8114

Краткая история ИИ. Понятие интеллектуального агента

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция 1. Краткая история ИИ. Понятие интеллектуального агента (Конспект) Машинный перевод: 1954 г. Джорджтаунский эксперимент - переведено 60 фраз. 1-й этап - информация о языках, между которыми выполнялся перевод, и описание самих...

Русский

2013-02-04

63.5 KB

7 чел.

Лекция 1. Краткая история ИИ.

Понятие интеллектуального агента

(Конспект)

Машинный перевод: 

1954 г. Джорджтаунский эксперимент – переведено 60 фраз.

  •  1-й этап - информация о языках, между которыми выполнялся перевод, и описание самих правил перевода – в едином алгоритме;
  •  2-й этап (60-е годы) – вводится специальный язык-посредник, облегчающий сопоставление конструкций языков;
  •  3-й этап (2-я половина 70-х) – язык-посредник преобразуется в модель глубинной семантики, описывающей семантические инварианты, присущие всем естественным языкам.

Автоматизированное реферирование и информационный поиск:

  •  подходы, основанные на выявлении статистических закономерностей распределения терминов в тексте или их взаимного расположения в нем;
  •  использование внутренних структур текста, выявление информационной основы, организующей весь текст.

Доказательство теорем:

  •  середина 50-х г. – с помощью ЭВМ доказаны первые теоремы исчисления высказываний и (чуть позже) исчисления предикатов;
  •  1965 г. Дж. Робинсон (США) – метод резолюций;
  •  1967 г. – С.Ю.Маслов (СССР) – обратный метод;
  •  Эвристическое программирование.

Распознавание образов:

  •  обучение нахождению решающего правила на множестве положительных и отрицательных примеров;
  •  логико-лингвистические методы распознавания.

Игровые программы:

  •  конец 40-х годов – программы для простых игр типа "крестики-нолики", "ханойская башня";
  •  Программы для игры в домино, шашки, шахматы, карточные игры и др. – нахождение эффективных стратегий поиска по дереву игры

Сочинение музыки и текстов.

1956 г. - появление ИИ как научного направления (конференция в Дартмуте (США)

Начальный этап развития:

  •  Лабиринтная модель решения задач.
  •  Ситуационное управление.
  •  Ассоциативная модель.
  •  Нейробионический подход

Создание теоретической базы

Представление знаний. Основные задачи:

  •  методы сбора знаний о проблемной области
  •  методы представления знаний в базе знаний в форме, удобной для обработки на ЭВМ;
  •  методы сохранения непротиворечивости и достижения полноты знаний при объединении знаний, получаемых из различных источников;
  •  методы классификации собранных знаний и их обобщения в процессе накопления;
  •  методы использования знаний при решении различных задач.

Общение. Методы организации интеллектуального человеко-машинного взаимодействия.

Рассуждения и планирование.

  •  принятие решений в альтернативных ситуациях;
  •  нахождение и обоснование планов целесообразной деятельности.

Восприятие. Задачи обработки образов, требующие использования знаний.

Обучение. Использование информации о подтверждении или неподтверждении некоторых гипотез фактами, хранящимися в базе знаний ИС.

Переход к промышленным образцам

Начало 80-х годов характеризуется изменением взгляда на ИИ. На смену "игрушечным" моделям и чисто демонстрационным интеллектуальным программам стали приходить системы, интересные и важные для решения трудных практических задач, которые не могли быть решены ранее известными методами.

Появилось семейство языков программирования, не ориентированных на решение чисто вычислительных задач (ЛИСП и ПРОЛОГ).

Стали активно развиваться различные инструментальные системы поддержки разработок интеллектуальных систем, дающие программистам возможность автоматизировать свою деятельность при создании новых интеллектуальных программ и систем.

Области практического приложения интеллектуальных систем, созданных в первой половине 80-х годов:

  •  Традиционные системы управления.
  •  роботизированные производства с гибкой технологией,
  •  распределенные интеллектуальные системы (пример - отраслевое планирование).

– Автоматизация научной и инженерной деятельности.

  •  Расчетно-логические системы с развитой графической системой общения,
  •  Обучающие системы (тьюторы),
  •  Экспертные системы,
  •  Производство ЭВМ новых поколений (ЭВМ 5-го поколения должны быть такими, чтобы пользователь мог их применять с такой же легкостью, с какой он пользуется другими приборами, носящими название бытовых).

К началу 90-х годов на центральное место в исследованиях по ИИ выдвинулась концепция интеллектуального агента (ИА).

