81191

Теоретические аспекты мотивации и манипулирования

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Для всестороннего изучения понятия мотивации рассмотрим 3 аспекта: а что именно в деятельности человека зависит от мотивационного воздействия в каком соотношении находятся внутренние и внешние силы в соотношение мотивации с результатами деятельности человека Но перед тем как рассмотреть эти вопросы необходимо уяснить смысл ключевых понятий имеющих непосредственное отношение к вопросам рассматриваемым в этой работе. Положительная основывается на положительных стимулах например если я сделаю уроки то получу отличную оценку...

Русский

2015-02-19

47.29 KB

9 чел.

Теоретические аспекты мотивации и манипулирования.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

В общем виде под мотивацией деятельности человека понимают всю совокупность движущих сил, которые побуждают его к осуществлению определенного рода действий. Такие силы находятся как вне, так и внутри человека, они подталкивают его на осознанное, либо неосознанное совершение тех или иных действий.

Влияние мотивации на деятельность и поведение человека зависит от множества индивидуальных факторов.

Для всестороннего изучения понятия мотивации рассмотрим 3 аспекта:

а) что именно в деятельности человека зависит от мотивационного воздействия

б) в каком соотношении находятся внутренние и внешние силы

в) соотношение мотивации с результатами деятельности человека

Но перед тем как рассмотреть эти вопросы, необходимо уяснить смысл ключевых понятий, имеющих непосредственное отношение к вопросам, рассматриваемым в этой работе. Такими понятиями являются: потребность, мотив и стимул.

Потребность - главная побудительная сила человека. Потребность представляет собой объективно обусловленный запрос в необходимых для человека благах, а также деятельности для их получения. Из-за необходимости удовлетворить свои потребности люди начинают трудиться. Таким образом, потребность активизирует человека (нет потребности - нет и активности). Однако, побудительная сила присуща только осознанным потребностям, которые отражают в психике людей несоответствие между внешними условиями и внутренними требованиями. Осознанные потребности определяют деятельность человека по устранению таких несоответствий. Потребность является первоисточником мотивации.

Потребности можно классифицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности вызваны физиологией человека, и они, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные потребности по природе своей психологические. Они вырабатываются в ходе развития и обретения жизненного опыта. Они намного разнообразнее первичных, во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно появляются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой их проявления.

Так как количество человеческих потребностей очень многообразно, применительно к трудовой деятельности выделяют наиболее общие факторы, влияющие на эффективную мотивацию.

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Мотив, находясь «внутри» человека, имеет свой «индивидуальный» характер, зависящий от множества факторов, как внешних, так и внутренних, а также от действий других параллельно возникающих мотивов. Помимо побуждения к деятельности, мотив определяет, что именно необходимо сделать и как осуществить то или иное действие. Даже имея одинаковую потребность, различные люди будут совершать различные действия для устранение этой потребности. Человек способен воздействовать и даже устранять мотивы из своей мотивационной совокупности, поскольку мотив поддается сознанию.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), имеющим свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации.

Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.

Мотивирование - воздействие на человека, целью которого является его побуждение к определенным действиям. Мотивирование является сердцевиной и основой управления человеком. Именно успешное мотивирование во многом определяет эффективность управления. Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».

Помимо основных типов, мотивация может быть:

Внешняя (экстринсиваная), обусловленная внешними обстоятельствами и не связанная с содержанием определенной деятельности.

Внутренняя (интринсивная), связана непосредственно с содержанием деятельности.

Положительная, основывается на положительных стимулах (например, «если я сделаю уроки, то получу отличную оценку»)

Отрицательная, основывается на отрицательных стимулах (например, «если я не сделаю уроки, то меня накажут»)

Устойчивая, основанная на нуждах человека

Неустойчивая, требующая дополнительного подкрепления

Стимул выполняет роль своеобразных рычагов воздействия, которые приводят в действие определенные мотивы. Стимулами могу выступать отдельные предметы, действие других людей, обещания, предложения, желания человека получить что-либо в результате своих действий. Человек способен реагировать на многие стимулы, причем не всегда делает это сознательно. К тому же на одинаковые стимулы реакция разных людей различна. Поэтому стимулы, сами по себе, не обладают абсолютным значением или смыслом, если люди не реагируют на них.

Использование для мотивирования людей различных стимулов называется стимулированием. Стимулирование имеет несколько форм, одна из самых распространенных - материальное стимулирование.

