81172

Прикладное социологическое исследование в сфере социального управления

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Фундаментальные исследования ориентированы на разработку теорий выявление социальных тенденций развития системы анализ общих противоречий возникающих в ней. Прикладные исследования направлены на изучение конкретных социальных проблем связанных с решением практических задач регулированием меж групповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. ее репрезентативность; – метода...

Русский

2015-02-19

38.95 KB

4 чел.

Прикладное социологическое исследование в сфере социального управления.

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур всоциологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их, процедур, процесс.

Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-практических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Можно выделить различные основания к определению классификации исследований. Так, например, по характеру целеполагания социологические исследования делятся на фундаментальные (теоретические) и прикладные (эмпирические, конкретные). Фундаментальные исследования ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней. Прикладные исследования направлены на изучение конкретных социальных проблем, связанных с решением практических задач, регулированием меж- групповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

Целенаправленная выборка осуществляется без применения теории вероятности с помощью следующих методов: – стихийной выборки (выборка «первого встречного») – опросы с помощью радио- или телеанкет, а также анкет, публикуемых в печати. Этот способ организации выборки характеризуется тем, что для него невозможно уточнить, что является генеральной совокупностью. Поэтому невозможно определить и качество выборки, т. е. ее репрезентативность; – метода основного массива – применяется в разведывательных исследованиях для «зондажа» какого-нибудь контрольного вопроса. – квотной выборки – отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями. Она строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. Число единиц (элементов выборочной совокупности) с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчетом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Квотная выборка используется чаще всего в исследованиях, которые для сбора информации используют метод опроса (интервью).

В прикладном исследовании целью и результатом является не только получение вариантов решения проблемы, но и возможность практического применения результатов исследования. В программе цель формулируется с помощью глагольных существительных. Например, выявление, определение, изучение и т.п. Чаще всего объектами прикладного социологического исследования выступают социальные группы и общности: студенты, молодежь, население страны или отдельных регионов.

Объект прикладного социологического исследования может быть достаточно велик: от нескольких тысяч учащихся или работников научного учреждения до десятков и сотней тысяч жителей городов, регионов. Есть ли необходимость в том, чтобы изучать мнения каждого человека, входящего в объект исследования? Если изучению подлежит небольшая 14 группа (20 – 30 человек), прикладное исследование может быть сплошным, то есть охватывать каждую единицу обследуемой совокупности. Например, если в качестве метода сбора информации выбран опрос, то при помощи анкеты можно достаточно оперативно опросить большее число людей, если они находятся вместе – в поточной аудитории или концертном зале. Но опросить методом интервью, например, 300 человек уже затруднительно, хотя бы по той причине, что достоверность данных, как правило, обеспечивается в том случае, если интервьюер в течение дня опрашивает не более пяти человек. Таким образом, опрос 300 человек в течение одного дня потребует одновременного привлечения к работе 60 интервьюеров. Конечно, можно «растянуть» интервью на несколько дней, но при этом будет потеряна оперативность исследования [5, 193-194]. Поэтому в социологических исследованиях применяют выборочный метод – метод выборочного исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью или выборкой. Исследователь производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы на генеральную совокупность. Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Другими словами, генеральную совокупность составляют все единицы объекта исследования (например, студенты, жители города, региона и т.п.) Выборка (вторичная совокупность) – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющее выборочную совокупность – объем выборки. При определении объема выборочной совокупности нужно учитывать, что она обычно составляет 10% от генеральной совокупности, но не более 2000-2500 человек. Опыт показывает, что при проведении опросов общественного мнения достаточно включать в выборку 500-1200 человек. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Расхождение между генеральной выборочной совокупностью (ошибка выборки) не должна превышать 5%.

Как правило, в одном прикладном исследовании используются сразу несколько методов сбора информации. Их выбор зависит от вида исследования, имеющихся в распоряжении исследовательской группы ресурсов, а также сроков, отведенных на проведение исследования. Для того чтобы выбрать методы, которые помогут решить проблему, нужно знать их содержание и особенности проведения. В социологии существуют следующие виды сбора информации: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент, метод экспертной оценки.

