81172

Прикладное социологическое исследование в сфере социального управления

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Фундаментальные исследования ориентированы на разработку теорий выявление социальных тенденций развития системы анализ общих противоречий возникающих в ней. Прикладные исследования направлены на изучение конкретных социальных проблем связанных с решением практических задач регулированием меж групповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов. ее репрезентативность; – метода...

Русский

2015-02-19

38.95 KB

3 чел.

Прикладное социологическое исследование в сфере социального управления.

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур всоциологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их, процедур, процесс.

Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-практических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. Можно выделить различные основания к определению классификации исследований. Так, например, по характеру целеполагания социологические исследования делятся на фундаментальные (теоретические) и прикладные (эмпирические, конкретные). Фундаментальные исследования ориентированы на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий, возникающих в ней. Прикладные исследования направлены на изучение конкретных социальных проблем, связанных с решением практических задач, регулированием меж- групповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

Целенаправленная выборка осуществляется без применения теории вероятности с помощью следующих методов: – стихийной выборки (выборка «первого встречного») – опросы с помощью радио- или телеанкет, а также анкет, публикуемых в печати. Этот способ организации выборки характеризуется тем, что для него невозможно уточнить, что является генеральной совокупностью. Поэтому невозможно определить и качество выборки, т. е. ее репрезентативность; – метода основного массива – применяется в разведывательных исследованиях для «зондажа» какого-нибудь контрольного вопроса. – квотной выборки – отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями. Она строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков. Число единиц (элементов выборочной совокупности) с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчетом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Квотная выборка используется чаще всего в исследованиях, которые для сбора информации используют метод опроса (интервью).

В прикладном исследовании целью и результатом является не только получение вариантов решения проблемы, но и возможность практического применения результатов исследования. В программе цель формулируется с помощью глагольных существительных. Например, выявление, определение, изучение и т.п. Чаще всего объектами прикладного социологического исследования выступают социальные группы и общности: студенты, молодежь, население страны или отдельных регионов.

Объект прикладного социологического исследования может быть достаточно велик: от нескольких тысяч учащихся или работников научного учреждения до десятков и сотней тысяч жителей городов, регионов. Есть ли необходимость в том, чтобы изучать мнения каждого человека, входящего в объект исследования? Если изучению подлежит небольшая 14 группа (20 – 30 человек), прикладное исследование может быть сплошным, то есть охватывать каждую единицу обследуемой совокупности. Например, если в качестве метода сбора информации выбран опрос, то при помощи анкеты можно достаточно оперативно опросить большее число людей, если они находятся вместе – в поточной аудитории или концертном зале. Но опросить методом интервью, например, 300 человек уже затруднительно, хотя бы по той причине, что достоверность данных, как правило, обеспечивается в том случае, если интервьюер в течение дня опрашивает не более пяти человек. Таким образом, опрос 300 человек в течение одного дня потребует одновременного привлечения к работе 60 интервьюеров. Конечно, можно «растянуть» интервью на несколько дней, но при этом будет потеряна оперативность исследования [5, 193-194]. Поэтому в социологических исследованиях применяют выборочный метод – метод выборочного исследования, позволяющий делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании рассмотрения некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью или выборкой. Исследователь производит отбор (формирует выборочную совокупность) и на основании законов статистики экстраполирует результаты и выводы на генеральную совокупность. Генеральная совокупность – совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Другими словами, генеральную совокупность составляют все единицы объекта исследования (например, студенты, жители города, региона и т.п.) Выборка (вторичная совокупность) – часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющее выборочную совокупность – объем выборки. При определении объема выборочной совокупности нужно учитывать, что она обычно составляет 10% от генеральной совокупности, но не более 2000-2500 человек. Опыт показывает, что при проведении опросов общественного мнения достаточно включать в выборку 500-1200 человек. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Расхождение между генеральной выборочной совокупностью (ошибка выборки) не должна превышать 5%.