Следует различать понятия «стимулирование» и «мотивирование». Стимулирование является одним из средств осуществления мотивирования. Причем, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средства управления используют стимулирование. Объясняется это тем, что процессы воспитания и обучения, как методы мотивирования людей, приводят к возникновению заинтересованности членов организации в ее делах. В этом случае сотрудники совершают необходимые действия без стимулирующего воздействия.

Понятие «манипулирование» подразумевает процесс воздействия с помощью определённых средств на сознание, чувства, психику, волю человека с целью изменения его стереотипов мышления и поведения. В условиях современного общества манипулирование становится особым видом деятельности, приобретая статус многоактного циклического процесса. Манипулирование предполагает наличие таких составных частей, как субъект манипулятор, субъект манипулируемый и средства манипулирования. Манипуляция связана с целенаправленным воздействием на кого-либо для достижения заранее спланированных результатов. Роль и значение манипуляции стали осознаваться в результате широкого использования политических технологий и благодаря изучению так называемого «массового общества» и «массового сознания». Степень успешности манипуляций в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых средств воздействия и насколько само их использование гибко и вариативно. [9; 85-86] Следует подчеркнуть, что манипуляция исследуется, прежде всего, в политологических работах в качестве средства продвижения политических идей. В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время часто встречается термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом». В мире идет тайная война с использованием невидимого, но мощного информационно-психологического оружия, цель которой – владеть сознанием людей, а, следовательно, управлять их поведением. В настоящее время практически не подвергается сомнению тот факт, что человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Манипуляция — это всегда сокрытие воздействия, когда скрывается как оно само, так и его результаты, а также намерения манипулятора. Сокрытие воздействия может осуществляться благодаря: — направленному созданию “мифа”, “легенды”, при помощи которых затушевывается цель и факт воздействия; — использованию специально организованных ритуалов, процедур, маскирующих информацию, под них зашифрованную; — использованию техники “наивной искренности”, “естественной спонтанности”.[12; 33-35] Понятие «манипуляция сознанием» определяется, как скрытое воздействие на психику индивида с целью сформировать мнение по важному вопросу или вызвать выгодное для манипулятора действие. Манипулятивное воздействие предполагает установление разноуровневого контакта с аудиторией: — эмоционального (эмоциональный резонанс, сопереживание, соучастие); — знакового (метасенсорика, миманс, настрой); — операционального (установление эффективной обратной связи); — предметного (расшифровка кода сообщения, информационный резонанс); — “присоединение” (самоподдерживающийся контакт в силу положительного смыслового, эмоционального, мотивационного отношения к нему). Роль и значение манипуляции стали осознаваться в результате широкого использования политических технологий и благодаря изучению так называемого «массового общества» и «массового сознания». Степень успешности манипуляций в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых средств воздействия и насколько само их использование гибко и вариативно. Организация условий манипуляции связана с контролем за внешними переменными взаимодействия: физическим окружением, культурными и социальными контактами. Однако в любом случае манипуляция массовым сознанием нацелена на формирование пассивной безответственности масс. Манипулирование общественным сознанием — действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для субъекта-манипулятора и (полученных на основании производимых действий) логических выводов, образов мышления и приобретенных рефлексов у разумного объекта или их групп. Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции. [9; 77-79] Цель тех, кто желает манипулировать сознанием — дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Манипулирование сознанием возможно только благодаря контролю за информацией и коммуникацией, которые определяют установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. Выделяют субъекты и объекты манипулирования. Субъект манипулирования - лицо или группа лиц, в интересах которых осуществляется манипулирование. Как правило, субъекты манипулирования составляют от 1 до 3% населения. Субъекты манипулирования, прежде всего, должны прекрасно владеть формами вербального воздействия, они должны обладать энергией, волей, амбивалентными моральными установками, фанатизмом, целеустремленностью, верой в себя, установкой на незаменимость. Объекты манипуляции — ведомое большинство. Следует особо подчеркнуть, что в современном обществе только 60% людей интересуются политикой, а 25% вообще аполитичны. Для объектов манипуляции особое значение имеет легитимизация позитивных оснований для принятия новой точки зрения. Отсюда следует, что подчеркивание положительных перспектив для объектов имеет ценностное наполнение и может способствовать управлению ими. [1; 126-127] Как правило, используются две модели манипулирования: «психическая» и «рациональная». «Психическая модель» использует автоматические реакции индивида, группы на те или иные психологические стимулы. Сущность манипулирования связана с отбором стимулов, вызывающих необходимую реакцию. «Рациональная модель» связана с осмысленным и хорошо продуманным обманом. Эта модель сопряжена с использованием ряда приемов: — сокращение и дозирование доступной информации; — использование секретности, т.