При выборе методов сбора информации в прикладном исследовании нужно учитывать следующие обстоятельства: 1. Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных. 2. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои, четко очерченные познавательные возможности. 3. Не существует «хороших» и «плохих» методов, есть методы адекватные и неадекватные исследовательским задачам. Выбрать надежный метод – значит логически обосновать его соответствие поставленной задаче. 4. Надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Проведение прикладного исследования предполагает решение пракических задач, а это означает, что еще на стадии разработки программы нужно ответить на вопросы: А для чего, собственно, проводится исследование? Как можно будет применить на практике полученные данные? Кто заинтересован в использовании результатов исследования? Практическое применение результатов исследования, внедрение их в практику управления социальными процессами является показателем заинтересованности компетентных лиц в решении важных социальных проблем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45815. Управление общественным мнением 24.86 KB
  Управление общественным мнением Общественное мнение Общественность - это группа людей оказавшаяся в аналогичной неразрешимой ситуации: сознающих неопределенность и проблемность ситуации реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию Мнение – это выраженное отношение по какомулибо вопросу. Общественное мнение – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу затрагивающему группу людей. Общественное мнение может давать со веты рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или...
45816. Имидж и репутация 24.18 KB
  Имидж объективный фактор играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса. Понятие имидж происходит от латинского imgo связанного с латинским словом imitri означающего имитировать. Согласно толковому словарю Вебстера имидж это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какоголибо объекта и особенно лица.
45817. Трудовое право и его источники. Трудовой договор 67.06 KB
  Общая характеристика трудового права Российской Федерации. Основания возникновения трудовых прав работников. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Понятие трудовой дисциплины и методы её обеспечения. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.
45818. Пресс-службы: структура, функции, направления деятельности, формы работы 23.04 KB
  В частности в московский отдел входят: директор департамента PR заместитель директора департамента PR главный менеджер департамента PR начальник прессслужбы . Также примером такого устройства прессслужбы может служить прессслужба Государственной Думы или Прессслужба Президента см. Функции отдела: Координация деятельности Отслеживание бюджета Основные преимущества прессслужбы на аутсорсинге работающей удаленно не в штате компании: 1. Обратившись в агентство Вы избавляете себя от расходов на: поиск и содержание в штате...
45819. Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование 22.98 KB
  Помимо финансовой и законодательной поддержки тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации так и ее руководителя. Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном так и на региональном и местном уровнях причем местные...
45820. Критерии оценки эффективности PR деятельности 21.76 KB
  Однако многие компании уже имеют опыт работы и присутствия на рынке поэтому важно заранее сделать отметку и собрать все сведения о первоначальной ситуации на рынке для того чтобы в дальнейшем измерить и оценить возможные изменения на уровне осведомленности и понимания. Исследовательская группа проводит замеры до во время и после PRкампании чтобы выяснить какова динамика изменения узнаваемости торговой марки или компании у целевых аудиторий. Плюсы таких исследований в том что они дают достоверное представление об эффективности усилий...
45821. PR-кампания: постановка целей и задач, общая концепция компании, определение ключевых проблем и профилей целевых аудиторий 21.68 KB
  Кампании преимущественно планируются и проводятся ради того чтобы привлечь внимание общественности к проблеме разрешить или какимлибо образом исправить или же изменить общую социальную ситуацию. PRкампания – проводится с целью: убедить людей изменить свое отношение и мнение Формировать общественное мнение когда его нет усилить существующее общественное мнение По продолжительности PRкампании принято подразделять на стратегические несколько лет оперативные один год и ситуативные несколько месяцев. Наиболее типичными для...
45822. Планирование рекламной кампании 21.78 KB
  Планирование рекламной кампании разбивается на следующие этапы: Определение целей рекламной кампании; Разработка рекламной идеи и стратегии рекламной кампании; Исследование рынка; Разработка бюджета рекламной кампании; Выбор средств распространения рекламной информации; Выбор графика проведения рекламной кампании; Составление медиаплана рекламной кампании; Оценка эффективности рекламной кампании. Рекламные кампании различаются: По основному объекту рекламирования можно выделить кампании по рекламе: Товаров и услуг;...
45823. Оценка эффективности рекламной кампании 28.88 KB
  По этой причине оценка эффективности рекламы учитывает комплекс создавшихся на рынке условий и факторов способствующих или препятствующих решению маркетинговых задач. Основная задача исследований эффективности рекламы состоит в том чтобы научиться косвенно предсказывать ее влияние на коммерческую деятельность фирмы. Основные направления изучения эффективности рекламы: Исследование эффективности и популярности отдельных рекламных носителей для разных целевых аудиторий. На первом этапе даются предварительные оценки качеству рекламы и ее...