явление дифракции электромагнитных волн 118 KB
  Цель работы. Исследовать явление дифракции электромагнитных волн. С помощью дифракционной решетки проходящего света измерить длины электромагнитных волн видимого диапазона. Основные теоретические сведения Дифракцией называется совокупность явлений...
4298. Кинематическая схема привода конвейера 341 KB
  Введение В данном курсовом проекте рассматривается кинематическая схема привода конвейера. В первой части курсового проекта производится кинематический расчет и построение планов скоростей и ускорений (первый лист). Во втором части производится кине...
4299. Проектирование токарного станка с ЧПУ на базе модели 16К20Ф3 57.29 KB
  Введение Данная работа предполагает проектирование токарного станка-аналога на базе станка 16К20ФЗ. Проектируемый станок должен отвечать всем требованиям современного станкостроения, основными из которых являются: повышение производительности ...
4300. Жилое 9 – ти этажное здание в застройке микрорайона г. Самара 73 KB
  Архитектурно-строительная часть Исходные данные для проектирования Настоящий проект разработан на основании задания преподавателя и предусматривает строитель...
4301. Язык СИ++ Учебное пособие 2.73 MB
  Предисловие Язык программирования Си++ был разработан на основе языка Си Бьярном Страуструпом и вышел за пределы его исследовательской группы в начале 80-х годов. На первых этапах разработки (1980 г.) язык носил условное назв...
4302. Разработка блок-схемы алгоритма решения задачи 312 KB
  Разработка блок-схемы алгоритма решения задачи Цель работы: изучение графического способа описания алгоритма решения задачи. Задачи работы: ознакомиться с основными способами представления алгоритмов освоить графический способ опи...
4303. Разработка простейшей программы на языке С++ 140 KB
  Разработка простейшей программы на языке С++ Цель работы: получение начальных знаний и практических навыков по разработке программ на языке С++. Задачи работы: ознакомиться с понятием системы программирования и возможностями различных ин...
4304. Программная реализация алгоритмов линейной структуры 224.5 KB
  Программная реализация алгоритмов линейной структуры Цель работы: изучение основных средств языка программирования С++, необходимых для кодирования алгоритма линейной структуры, реализующего вычисления по математическим формулам. Задачи ...
4305. Программная реализация разветвляющихся алгоритмов 311.5 KB
  Программная реализация разветвляющихсяалгоритмов Цель работы: изучение основных средств языка программирования С++, необходимых для кодирования алгоритма с разветвляющейся структурой. Задачи работы: изучить написание ло...