81179

Методы активизации творческого мышления

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия – это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Русский

2015-02-19

42.1 KB

5 чел.

Методы активизации творческого мышления

 

Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия – это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.

Существуют простые методы сконцентрировать свое внимание и активизировать творческий подход для более качественного анализа в нужном направлении. Огромное количество возникающих нестандартных проблем и постоянное стремление человека к инновациям объясняют многочисленные разработки методов активизации творческого мышления.

Вот перечень методов организации творческого процесса:

– метод мозгового штурма,

– ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),

– метод синектики,

– морфологический метод.

Все они были разработаны в указанном порядке:

1) метод мозгового штурма – изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в 1930 году;

2) морфологический метод – разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки, в 1942 году;

3) метод синектики – предложен В.Дж. Гордоном, является усовершенствованием метода мозгового штурма, работа над методом была начата в 1944 году;

4) ТРИЗ – начата Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, и впервые опубликована в 1956 году.

Итак рассмотрим методы направленные на организацию креативной среды7.

Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на следующие этапы:

– спонтанная генерация любых идей (обычно 60 – 80 идей за 40 мин);

– экспертиза идей (отбор 1–2 наиболее удачных).

Недостатком метода является малая производительность при больших затратах времени.

Синектика – это вид мозгового штурма при допущении обсуждения (отсеивания) идей на стадии их выдвижения и определении приемов генерирования идей, в процессе генерирования могут использоваться различные вербальные техники:

– прямая аналогия – анализ того, как в других областях решается сходная проблема;

– личная аналогия – вживание в образ объекта (проблемы) и понимание его на основе собственных ощущений;

– символическая аналогия – краткое символическое описание проблемы в форме парадокса или метафоры (живой труп, горячий снег, тягучее состояние и пр.);

– фантастическая аналогия – поиск решений в мифах, сказках, фантастике и пр.

Недостаток метода: для синектической группы необходима высокая сплоченность и хорошая предварительная обученность, иначе в погоне за продуктивностью творческой деятельности возрастает критичность группы и нарушается гармония креативной среды, что, в свою очередь, резко снижает продуктивность генерации идей.

Методы оптимизации накопления и структурирования знаний о проблеме. К данной группе относятся различные структурные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения гипотез, проверки интуитивных идей, вот некоторые их них:

ТРИЗ – эта методика является комплексной структурно-логической программой по выявлению и устранению противоречий проблемы, ориентированной на идеальный конечный результат. Данные по анализируемой проблеме заносятся в специальную таблицу по предлагаемому ниже алгоритму8.

 

Алгоритм ТРИЗ

Шаг 1: Условия задачи

Система для:

(основная функция)

ОФ:

с помощью:

(принцип действия)

ПД:

состоит из:

(состав системы)

СС:

В процессе выполнения ОФ возникает нежелательный эффект №1:

НЭ1:

Вывод:

Логическое противоречие:

ЛП: ОФ – НЭ1 – СУ – НЭ2

Шаг 2: Постановка изобретательской задачи

Найти идеальный Х-элемент, сохраняющий СУ для НЭ1 и препятствующий появлению НЭ2:

СУ = Х (НЭ1 + НЭ2) = идеальный конечный результат

Х-элемент (идеальное свойство системы, позволяющее ей работать без НЭ):

Шаг 3: Дополнительные

условия

Определение оперативной зоны конфликта (проблемы):

ОЗ – зона взаимодействия объектов, в которой возникают НЭ:

Определение оперативного времени конфликта (проблемы):

ОВ – сумма периодов времени до-, в процессе и после конфликта взаимодействующих сторон:

Шаг 4: Противоречие на макроуровне

Свойство ОЗ в период ОВ для выполнения своей функции должно быть:

СОЗ1:

В то же время ОЗ должна быть такой, чтобы не приводить к НЭ:

СОЗ2:

Шаг 5: Противоречие на микроуровне

Между объектами в ОЗ должны находиться частицы, обеспечивающие условие системы:

УОЗ1:

Эти же частицы должны не допустить появление НЭ, поэтому должны быть:

УОЗ2:

Шаг 6: Идеальный конечный

результат

Система должна сама обеспечивать между объектами наличие частиц, выполняющих условия для ОЗ и ОВ, при которых выполняется ОФ системы и не возникает НЭ:

ИКР:

Шаг 7: Формулировка требований

Перечислить требования к свойствам частиц, которые будут обеспечивать ОЗ системы:

Шаг 8: Анализ возможностей системы

Выявить в составе системы внутренние резервы, обладающие требуемыми свойствами:

Примечания:

Система – объединение разнородных элементов, предназначенное для выполнения основной функции и создающее новое свойство, которым не обладает ни один из составляющих систему элементов.

ОФ – действие, для осуществления которого создана некая система.

ПД – закон, посредством которого система осуществляет основную функцию.

СС – элементы анализируемой системы, участвующие в осуществлении основной функции.

НЭ – вредное для пользователя системы действие, возникающее при выполнении ОФ; чаще всего возникает в случае изменения системы пользователем или предъявлении к ней повышенных требований.

СУ – изменение в самой системе, в том числе, с помощью дополнительных факторов, приводящее к устранению НЭ. Если введение СУ не приводит к возникновению вредных для пользователя эффектов, то проблема решена. Но, как правило, введение СУ, устраняющего один НЭ, приводит к появлению нового НЭ и, как следствие, к логическому противоречию.

ЛП – свойство связи между двумя взаимодействующими элементами, при котором изменение одного из элементов системы в полезную для пользователя сторону вызывает нежелательное изменение другого элемента. ЛП формулируется в форме причинно-следственной связи: «если… – то… – но…». При формулировании ЛП необходимо пользоваться конкретными формулировками, отражающими сущность происходящих явлений.

Х-элемент – некий идеальный элемент, помогающий устранить НЭ и привести к идеальному конечному результату. На первом этапе Х-элемент является фантастическим допущением, психологически снижающим сложность задачи, при этом данный элемент должен обладать вполне конкретными полезными свойствами.

ОЗ – зона, в которой происходит конфликт, приводящий к ЛП, она может совпадать или не совпадать с зоной, в которой выполняется основная функция системы.

ОВ – состоит из времени выполнения системой основной функции – Т3, предконфликтного периода – Т2 и времени конфликта Т1: Т = Т1 + Т2 + Т3.

Противоречие на макроуровне – это противоположные требования к свойствам оперативной зоны, где необходимо указать, в какой период и с какой целью ОЗ должна иметь данное свойство.

Противоречие на микроуровне – это противоположные требования к частицам (деталям) свойств ОЗ, обеспечивающим выполнение условий деятельности системы.

Идеальный конечный результат (ИКР) – достигается в том случае, когда система сама обеспечивает присутствие между элементами таких деталей, которые способствуют выполнению ОФ системы без появления НЭ.

 

Для подготовки творческих результатов существуют определенные творческие методы, из которых можно выделить пять классических9:

1) Эволюция – метод возрастающего усовершенствования. Новые идеи происходят от других идей, новые решения от предыдущих, новые немного лучше старых. Делая что-то немного лучше здесь, немного лучше там, постепенно результат получается намного лучше, или даже полностью отличается от оригинала. Наглядным примеров является история автомобилестроения или любого другого продукта технологического прогресса, где с каждой новой моделью делаются усовершенствования. Каждая новая модель строится на основе коллективного творческого опыта предыдущих моделей, так, чтобы в течение долгого времени улучшались экономичность, комфорт и износостойкость. В этом случае творчество находится в процессе улучшения, усовершенствования шаг за шагом, а не в каком-то полностью новом продукте. Эволюционный метод творчества функционирует согласно следующему критическому принципу: «Каждая проблема, которая была решена, может быть решена снова и лучшим способом». Творческие мыслители не разделяли идею – «как только проблема решена, она может быть забыта», или «Работает? Не трогай!». Философия творческого мыслителя состоит в том, что «нет такой вещи как несущественное усовершенствование».

2) Синтез – в этом методе две или больше существующих идей комбинируются в третью, новую идею.

