8122

Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах. (Конспект) Фрейм (от англ. Frame - рамка, несущая конструкция) - структура для описания стереотипной ситуации, содержащая множество характеристик ситуации...

Русский

2013-02-04

92 KB

10 чел.

Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах.

(Конспект)

Фрейм (от англ. Frame – рамка, несущая конструкция) – структура для описания стереотипной ситуации, содержащая множество характеристик ситуации, называемых слотами, и их значений.

Знания о мире могут быть представлены в виде фрейм-подобных структур. При анализе ситуации люди, как правило, используют свой опыт и адаптируют эти знания применительно к новой ситуации. Например, человек однажды останавливавшийся в гостинице, имеет представление о всех гостиничных номерах. Они содержат кровать, шкаф, ванную и т. д. Детали каждого номера (цвет портьер, расположение и тип выключателей и т. п.) могут отличаться. С фреймом гостиничного номера связана также информация, принимаемая по умолчанию. Например «Если нет простыней - нужно вызвать горничную», «если нужен лед - необходимо посмотреть в холле», и т. п. Не надо иметь знания каждого нового гостиничного номера. Все элементы обобщенного номера организуются в концептуальную структуру, к которой человек обращается, когда останавливается в гостинице.

Эти высокоуровневые структуры можно представить в семантической сети, организуя ее как совокупность отдельных сетей, каждая из которых представляет некоторую стереотипную ситуацию. Фреймы так же, как объектно-ориентированные системы, обеспечивают механизм подобной организации, представляя сущности, как структурированные объекты с поименованными ячейками и связанными с ними значениями. Таким образом, фрейм или схема рассматривается как единая сложная сущность.

Общий вид фреймовой структуры:

(Имя_фрейма, (Имя_слота_1, Значение_слота_1),

(Имя_слота_2, Значение_слота_2),

… … …

(Имя_слота_N, Значение_слота_N)

)

Например, гостиничный номер и его компоненты могут быть описаны рядом отдельных фреймов:

Помимо кровати во фрейме должен быть представлен:

  •  стул: ожидаемая высота — от 20 до 40 см, число ножек — 4, значение по умолчанию — предназначен для сидения.
  •  гостиничный телефон: это вариант обычного телефона, но расчет за переговоры связывается с оплатой гостиничного номера. По умолчанию существует специальный гостиничный коммутатор, и человек может использовать этот телефон для заказа еды в номер, внешних звонков и получения других услуг.

На рис. 11.1  изображен фрейм, представляющий гостиничный номер:

Рис. 11.1 – Фрейм гостиничного номера.

Как видно из примера, фрейм может содержать любое число слотов, в конкретных системах некоторое число слотов м.б. обязательными, другие – необязательными.

Подробная структура фрейма:

(Имя_фрейма, (Имя_слота_1,

Указатель_наследования,

Указатель_типа_данных,

Значение_слота,

Демон

),

… … …

(Имя_слота_N,

Указатель_наследования,

Указатель_типа_данных,

Значение_слота,

Демон

),

)

Имя_фрейма – идентификатор, уникальный в данной фреймовой системе

Имя_слота_X – уникальный идентификатор слота в пределах данного фрейма

Указатель_наследования – используется во фреймовых системах иерархического типа, позволяющих организовать иерархию знаний. Показывает, какую информацию об атрибутах слотов в фрейме верхнего уровня наследуют слоты с теми же именами нижнего уровня.

В сети каждое понятие представляется узлами и связями на одном и том же уровне детализации. Однако очень часто для одних целей объект необходимо рассматривать как единую сущность, а для других — учитывать детали его внутренней структуры. Например, обычно нас не интересует механическое устройство автомобиля, пока что-то не сломается. При обнаружении поломки мы достаем схему автомобильного двигателя и пытаемся устранить проблему.

Системы фреймов поддерживают наследование классов. Значения ячеек и используемые по умолчанию значения класса наследуются через иерархию класс/подкласс и класс/член. Например, гостиничный телефон можно реализовать как подкласс обычного телефона, обладающий следующими особенностями: внешние звонки проходят через коммутатор гостиницы (для расчета), и гостиничные услуги можно заказывать по прямому номеру.

Типовые указатели наследования:

Uunique, «Уникальный», указывает, что каждый фрейм может иметь слоты с различными, уникальными значениями.

Фрейм высшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

50

Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

25

Фрейм низшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

32

Как видно в примере, каждый слот имеет свое собственное независимое значение.