Определения ИА:

  •  любая сущность, воспринимающая свою среду посредством сенсоров и воздействующая на нее посредством эффекторов [Russell and Norvig, 1995].
  •  система, помещенная в некоторую среду и являющаяся ее частью, постоянно воспринимающая эту среду, воздействующая на нее для решения своих задач и определяющая, что ей воспринимать в будущем [Franklin and Graesser, 1996].
  •  системы, непрерывно реализующие три функции [Hayes-Roth, 1995]:
    •  восприятие динамически меняющегося состояния внешней среды;
    •  рассуждения для интерпретации воспринимаемой информации, решения задач, реализации вывода и определения действий;
    •  воздействие на среду с целью изменения ее состояния
  •  программные сущности, выполняющие некоторое множество операций в интересах пользователя или других программ с определенной степенью независимости или автономности и использующие для этого знания или представления о целях и желаниях пользователя [IBM Agent http://activist.gpl.ibm.com:81/WhitePaper/ptc2.htm].
  •  вычислительная система, обитающая в некоторой сложной динамической среде, воспринимающая ее, и действующая автономно, чтобы реализовать множество целей или задач, для которых она создана [Maes, 1995].

Общее: активное взаимодействие со средой и целенаправленное поведение.

Наиболее распространенное определение ИА [Wooldridge and Jennings, 1995]:

Система, обладающая следующим набором свойств:

  •  автономность – способность действовать (решать задачи) без прямого вмешательства человека или других агентов, самостоятельно управляя своими действиями и внутренним состоянием;
  •  реактивность – способность к активному восприятию внешней среды и своевременному отклику на происходящие в ней события (внешняя среда агента может быть физическим миром, пользователем, совокупностью других агентов или их комбинацией);
  •  активность – способность осуществлять целенаправленное поведение и проявлять инициативу, а не просто откликаться на внешние события;
  •  социальность – способность взаимодействовать с другими агентами и/или людьми, общаясь с ними посредством языка(ов) межагентного общения.

Это слабое определение, т.к. оно характеризует внешние свойства агента и ничего не говорит о его внутренней организации.

Сильное определение рассматривает агента как «интенсиональную систему», т. е. систему, при описании внутреннего состояния и процесса переработки информации которой используются так называемых «ментальные категории». К таким категориям принято относить: знания (knowledge), убеждения (beliefs), желания (desires), цели (goals), намерения (intentions), планы (plans), обязательства (commitments) и т. п.

Термин «интенсиональная система» (intentional system), широко используемый в теории агентов, был введен философом Д. Деннетом [Dennett, 1987] для описания сущностей «поведение которых может быть предсказано путем приписывания им убеждений, желаний и целесообразности».

Существенной особенностью ИА является способность осуществлять целенаправленное поведение в открытых, динамических и неопределенных мирах.

Открытые миры, в отличие от замкнутых, не позволяют на этапе проектирования агента исчерпывающе полно описать среду его функционирования, т.к. неизвестно, сколько, каких сущностей агент обнаружит в окружающей среде. Агент должен иметь  общими знаниями, позволяющими ему распознавать различные типы сущностей, их поведение, намерения и динамически строить планы собственных действий.

Динамичность мира означает, что его состояние постоянно меняется. Источниками изменений мира быть как целенаправленные сущности (другие агенты), так и нецеленаправленные динамические объекты.

Неопределенность – означает принципиальную невозможность для агента исчерпывающе полно и точно идентифицировать состояния мира. Существуют различные типы неопределенности знаний. При функционировании в мультиагентных средах важную роль играет неопределенность относительно целей других агентов, что обуславливает ограниченную предсказуемость развития событий. Следует также учитывать, что процесс сбора информации требует определенного времени, тогда как в динамической среде ситуация непрерывно меняется. Поэтому агенту необходимо уметь постоянно фокусировать свое внимание на наиболее значимых для него объектах и событиях.

Таким образом, ИА можно также определить как основанную на знаниях систему, способную реализовывать автономное целенаправленное поведение в открытых, динамических и неопределенных мирах, в том числе населенных другими целенаправленными агентами.