3) Революция – метод действует по принципу: лучшая новая идея – совершенно другая, значительно отличающаяся от предыдущих идей. Например, если рассмотреть эволюцию технологии для фото- и видеосъемок, то здесь производитель не пошел по пути улучшения фото- и видеопленки, а наоборот был сделан революционный шаг в развитии с использованием цифровых технологий, и вместо пленки носителем информации становится электронный носитель.

4) Повторное использование – данный метод заставляет нас посмотреть на что-то старое под новым углом, не зацикливаясь на мнении предшественников, устранив предубеждения, ожидания и предположения и дает возможность увидеть, что можно повторно применить. Суть метода заключается в том, чтобы увидеть дальше предыдущих или существующих применений для каждой конкретной идеи, решения, или вещи и понимать что возможно другое применение.

5) Смена направления – заключается в переключении внимания от одного ракурса проблемы к другому, это еще можно назвать творческой проницательностью. Он заключается в том, чтобы решить проблему иногда необходимо посмотреть на нее с другой стороны и найти порой неожиданное решение, когда один путь решения не работает, переключайтесь на другой. Не обязательно следовать конкретному пути, нужно следовать конкретной цели. Фиксация на одном пути решения иногда может быть проблемой для тех, кто не понимает этого; они становятся зацикленными на одном, не работающем, пути решения и в результате получают только разочарование результатами.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85969. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШАГА УСТАНОВКИ АРОЧНОЙ КРЕПИ 106.36 KB
  Исходные данные: Исходные данные где Sпр площадь поперечного сечения в проходке м2; LВ длина выработки м; Hм глубина выработки м; mнк мощность непосредственной кровли м; fнк коэффициент крепости непосредственной кровли; mу мощность пласта угля м; fнк коэффициент крепости пласта угля; α угол падения пласта угля град; kc коэффициент учитывающий нарушенность массива пород. Рисунок 2 Расчётная схема для горизонтальной горной выработки Определение...
85970. Определение основных параметров буровзрывных работ горной выработки 275.85 KB
  Цель работы: приобретение навыков определения параметров буровзрывных работ (БВР) в горизонтальных горных выработках и конструировании схемы расположения шпуров. Ход работы: Определение удельного расхода ВВ
85971. Вскрытие и подготовка пластовых месторождений 448.64 KB
  Цель работы: формирование базового представления о технологической схеме шахты. Ход работы: 1-4 Изображение шахтного поля схем вскрытия, подготовки и системы разработки. Приложенный файл (односторонняя стрелка = синяя стрелка; черная стрелка = красная; стрелка с заштрихованным кругом = стрелка с кругом).
85972. Определение площади поперечного сечения горной выработки 358.24 KB
  Цель работы: приобретение навыков в определении площади поперечного сечения в свету Sсв горизонтальной горной выработки, изображении поперечного сечения и изучение требований нормативных документов по этому вопросу.
85973. Форматирование текста в Microsoft Word 1.07 MB
  Создал новый документ. В заголовке окна программы,появилось имя нового документа. Теперь в окне программы Word открыто два документа: Создал еще один новый документ. Научился переключаться между окнами документов и упорядочивать окна всех документов с помощью меню Окно...
85974. Разработка и программирование устройств построенных на базе 8-битных микроконтроллеров Atmega 756.5 KB
  Пошаговое выполнение полученной программы в отладчике позволяет в деталях проследить работу элементов микропроцессора. Такой подход является наиболее эффективным для понимания всего пути от написания программы на языке высокого уровня до исполнения программы и получения результата.
85975. Исследование асинхронного трехфазного двигателя с короткозамкнутым ротором 1.45 MB
  Цель работы – исследовать свойства асинхронного двигателя с помощью механических и рабочих характеристик. Объект и средства исследования В качестве механической нагрузки на валу двигателя (рисунок 1) используется электромагнитный тормоз.
85976. Черги і Q-таблиці з курсу Моделювання систем 94.42 KB
  В даній лабораторній роботі я навчився давати характеристику блокам збору інформації. Працював за допомогою гістограми та інших діалогових вікон.