81161

Второй этап развития теории социологии в России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Во главе социологического отделения созданного при факультете общественных наук Петроградского университета стал Питирим Александрович Сорокин 18891968 крупнейший ученый и общественный деятель внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин один из лидеров правого крыла партии эсеров после Февральской революции 1917 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП б Сорокин был выслан из России за границу. Сорокин один из родоначальников теории социальной...

Русский

2015-02-19

38.63 KB

0 чел.

Второй этап развития теории социологии в России

Второй этап развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. Во главе социологического отделения, созданного при факультете общественных наук Петроградского университета, стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин — один из лидеров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 г. — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петербургского университета. В 1922 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП (б) Сорокин был выслан из России за границу. Он жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ, среди которых «Основы социологии» в двух томах (1922). Сорокин — один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности.

В основу его социологической концепции был положен принцип многофакторной природы общества, взаимодействия между этими факторами и поиск формулы, объясняющей закономерности этих взаимодействий. «Все бесконечное море человеческого общения составляет процесс взаимодействия: односторонних и многосторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, идейных, чувственных, эмоциональных и волевых».

Сорокин исходит из того, что поведение людей определяется различного рода объективными условиями и факторами, и в то же время отказывается от поиска единого, определяющего фактора, критикует однофакторные теории, провозглашая в качестве принципа идею социологического плюрализма.

В определении предмета социологии Сорокин подчеркивает, что она должна изучать не просто социальные действия, чем бы они ни были мотивированы, по Парсонсу-Веберу, а взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и возникающие из этого процесса взаимодействия социальные явления, с другой.

Сорокин подразделяет социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология включает в себя следующие разделы:

  1.  социальная аналитика — изучает структуру социального явления и его основные формы;
  2.  социальная механика — изучает процессы взаимодействия людей, их поведение;
  3.  социальная генетика — изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология — это прикладная дисциплина, названная впоследствии рядом американских школ эмпирической социологией. Прикладная социология, по Сорокину, опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.

Сорокин — автор одной из фундаментальных теоретических концепций, оказавших большое влияние на всю мировую социологию, — теории социальной стратификации как дифференциации населения на иерархически организованные слои, различающиеся по различным параметрам социального неравенства: экономическим, политическим, профессиональным. Он также автор теории социальной мобильности, согласно которой все социальные перемещения, которые имеют место в современном обществе, переходы социальных объектов из одного социального слоя в другой как в горизонтальном, так и в вертикальном планах характеризуют динамику общественного развития, его качества. Мобильные эпохи — это эпохи революций и других форм насильственной модификации истории. Немобильные — это эпохи реакции и застоя.

На основе анализа переживаемого мировою кризиса, суть которого, согласно Сорокину, состоит в дезинтеграции господствующего типа современной американской культуры, а также анализа острого идеологического противостояния двух мировых систем — капитализма и социализма — Сорокин формулирует концепцию социалыюи конвергенции. Ее суть состоит в следующем: во-первых, ни капитализм, ни социализм в его современной форме не являются совершенными с точки зрения передовой культуры и гуманистических идеалов и дальнейшее противостояние систем чревато острым классовым конфликтом на международной арене, который может привести к гибели цивилизации; во-вторых, учитывая эти опасности, сохранить мировую цивилизацию можно путем сближения систем, создавая новые формы социально-экономической и культурной жизни, в которых бы в концентрированном виде могло найти свое выражение то лучшее, что имеется в обеих системах.

Оставаясь на позициях социологического плюрализма, многофакторного подхода к исследованию общества и истории, Сорокин вместе с тем считал, что в основе общественно-исторического прогресса лежит развитие и смена определенных типов культуры. В этом заключается главная идея и сущность его интегральной социологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81826. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание 36.77 KB
  Появление научного знания не отменило и не упразднило не сделало бесполезными другие формы знания. Шестова о том что повидимому существуют и всегда существовали ненаучные приемы отыскания истины которые и приводили если не к самому познанию то к его преддверию но мы так опорочили их современными методологиями что не смеем и думать о них серьезно Каждой форме общественного сознания: науке философии мифологии политике религии и т. соответствуют специфические формы знания.
81827. Особенности научного познания 32.52 KB
  Если этого нет то нет и науки ибо само понятие научности предполагает открытие заходов углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки главная ее особенность. Нацеленность науки на изучение не только объектов преобразуемых в сегодняшней практике но и тех которые могут стать предметом практического освоения в будущем является важной отличительной чертой научного познания.
81828. Особенности транспортного обслуживания города 24.19 KB
  Различают города районного областного краевого и республиканского подчинения. Городской и пригородный транспорт представляет собой транспортную систему которая объединяет различные виды транспорта осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны а также выполняющие работы по благоустройству города. В транспортную систему города входит также велосипед для которого в цивилизованных странах выделяется отдельная специализированная велосипедная дорожка.
81829. Методы расчета пропускной способности на различных видах транспорта 33.61 KB
  Методы определения пропускной способности пресечений и линий слияния автомобильных потоков Пересечения автомобильных дорог являются одним из участков на которых сосредотачиваются дорожнотранспортные происшествия значительно уменьшается пропускная способность наблюдается снижение скорости а зачастую и полная остановка движения автомобильного транспорта заторы. Большинство узлов в одном уровне имеют меньшую пропускную способность чем подходящие к нему дороги вследствие наличия на узле опасных точек задержки автомобилей перед...
81830. Технико-эксплуатационные характеристики судов 27.65 KB
  Технико-эксплуатационные характеристики судов (ТЭХ) - это степень пригодности судов к транспортировке определенных видов грузов, т.е. конструктивные особенности и грузовые характеристики судна, отвечающие транспортным характеристикам и свойствам грузов
81831. Транспортная схема города 28.55 KB
  Комплексная транспортная схема сеть это линии городского маршрутизированного пассажирского транспорта по которым организовано движение массового общественного транспорта. Применение различных видов транспорта в транспортной сети определяется экологией безопасностью провозными возможностями наименьшими затратами времени сообщения а также комфортабельностью и регулярностью перевозок. Основные зоны города места тяготения нуждающиеся во взаимной транспортной связи это жилые кварталы общегородской центр места массового отдыха и...
81832. Скорость и сроки доставки грузов 21.8 KB
  Сроки доставки грузов а также порожних вагонов принадлежащих грузоотправителю грузополучателю или арендованных ими исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния по которому рассчитывается провозная плата с учетом железнодорожных направлений по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки грузов считаются за полные. Перечень железнодорожных направлений по которым осуществляются перевозки грузов большой скоростью публикуется в Сборнике правил перевозок и тарифов на...
81833. Формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта 26.94 KB
  Однако специфика каждого из видов транспорта их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке что несколько ограничивает возможность конкуренции и способствует взаимодействию видов транспорта. Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в России и технического сервиса конкуренция между этими видами транспорта...
81834. Технико – эксплуатационные характеристики трубопроводного транспорта 23.92 KB
  Действующая сеть трубопроводного транспорта в основном построена в 7090 годы XX века. Трубопроводный транспорт имеет следующие преимущества: 1 трубу можно проложить между любыми пунктами по более короткому направлению с преодолением водных преград 2 первоначальные удельные затраты на строительство одного километра трубопровода в 2 раза ниже чем на строительство железной или автомобильной дороги с соответствующей провозной способностью 3 эксплуатация трубопроводного транспорта непрерывно надежна т.