81163

Эмпирическая социология в России

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Возникновение и развитие эмпирической социологии в России связывают обычно с серединой XIX столетия. Накопление эмпирического опыта по строительству новой жизни необходимость перехода от агитационнопропагандистских форм к научноисследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевой социологии на практическом материале труда быта и культуры социальной структуры и др. Кузмичева духовная жизнь и десятков других революционнопрогрессивных представителей социологии. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к...

Русский

2015-02-19

39.49 KB

0 чел.

Эмпирическая социология в России. 

Возникновение и развитие эмпирической социологии в России связывают обычно с серединой XIX столетия. Падение крепостного права в 1861 г., создание мануфактурной промышленности, развитие внутренней и внешней торговли послужили основанием, своеобразным прологом к индустриальному обновлению страны и повышенному интересу к вопросам социально-экономического регулирования всех сторон жизни общества. Уже в 1901 г. число наемных рабочих выросло до 20 млн человек (с семьями).

Однако эмпирические исследования проводились и до этого времени. Один из первых опросов в сфере промышленности был осуществлен еще в 1760 г. Комиссией по коммерции. С тех пор статистика промышленности велась постоянно. В ее поле зрения были вопросы содержания и условий труда рабочих, причин травматизма и заболеваемости, трудовых конфликтов, а также вопросы гиги- сны и быта трудящихся.

Период начала XX столетия вплоть до 20-х гг. характеризуется некоторым понижением интереса к социологическим исследованиям. Это было вызвано общественно-политической обстановкой в стране. Накопление эмпирического опыта по строительству новой жизни, необходимость перехода от агитационно-пропагандистских форм к научно-исследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевой социологии на практическом материале труда, быта и культуры, социальной структуры и др.

Исследования имели преимущественно социально-экономичес- кий характер с использованием социологического подхода. Среди работ такого плана можно выделить исследования С. Г. Струмилина, Я. Видревича (экономика труда, бюджет времени), А. Криц- мана, Ф. Казанского (структура советского общества), В. Андреева, Г. Полляка (условия жизни), А. Гозулова, Б. Смулевича (народонаселение), М. Загорского, В. Кузмичева (духовная жизнь) и десятков других революционно-прогрессивных представителей социологии.

Результаты исследований помещались более чем в десяти журналах по проблемам условий организации труда и управления («Организация труда», «Система и организация», «Производство, труд и управление», «Экономика и быт» и т.д.).

Наряду с социологией имело место обращение к социальной психологии как самостоятельной науке, что также обусловливалось практическими потребностями решения проблем взаимодействия коллектива и личности, обучения и воспитания, идеологической работой. Результаты этих исследований были ориентированы на формирование «нового человека» социалистического общества.

Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к росту числа методических разработок, которые были сродни американской эмпирической социологии. Отличительной чертой было то, что в советской социологии работа над методикой и техникой прикладных исследований носила разрозненный характер и осуществлялась в основном путем проб и ошибок. Вместе с тем происходило достаточно активное накопление практического опыта по организации и проведению исследований, а также разнообразного набора социологических методов. При этом использовалось традиционное для российской социологии обращение к социальной статистике. В Коммунистической академии в 1925 г. было образовано Общество статистиков-марксистов и стал выпускаться журнал «Статистика труда».

С развитием и укреплением в нашей стране тоталитарного режима были смешаны идеология, политика и наука. Атмосфера администрирования и декретирования, возобладавшая в советской общественной науке в 1930-е гг., привела к тому, что приоритетными формами развития марксистского обществознания стали вульгаризация, догматизм, положительное комплиментарное комментирование «непререкаемых истин». Социологические исследования, не вписавшиеся и противоречащие тоталитаризму и волюнтаризму, с конца 1930-х и до конца 1950-х гг. фактически не велись.

С началом периода «хрущевской оттепели» акцент в возрождении социологии пришелся на область ее прикладных функций и оправдание эмпирических методов. В этот период налаживаются зарубежные контакты. В 1956 г. советские ученые впервые приняли участие в заседании Международной социологической ассоциации. С 1958 по 1964 г. СССР посетили Арон, Мертон, Парсонс и другие представители западной социологии. С созданием в 1962 г. Советской социологической ассоциации произошла официальная институционализация социологии. На философских факультетах Ленинградского и Московского университетов были созданы лаборатории социологических исследований (В.А. Ядов и Ю.В. Арутюнян), в 1960 г. в Институте философии АН СССР был открыт отдел социологии (Г.В. Осипов). В 1968 г. начал работу Институт конкретных социологических исследований с отделами в ряде крупных городов. С середины 1960-х гг. стала издаваться социологическая литература, начали выходить периодические сборники «Социальные исследования» и «Информационный бюллетень ССА». Широко публиковались статьи, отчеты, монографии, книги и сборники по социологической проблематике.