е. преднамеренное утаивание информации; — активизация пропаганды, тенденциозной информации; — информационная перегрузка, купирующая возможность адекватно усвоить и верно оценить представляемые сведения, что толкает людей к использованию только официальных вариантов. Современные способы и технологии манипулирования массовым сознанием представляют собой целостную взаимосвязанную систему, которая может оказывать на сознание людей как положительное, так и отрицательное воздействие, скрытого или открытого характера. Всё это влияет на общую безопасность и самосохранение общества в целом. Преодолеть негативное воздействие на сознание людей можно, повышая политическую культуру масс, степень их гражданской зрелости и активности, образовательный уровень народа. Однако в современном обществе это не более чем пожелание. [6; 91-93] Подводя итог, необходимо отметить, что в современной науке ещё не сложилось общепризнанной единой концепции манипулирования сознанием. Это указывает на то, что теоретические исследования по данной проблеме ещё находятся на начальной стадии. Однако интенсивность современного манипулятивного воздействия на сознание возрастает, превращаясь в социальную проблему, затрагивающую все сферы жизнедеятельности общества. 1.2. Виды и методы манипулирования Классификация видов манипулирования сознанием проводится по различным критериям: - по форме проявления – идеология, имиджелогия, гипноз, гадание, слухи, внушение, убеждение; - по степени смысловой обработки – социальные мифы, социальные стереотипы, коммуникативно-семиотическое манипулирование; - по направленности манипулятивных потоков на социальные группы, различные по полу, возрасту, профессии; по характеру воздействия – агрессивный и неагрессивный типы воздействия. Каждый из этих видов имеет свои особенности проявления. К числу распространённых видов манипулятивного воздействия относится конструирование мифов. Наделение ситуаций и лиц мифологическими чертами усиливает влияние на область бессознательного, и, в результате, на массовое сознание и поведение. Социальные мифы связаны со стереотипами. Использование стереотипов и мифов в интересах информационно-психологического воздействия является одним из важных аспектов, имеющих отношение к проблеме конструирования социальной реальности. При подготовке материалов информационно-психологического воздействия, рассчитанных на определённую аудиторию, всегда принимается во внимание то, что у предполагаемого объекта существует свое представление о действительности, являющееся результатом влияния различных факторов. Культурные, национальные и религиозные традиции, стереотипы мышления в совокупности с жизненными реалиями образуют мифы, которые представляют собой систему, моделирующую окружающий мир. Социальные мифы – это преувеличенные или искаженные представления о действительности, внедряемые в общественное сознание с целью формирования нужных реакций. Так же выделяют следующие виды манипулирования: психологическое, политическое, экономическое и идеологическое. Психологическое манипулирование. Под рабочим определением «психологической манипуляции» понимается процесс целенаправленного или непреднамеренного использования различных специфических способов и средств изменения поведения человека или целей, желаний, намерений, отношений, установок, психических состояний и других его психологических характеристик в интересах субъектов воздействия. Цель политического манипулирования – это получение, реализация и сохранение власти. Экономическое манипулирование. При экономическом манипулировании используют безвыходное экономическое положение человека, а человек отрабатывает деньги. Идеологическое манипулирование. При идеологических манипуляциях главным критерием являются средства, т. е. фальшивость, обман, мифы, создание новых идеологий, которые оправдывают аморальное поведение чиновников как средство для достижения нереальных целей. В настоящее время комплексно рассматривается проблема манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психологического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. [18; 143-148] Манипулирование сознанием людей существовало и существует в любой форме общественного устройства и любой эпохи. Средства манипуляций неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой, это диктуется бурным научно – техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием (сотовые телефоны, кредитные карточки, ИНН и новые формы СМИ). С психологической точки зрения, так же следует различать виды манипуляции на осознаваемые и неосознаваемые самим манипулятором. Осознаваемая субъектом манипуляция может быть социально желанной или, наоборот, не одобряемой. В первом случае речь идет о манипуляции, которую человек совершает из лучших побуждений, желания «помочь ближнему», во втором – методы манипуляции направлены исключительно на получение собственной выгоды. Рассматривая методы манипулирования, в общем, их можно разделить на вербальные и невербальные. Такой способ разделения можно увидеть практически у любого автора. Если внимательнее присмотреться к процессу манипуляции, то можно увидеть, что он проходит при передаче какой-либо информации от «манипулятора» к «субъекту манипуляции». То есть эта классификация видов манипуляции переплетается с видами передачи информации. По вербальному каналу передается менее 33%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения. При вербальной (словесной) манипуляции средством воздействия на собеседника служит речь манипулятора, то есть все слова и звуки, произносимые им входе общения. Невербальная (без слов) манипуляция осуществляется при помощи невербальных методов, то есть поз, жестов, взглядов, мимики, территориального расположения и т. д. Само воздействие возможно тогда, когда эффективно определены «мишени воздействия» (механизмы, с помощью которых оно осуществляется). [7; 57-59] Более продвинутые способы манипулирования предполагают предварительное «изготовление» мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании и их последующую целенаправленную активизацию. В результате такого воздействия люди превращаются в марионеток в процессе так называемой «роботизации». Они утрачивают самостоятельность суждений, критичность; программируются на определенные реакции в ответ на заранее спланированное и подготовленное влияние манипулятора. Рычагами роботизации могут быть стереотипы массового сознания, индивидуальные установки, унифицированные способы мышления, активизированные готовые «программы» стереотипного поведения и т.д. Результатом всего этого становится деиндивидуализация и деперсонализация субъектов. Существует так же такой вид манипуляции, как «корыстная манипуляция» неоднократно описана в работах, авторов которые изучают технологии скрытого принуждения человека в межличностных взаимодействиях и массовых информационных процессах. Хрестоматийным примером корыстной манипуляции можно считать неуставное делегирование, когда начальник, пользуясь своим положением, «просит» подчинённого решить какие-либо задачи, не относящиеся к его должностным обязанностям. Неосознаваемые методы манипуляции проявляются в самых разных ситуациях, например, в таком межличностном общении, когда один из собеседников врет другому. Вранье, отличное по своим механизмам от лжи и обмана, нередко оказывается внешним проявлением защитных механизмов личности. Последнее направлено на устранение чувства тревоги, вины, дискомфорта, вызванных неудовлетворенностью субъекта взаимоотношениями с окружающими. Поэтому, вранье можно рассматривать как защитные методы манипуляции другими в межличностном общении. [12; 49-51] Таким образом, классификаций видов манипуляций большое множество. Многие авторы, как зарубежные, так и отечественные, предлагают свою классификацию, поэтому в зависимости от исследуемой проблемы применяются различные виды манипулирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76232. Доменделеевская систематизация элементов 233.03 KB
  Он обратил внимание что для классификации элементов может служить такое постоянное свойство простых веществ как атомная масса. В книге Начала стехиометрии или способ измерения химических элементов опубликованной в 1793 г.
76233. Методы контроля физического состояния здоровья и самоконтроль 37.94 KB
  Самоконтроль в массовой физической культуре. Оценка физического состояния организма и физической подготовленности. Самоконтроль в массовой физической культуре При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.
76234. Ушкодження хребта: переломи вивихи, симптоми, методи діагностики та лікування 95 KB
  Ушкодження хребта виникають внаслідок прямої травми забої переломи остистих та поперечних відростків та непрямої – від надмірного згинання та ротації інколиперерозгинання компресійні та скалкові переломи тіл хребців дужок переломовивихи.
76235. Скука в историко-философской перспективе 48.59 KB
  В качестве объекта нашего исследования выступает человеческая скука. Скука как никакое бесконтурное состояние слабо поддающееся описанию. Скука как западание человека в пространстве и во времени скука как потеря персонального смысла.
76237. Принцип когерентного и некогерентного детектирования АМ-колебаний 188.58 KB
  Характеристиками детектора являются: детекторная частотная характеристики и коэффициент передачи. Детекторная характеристика представляет собой зависимость постоянной составляющей напряжения на выходе детектора от изменения информационного параметра несущей подводимой к нему.
76238. Літературно-художній антропонімікон П.Куліша: склад, джерела, функції 40.89 KB
  П.Куліш увійшов у історію української культури як автор першого історичного роману, цілої низки оповідань, поетичних та драматичних творів, перекладів і переспівів. Жанрова і тематична різноманітність літературно-художніх текстів П.Куліша служить запорукою багатства...
76240. ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕР? 85.5 KB
  Эффективность использования ПК в большой степени определяется количеством и типами внешних устройств, которые могут применяться в его составе. Внешние устройства обеспечивают взаимодействие пользователя с ПК.