81150

Социология управления как отрасль социологического знания

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Удальцовой наука изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений называется социологией и психологией управления в организации. Как научная дисциплина социология управления пересекается с такими разделами социологической науки...

Русский

2015-02-19

34.51 KB

9 чел.

Социология управления как отрасль социологического знания.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений.

По мнению М.В.Удальцовой, наука, изучающая социальные отношения и устанавливающая основные критерии эффективности их функционирования с точки зрения всех субъектов социальных отношений, называется социологией и психологией управления в организации.

В этих определениях подчеркиваются два основных аспекта: во-первых, изучение социальных отношений; во-вторых, исследование процесса формирования и изменения групп (социальных общностей).

Как научная дисциплина социология управления пересекается с такими разделами социологической науки, как социология организации, социология труда, социология политики, экономическая социология, социальное планирование, прогнозирование и проектирование, где также рассматривается проблематика управления.

На Западе, особенно в США, как мы уже говорилось выше, существует множество направлений социологии управления: школа «научного менеджмента» (Ф. Teйлор), школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо), «эмпирическая» школа (П. Дракер), школа «социальных систем» (Ч. Барнард), «новая школа» теории управления (Г. Саймон, С. Оптнер, С. Черчмен, Р. Акофф и др.), «управление в кризисных ситуациях» (Ч. Перроу).

Основы научной теории управления заложены в трудах основоположников марксизма. Идеи народовластия, творчества масс как источника самоорганизации, демократического централизма, повышения культуры управления, борьбы с бюрократизмом, выдвинутые В. И. Лениным, сохраняют свою актуальность и в наше время.

Социология управления – пограничная наука. Она появилась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и управления.

Социология – это наука об обществе, обществоведение; наука, изучающая общество, социальные отношения, социальные общности и их деятельность.

Как научная дисциплина социология возникла в середине 19 века во Франции. Впервые понятие «социология» введено в научный оборот французским ученым О. Контом.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку в конце XIX - начале XX веков. Основателем школы научного управления считается Ф.Тейлор. Приведем одно из многочисленных существующих определений понятия «управление».

Управление– это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8230. Характеристика современного урока 16.57 KB
  Характеристика современного урока. Современный урок это неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его ...
8231. Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) 15.65 KB
  Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) Межпредметные связи согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении процесс интеграции раз...
8232. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности 18.64 KB
  Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...
8233. Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся 16.24 KB
  Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся. Установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: Индивидуальный характер контроля, осуще...
8234. Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности 16.5 KB
  Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности. Воспитание - функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание - целенаправленный процесс развития человек...
8235. Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике 15.39 KB
  Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмов и средств, используемых для достижения поставленной цели. Приём воспитания...
8236. Характеристика методов воспитания учащихся. Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе 19.55 KB
  Характеристика методов воспитания учащихся (по одной из классификаций). Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмо...
8237. Основные направления и формы воспитательной работы 18.84 KB
  Основные направления и формы воспитательной работы Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Воспитательная работа может проводиться и...
8238. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся 16.51 KB
  Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся. Коллектив - некая социальная общность людей. По Макаренко признаки коллектива: 1) общность создания ради значимой цели. 2) цель отражается в...