81160

Анархизм как социально-политическое течение

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом

Русский

2015-02-19

39.24 KB

2 чел.

Анархизм

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом и экономистом Пьером Прудоном. Виднейшими представителями анархизма были русские революционеры Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) иПетр Алексеевич Кропоткин (1842-1921).

На пути социального прогресса, считал Бакунин, стоят три препятствия, уничтожив которые в едином революционном порыве «сегодня на завтра», можно построить новое общество, свободное от пороков прошлого: во-первых, это — государство, которое, будучи исторически оправданным на определенных этапах истории, превратилось в тормоз, выродившись в орган подавления и насилия; на смену этому монстру должно прийти народное самоуправление; во-вторых, это — религия, ложное сознание, уводящее народ в область несбыточных мечтаний и грез, отвращая его от стремления строить земную, лучшую жизнь, свободную от бесправия и насилия; религиозное миросозерцание должно быть заменено научным, кото- рос в состоянии постигать мир и давать ответы на животрепещущие вопросы; наконец, в-третьих, это — частная собственность, источник всех бед и страданий; ей на смену должна прийти свободная ассоциация производителей.

Выступая за социализм, Бакунин критиковал сторонников Маркса, предупреждая, что «ученые коммунисты», «доктринальные революционеры», заполучив государственную власть, попытаются уложить жизнь будущих поколений в прокрустово ложе своего социального идеала. «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками». Бакунин пророчествовал о том, что реализация идей диктатуры пролетариата как представительной демократии на основе всеобщего избирательного права неизбежно выльется в деспотическое управление массами со стороны «незначительной горстки привилегированных избранных и даже неизбранных лиц».

Анархизм XIX в. подразделялся на два основных направления — анархизм-индивидуализм, представителем которого и был Бакунин, и анархизм-коллективизм. Кропоткин был представителем второго течения, развив его в анархизм-коммунизм. Он резко критиковал буржуазное общество, говоря о необходимости его революционного преодоления и утверждения свободного федеративного самоорганизующегося коммунистического общественного строя, построенного на основополагающих принципах отношений взаимопомощи и гуманизма. Закон взаимопомощи, согласно Кропоткину, «работает» на всех этапах исторического развития, однако формы общественной жизни не всегда соответствовали началам взаимной помощи. Учреждения капитализма, его государственные институты не соответствуют началам взаимопомощи, в связи с чем необходимо основные факторы прогрессивной эволюции привести в соответствие с формой организации общественной жизни.

Представителем экономического направления русской социологии был Петр Бернгардович Струве (1870- 1944), чьи работы и в настоящее время входят в обязательный курс изучения в Оксфорде. Струве одним из первых обратил внимание на социальную дифференциацию общества. Он выделил четкую взаимосвязь экономического и социального развития, указав в то же время, что эти сферы общественной жизни не могут реформироваться одновременно и параллельно. Струве считал, что развитие капитализма должно привести к появлению широкого среднего класса, усовершенствованию системы образования, развитию промышленности и, в конце концов, к определенной социальной уравновешенности общества. Диктатура же пролетариата приведет к пагубным последствиям.

Виднейшим представителем исторической шкоды (направления) русской социологии был Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885). Основная заслуга этого ученого — обоснование и развитие теории культурно-исторических типов. В соответствии с ней каждое общество (цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит следующие обязательные стадии: возникновение — возмужание — дряхление — гибель.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52212. Animals and the countries where they live 39.5 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; toys of nimls soft nd mde of rubber; project works of pupils. Guess wht niml is it 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two . The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two Hoory Hoory The nimls wlk two by two The lions the tigers the elephnts too.
52213. Animals and habitats 39 KB
  Visul mterils nimls ; posters; textbook; workbook; flsh crds; pictures of nimls; word crds for the new words; toys of nimls soft nd mde of rubber; crossword nimls . Let's nme s mny nimls s you cn. 2 Pronuncition drill Mteril: song The nimls wlk two by two .
52214. Анімаційні ефекти на слайдах. Інтерактивні презентації (реалізація переходів між слайдами за допомогою гіперпосилань та системи навігації) 207 KB
  Інтерактивні презентації реалізація переходів між слайдами за допомогою гіперпосилань та системи навігації урок комбінований Мета: Навчальна: Познайомити учнів з поняттям анімації; Сформувати вміння настроїти показ презентації та інтерактивний перехід між слайдами та презентаціями. Очікувані результати Закріпити знання про: завантаження програми для створення презентацій; створювання додавання слайди; збереження презентації. Після уроку учні зможуть: створювати інтерактивний інтерфейс презентації; пожвавити демонстрацію презентації...
52216. Анімаційні ефекти при створенні презентації. 66 KB
  Пр Створювання та показ електронної презентації Мета: навчитися додавати ефекти анімації до презентації та до елементів слайду; налаштовувати параметри ефектів; розвинути вміння застосовувати отримані знання на практиці; виховувати в учнів культуру користування інформаційними та компютер ними технологіями; сприяти формуванню творчої особистості Хід уроку: І. Назва програми в якій створюються презентації англ. Отже на сьогоднішньому уроці ми навчимося додавати анімацію до презентації для того щоб її було цікавіше переглядати.