В этот же период появились социологические центры, где велась систематическая и серьезная работа над совершенствованием научного аппарата исследований. Так, ленинградские социологи плодотворно занимались разработкой методики сбора первичной информации, новосибирские — совершенствованием математического аппарата исследования социальных процессов, таллиннские исследователи — использованием ЭВМ при обработке социологических данных и т.д.

Начиная с середины 1960-х гг. экстенсивное развитие получили социологические исследования в различных отраслях промышленности (заводская социология), развернулись социологические подразделения в союзных республиках.

В начале 1980-х гг. со стороны ЦК КПСС вновь усилилось политико-идеологическое давление на советскую социологию. Была предпринята попытка подменить социологические исследования опросами общественного мнения. Но начиная с 1988 г. постановлениями ЦК КПСС социология была призвана для решения проблем перестройки. В 1991 г. было закреплено образование Института социологии РАН (В.А. Ядов), а в 1992 г. — Российской социологической ассоциации.

С начала 1990-х гг. начинается новый период развития отечественной эмпирической социологии.

Таким образом, особенности становления и развития русской социологической мысли обусловили:

  1.  гуманистическую ориентацию всего творческого процесса в социологии;
  2.  глубокий исторический подход, сочетающий в себе достоинства анализа мировой и отечественной истории;
  3.  тесную связь с потребностями практики, и прежде всего с политикой и политической деятельностью


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52345. Вплив людини на стан біосфери 162.5 KB
  МЕТА: Освітня: Розвивати вміння знаходити взаємозв’язки між діями й наслідками діяльності людини. Обладнання: Інтерактивна дошка слайди презентації фотографії з позитивним і негативними прикладами впливу людини на стан біосфери вірші про природу. Концепція уроку: Показати що діяльність людини стала провідним екологічним фактором на планеті й що зростання населення Землі призвело до демографичного вибуху перенаселеності й екологічних проблем; описати основні природні ресурси й наголосити на проблемі їхнього раціонального використання.
52346. Природные формы и явления. Выполнение творческой работы по представлению «Жар-птица» 407 KB
  Восприятие форм и цветных соотношений в природе. Воссоздание цветовых соотношений фактуры и текстуры в естественных формах в работе по воображению Жар-птица. Цель: Расширять знания о колорите палитре о теплых и холодных цветах цветовых ассоциациях; ознакомить с элементарными правилами рисования на компьютере. Развивать фантазию образное мышление чувство цвета умение передавать в колористической композиции чувства настроение фантазию образное мышление; уметь применять знания о цвете художественные техники и приемы...
52347. Обобщение темы «Птицы» 38.5 KB
  Цель: обобщить знания по теме Птицы проверить усвоение знаний об особенностях строения птиц раскрыть их значение в жизни природы и человека совершенствовать умения анализировать делать выводы работать с таблицами дополнительной литературой. Оборудование: таблица Птицы разных экологических групп таблица для Поля чудес сообщения детей Девиз: Птицы – наши...
52348. MY LAST BIRTHDAY PARTY 52 KB
  We are having an unusual lesson today. We have a lot of guests today and also a lot of interesting tasks to do. So, today we are going to speak about your favourite holiday, about birthday.
52349. AT A BIRTHDAY PARTY 93 KB
  To consolidate the previously learnt vocabulary and teach creative writing on the bases of greeting sentences and making birthday postcards. To develop skills and habits in listening, reproductive reading and speaking; To educate cultural awareness and rules of social behaviour.
52350. Порядок державної реєстрації суб‘єктів підприємницької діяльності 514 KB
  Виховна ціль: Формувати у особистості: почуття відповідальності за доручену справу; любов до майбутньої роботи в галузі підприємницької або бізнесової діяльності; сучасне економічне мислення; уміння орієнтуватися в умовах ринкових відносин; уміння самостійно приймати рішення. Завдання № 2 Визначити основні документи які необхідні для здійснення державної реєстрації юридичної особи та описати порядок державної реєстрації в залежності від запропонованої організаційноправової форми. ІІ рівень...