81193

Сущность и типология социального лидерства

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Переход к новым формам хозяйствования обусловливает острую потребность в субъектах управления лидерах взаимодействующих основываясь на принципах социального партнерства. Лидер это ведущий идущий впереди; это человек обладающий высоким личным статусом оказывающий сильное влияние на окружающих членов коллектива выполняющий комплекс функции сходных с функциями руководителя. Между понятиями лидерство и руководство есть различия.

Русский

2015-02-19

36.9 KB

3 чел.

Сущность и типология социального лидерства.

Переход к новым формам хозяйствования обусловливает острую потребность в субъектах управления — лидерах, взаимодействующих основываясь на принципах социального партнерства.

Лидер — это ведущий, идущий впереди; это человек, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на окружающих, членов коллектива, выполняющий комплекс функции, сходных с функциями руководителя. Между понятиями "лидерство" и "руководство" есть различия. Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Если руководитель, как правило, назначается официально, то лидер обычно выдвигается спонтанно. Если руководителю официально предоставляют определенные права и обязанности то этого, как правило, нельзя сказать о лидере. Руководство -явление более стабильное, менее подверженное перепадам мнении и настроений членов группы, чем лидерство. Руководитель обладает административными рычагами управления (поощрение, наказание и т.п.), лидер - неформальными (личное обаяние, авторитет и т.п.).

Руководитель становится лидером, если пользуется высоким авторитетом, если его личные качества и результаты деятельности снискали уважение и признание людей. Лидер может быть руководителем, руководитель же далеко не всегда, так как для этого часто не обладает необходимыми качествами.

По механизму выдвижения лидер может быть формальным или неформальным. В первом случае он приобретает официальный статус руководителя. Неформальный лидер может появиться и получить признание в коллективе в силу своих ярко выраженных индивидуальных психологических и иных качеств, соответствия социальным, политическим и другим предпочтениям людей.

Существует два подхода к изучению лидерства: с одной стороны, исследуются лидерские качества сами по себе, с другой — ситуация, в которой действует лидер.

Необходимо отметить следующие основные группы лидерских качеств:

- управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движений (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

- управление значением, или способность так передавать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

- управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

- управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей'.

Других группы лидерских качеств включают: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные и личностно-деловые.

Ситуационный подход к лидерству объясняет его эффективность через различные ситуационные переменные. Эффективный лидер должен быть достаточно гибким для того, чтобы адаптироваться в различных ситуациях.

"Синтетический" подход к лидерству получил распространение в отечественной социологии и психологии. Социологический анализ лидерства берет за основу выявление содержания, характера деятельности лидера и используемого им стиля. В соответствии с этим можно выделить несколько типов лидеров: по содержанию деятельности: «лидеры- вдохновители», предлагающие программу поведения; «лидеры-исполнители», организаторы выполнения программ; «лидеры-универсалы», объединяющие качества первой и второй групп;

по характеру деятельности: лидеры «универсальные», постоянно проявляющие свои лидерские качества, и «ситуативные», т.е. способные быть лидерами лишь в определенных ситуациях. С укреплением демократических начал в обществе расширяется круг лидеров как «универсальных», так и «ситуативных», тогда как при авторитарных режимах преимущественное распространение имели «ситуативные» лидеры;

по стилю: авторитарные, демократические или анархические в зависимости от типа личности лидера.

Следует отметить, что окружающие лидера люди воспринимают его по четырем моделям.

- "Один из нас ". Предполагается, что образ жизни лидера идентичен образу жизни любого члена социальной организации. Лидер такой же, как и все: радуется, негодует, страдает; жизнь приносит ему и приятное, и неприятное.

- "Лучший из нас". Имеется в виду, что лидер является примером для всей организации как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится для многих предметом подражания.

- "Воплощение добродетелей". Считается, что лидер является носителем высших норм морали. Лидер разделяет с организацией ее социальные ценности и готов их отстаивать.

- "Оправдание наших ожиданий". Люди надеются на постоянство поведенческих действий лидера независимо от меняющейся обстановки.

Они хотят, чтобы лидер всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного организацией курса развития.

Лидер влияет на окружающих главным образом по двум социально-психологическим каналам:

а) по каналу авторитета;

б) по каналу харизматических свойств.

Лидерство как социальный феномен не сводится к отдельной личности, индивиду. В качестве лидера могут выступать: малая социальная группа или другая социальная общность, социальный слой или класс, та или иная партия, элита, нация и т.п.

В различные исторические эпохи лидерскую роль выполняет класс или социальный слой.

Американские ученые Никарти, Готтлиб и Кофман проанализировали агрессивные стили лидерства:

- манипулятивный стиль;

- диктаторский стиль;

- псевдодемократический стиль;

- непредсказуемый стиль;

- смешанный стиль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31941. Семантика и функции кавычек в современном русском языке (на материале печатных СМИ) 189 KB
  Объектом диссертационного исследования являются кавычки распространение которых в языке СМИ подтверждает тенденцию к экспрессивизации газетнопублицистического текста. Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: выявлены основные тенденции употребления факультативных кавычек в современном русском языке; переносная метаязыковая и модальная функции кавычек впервые раскрыты на обширном языковом материале отражающем реалии начала XXI века; установлены семантические процессы влияющие на выделение слова кавычками...
31942. Банковская система РФ 26.5 KB
  Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансовокредитной системы государства так как на нее падает нагрузка по кредитнофинансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны. Основные задачи банковской системы любой страны: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве; аккумуляция временно свободных ресурсов в стране; кредитование производства обращения...
31943. Р. БАРТ СЕМАНТИКА ВЕЩИ 54 KB
  Прежде всего как же нам определить вещь до того как выяснять каким образом вещи могут чтото значить В словарях даются расплывчатые дефиниции: вещь объект [object] это то что доступно зрению это то что мыслится по отношению к мыслящему субъекту; короче как говорится в большинстве словарей это некоторая вещь дефиниция которая ничего нам не даёт если только не попытаться выяснить какие коннотации имеет данное слово. Вещь очень быстро у нас на глазах начинает казаться или даже существовать как чтото нечеловеческое...
31944. Понятия текст/реальность, письмо/жизнь 38.5 KB
  Главная проблема письма и реальности состоит в постановке вопроса как соотносится письмо и реальность: проясняет ли письмо реальность вытесняет ли реальность каковы границы между письмом и реальностью или же письмо – это онтологическое понятие Вторая проблема – это рассмотрение письма как акта коммуникации и третья – письмо как знаковая система противопоставленная реальности письмо является моделирующей новую реальность системой вследствие чего возникает вопрос: письмо – вторичная или первичная реальность И являясь материально...