Как правило, в одном прикладном исследовании используются сразу несколько методов сбора информации. Их выбор зависит от вида исследования, имеющихся в распоряжении исследовательской группы ресурсов, а также сроков, отведенных на проведение исследования. Для того чтобы выбрать методы, которые помогут решить проблему, нужно знать их содержание и особенности проведения. В социологии существуют следующие виды сбора информации: опрос, анализ документов, наблюдение, эксперимент, метод экспертной оценки.

При выборе методов сбора информации в прикладном исследовании нужно учитывать следующие обстоятельства: 1. Оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных. 2. Ни один метод не является универсальным, но имеет свои, четко очерченные познавательные возможности. 3. Не существует «хороших» и «плохих» методов, есть методы адекватные и неадекватные исследовательским задачам. Выбрать надежный метод – значит логически обосновать его соответствие поставленной задаче. 4. Надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Проведение прикладного исследования предполагает решение пракических задач, а это означает, что еще на стадии разработки программы нужно ответить на вопросы: А для чего, собственно, проводится исследование? Как можно будет применить на практике полученные данные? Кто заинтересован в использовании результатов исследования? Практическое применение результатов исследования, внедрение их в практику управления социальными процессами является показателем заинтересованности компетентных лиц в решении важных социальных проблем


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3577. Закріплення букви і. Звуко-буквений аналіз слів. Читання речень 41.5 KB
  Закріплення букви «і». Звуко-буквений аналіз слів. Читання речень. Мета: Закріпити звукове значення букви «і», удосконалювати навички звуко-буквеного аналізу слів, вміння читати склади, слова з буквою «і». Продовжувати вчити складати та читати речен...
3578. Цей день без куріння. Виховний захід 138.5 KB
  Показати негативний вплив куріння на стан здоров’я підлітків; формувати активну життєву позицію учнів, допомагати підліткам зробити правильний вибір відносно тютюнокуріння. Перший етап – цілеспрямування (постановка мети і задач). Вчи...
3579. Розвиток комунікативних умінь і навичок педагогів 68 KB
  Розвиток комунікативних умінь і навичок педагогів Протягом останніх років психологічні служби області набули більш високого професійного рівня. Це пояснюється великою потребою знань про закономірності та особливості розвитку дітей, необхідністю орга...
3580. Психологічний аспект використання основних методів і прийомів тренування пам’яті, спостережливості, розумової активності 52.5 KB
  Психологічний аспект використання основних методів і прийомів тренування пам’яті, спостережливості, розумової активності Проведення заняття з учнями Мета: ознайомити учнів із поняттями «візуаліст», «аудіаліст» та «кінестетик», які визначають тр...
3581. У математиці своя мова – це формули 55.5 KB
  У математиці своя мова – це формули Мета: забезпечити творче застосування знань, умінь, навичок учнів у нестандартних умовах; розвивати логічне мислення, формувати самостійність, творчу активність, ініціативу, вміння швидко приймати рішення, ви...
3583. Здоровий спосіб життя. Методичний посібник для вчителів загальноосвітніх навчальних закладів 1.59 MB
  Здоров’я школярів багато в чому залежить від їхніх теоретичних знань і практичних навичок, які сприяють збереженню здоров’я. Найбільш серйозні соціальні проблеми й проблеми охорони здоров’я, поширені в наш час, багато в чому виз...
3584. Механічні коливання і хвилі 17.83 KB
  Механічні коливання і хвилі Мета уроку: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Механічні коливання і хвилі», розвивати вміння творчо мислити, вчити цінувати думку та працю інших, виховувати етику та культуру спілкування. Тип...
3585. Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу 39.45 KB
  Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу Мета: дати учням уявлення про електроліз як окисно-відновний процес: розвивати вміння спостерігати, аналізувати фізичні й хімічні явища, робити висновки; закріпити поняття «електролітична ди...