PAGE   \* MERGEFORMAT 7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45290. Концепция системы показателей качества услуг сетей мобильной связи (СМС). Международная стандартизация требований к качеству услуг. Государственная система стандартизации и контроля качества в РФ 222.5 KB
  Концепция системы показателей качества услуг сетей мобильной связи СМС. Конкуренция между операторами связи на национальных и международных телекоммуникационных рынках выдвигает проблему качества услуг связи на одно аз первых мест и следовательно появляется необходимость стандартизировать требования к качеству и методам его измерения. Стандартизация систем управления качеством услуг связи необходима для контроля над качеством технологических процессов их предоставления и согласования возможностей сетей общего пользования принадлежащих...
45291. Критерии и технические показатели, применяемые в международной стандартизации качества. Критерии, параметры, индикаторы, технические и организационные показатели качества работы СМС в системе стандартизации «Связь-качество» 283.27 KB
  Критерии и технические показатели применяемые в международной стандартизации качества. Критерии параметры индикаторы технические и организационные показатели качества работы СМС в системе стандартизации Связькачество. При выборе совокупности показателей качества следует иметь в виду что выбранные услуги важны для конечного пользователя и широко применяюсь большинством сетевых операторов. Отсюда следует что показатели качества должны: оказывать основное влияние на удовлетворение потребностей абонентов в области услуг связи;...
45292. Оценка показателей качества. Методы оценки показателей качества: контрольных вызовов, анализа статистики. Расчет показателей качества: P, R, Q. Модель определения параметров качества услуг. Расчет показателей QoS: NA, SA, ST, SpQ, CCR 224.93 KB
  Оценочные испытания могут проводиться контролирующими органами лабораториями и центрами сертификации а также операторами связи. Оценочные испытания могут проводиться контролирующими органами лабораториями и центрами сертификации а также операторами связи. Контролирующими органами с целью проверки деятельности оператора и повышения качества услуг связи периодически. Проверяется соответствие значений показателей качества нормальному уровню в России устанавливается нормативными документами Министерства информационных технологий и связи РФ.
45293. Объективная оценка показателей качества передачи речи: рейтинговая модель E при планировании; интегральные оценки по отношению сигнал/шум и на основе обобщенного коэффициента 490.5 KB
  Объективная оценка показателей качества передачи речи: рейтинговая модель E при планировании; интегральные оценки по отношению сигнал шум и на основе обобщенного коэффициента. Субъективная оценка показателей качества передачи речи: статистические слушательская и абонентская. Оценка качества передачи речи При оценке качества передачи речевой информации применяются субъективные квазисубъективные либо объективные методы. В последнее время чаще используются объективные методы оценки позволяющие автоматизировать данный процесс сделать его...
45294. Оценка показателей качества передачи данных в сетях с коммутацией пакетов. Уровни приоритетов, уровни надежности, классы скорости. Качество передачи данных в классах сетей 3G 126 KB
  Оценка показателей качества передачи данных в сетях с коммутацией пакетов. Качество передачи данных в классах сетей 3G. Оценка качества передачи данных в сетях с коммутацией пакетов Развитие технологий 2G 3G идет в направлении перехода от технологий передачи данных с коммутацией каналов к технологиям передачи данных с коммутацией пакетов Pcket Switched Dt ServicePSD Generl Pcket Rdio Service GPRS. Рассмотрим методы измерений показателей и расчета параметров качества предоставления услуг передачи данных в сетях подвижной связи с...
45295. Принципы управления качеством обслуживания. Схема взаимодействия при обеспечении качества 104.47 KB
  Обязательства операторов перед потребителями услуг связи по базовым услугам. Принципы управления качеством обслуживания Система управления качеством обслуживания представляет систему мер которые обеспечивают соответствие качества услуг связи установленным требованиям. Стандарты систем управления качеством базируются на принципах индивидуальной ответственности поставщика услуг фиксировании данных о качестве услуг и разработки эффективных административных процедур. Базовый уровень требований к системе управления качеством услуг обозначен в...
45296. Управление качеством обслуживания в рамках концепции QoS. Требования к параметрам качества услуг: задержке, потере данных 435.78 KB
  Требования к параметрам качества услуг: задержке потере данных. Соглашения о предоставлении услуг SL. К решению проблем управления качеством услуг разработчики стандартов GSM подошли только на этапе создания GPRS так как использование пакетной коммутации предъявило высокие требования к основным параметрам сети. Причиной этому является то что трафик услуг передачи данных обрабатываемый с использованием технологии GPRS в сети GSM всегда имеет вторичный приоритет по сравнению с речевыми услугами т.
45297. Общие принципы построения систем радиосвязи и их место в сетях связи РФ. Архитектура сетей. Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Виды систем радиосвязи. Характеристики 1-5 поколений 299.5 KB
  Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Системы фиксированной радиосвязи Системы связи работающие в диапазонах низких средних и высоких частот Современные технические средства ВЧ радиосвязи и их модульная архитектура позволяют создавать системы сухопутной и морской связи самого различного назначения. С помощью этих систем можно организовать: линии двухсторонней радиотелефонной связи по принципу каждый с каж дым с возможностью выхода в общегосударственную либо учрежденческую телефонную сеть; системы дипломатической связи передачу...
45298. Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Регламент радиосвязи РФ: содержание, виды радиосвязи, службы, выделение полос. Федеральные, региональные и международные стандарты системы радиосвязи 914 KB
  Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Под сетью радиодоступа понимают радиальнозоновую сеть радиосвязи предназначенную для предоставления услуг связи с качеством не уступающим качеству проводных систем связи. В состав сети радиодоступа входят базовые станции коммутационное оборудование К вспомогательные технические средств и программное обеспечение с помощью которых формируется территориальная зона на которой возможны подключения через радиоинтерфейс абонентских станций: В систему...