Ssame, «такой же», - все слоты должны иметь одинаковые значения

Фрейм верхнего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

50

Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

50

Фрейм низшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

50

Тут все фреймы в иерархии имеют одинаковое значение.

Rrange – значение слотов фрейма должны находится в диапазоне указанных значений слотов фрейма верхнего уровня

Фрейм верхнего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

30 -- 150

Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

10 -- 40

Фрейм верхнего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

32

Значение слота последующего фрейма находится в диапазоне, определенном «родителем»

O override, «Игнорировать» - при отсутствии указания, значение слота верхнего уровня наследуется слотом нижнего уровня, а в случае явного определения нового значения наследование не используется.

1 - Фрейм высшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

70

2 - Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

50

3 - Фрейм низшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

50

Во втором фрейме значение слота было переопределено, а в третьем – осталось по умолчанию.  

Указатель_типа_данных: аналог типизации переменных в программировании.

Возможные типы данных:

  •  FRAME – указатель на другой фрейм
  •  INT
  •  REAL
  •  BOOL
  •  TEXT
  •  LIST
  •  TABLE
  •  EXPR

Значение_слота - тип значения должен совпадать с явно указанным.

Демон – процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия.

Демоны запускаются при обращении к соответствующему слоту и выполняют определенные действия со значением слота.

Типичные демоны

IF-NEEDED

Запускается, если в момент обращения к слоту его значение не установлено

IF-ADDED

запускается при записи в слот некоторого значения

IF-REMOVED

запускается при удалении значения слота

Демоны, по сути, являются разновидностями присоединенных процедур – программ, которые используются для определения значения слота. Например, при каждом изменении определенной ячейки в системе можно запускать процедуру контроля соответствия типов или тест непротиворечивости.

Подобные процедурные вложения являются важным свойством фреймов, так как они позволяют связать фрагменты программного кода с соответствующими сущностями фреймового представления. Например, в базу знаний можно включить возможность генерировать графические образы.

Присоединенные процедуры запускаются по сообщениям, переданным из другого фрейма.

Демоны и присоединенные процедуры представляют собой процедурные знания в составе фреймов. Остальные знания в данной системе – декларативные.

Фреймы расширяют возможности семантических сетей, позволяя представлять сложные объекты не в виде большой семантической структуры, а в виде единой сущности (фрейма). Это также позволяет естественным образом представить стереотипные сущности, классы, наследование и значения по умолчанию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74818. Традиции и новаторство М.Ю. Лермонтова - лирика в разработке смысла жизни, назначения поэзии, мотивов свободы и любви к Родине 14.69 KB
  Лермонтова лирика в разработке смысла жизни назначения поэзии мотивов свободы и любви к Родине. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Кроме того в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы которые были несвойственны творчеству его старшего современника тема одиночества и бездомности тема потерянного поколения; тема земли и неба; тема маски скрытого или утраченного лица. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии принимая разные обличья земли и неба...
74819. Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя 15.46 KB
  Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...
74820. Н.В. Гоголь и развитие «высокой» комедии. Тематика «Ревизора» в свете социальных, этических и религиозных взглядов писателя 15.3 KB
  Гоголь и развитие высокой комедии. В начале декабря 1835 года Гоголь окончил Ревизора. Гоголь создает необычную для пьесы ситуацию: вместо одной личной или домашней интриги изображается жизнь целого города что значительно расширяет социальный масштаб пьесы и позволяет осуществить поставленную цель: ldquo;Собрать в одну кучу все дурное в Россииrdquo;. Гоголь создает новаторскую ситуацию когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни благодаря общему кризису общему чувству страха низших перед...
74821. Мертвые души – центральное произведение Н.В. Гоголя. Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души 15.84 KB
  Образ автора и общая концепция поэмы о возрождении души Литературная критика XIX века начиная с Белинского стала называть Гоголя зачинателем нового периода развития русской реалистической литературы. Если для Пушкина была характерна гармония и объективность художественного мира то в творчестве Гоголя на смену этому приходит критический пафос который определяет стремление художника отразить реальные противоречия действительности проникнуть в самые темные стороны жизни и человеческой души. Поэма Мертвые души является одним из самых...
74823. Основные этапы развития драматургии А.Н. Островского. Новаторство А.Н. Островского. Его традиции в современном театре 16.03 KB
  Обладая незаурядным общественным темпераментом Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа за подлинно художественный национальный репертуар за новую этику актёра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры выдвижению плеяды актёров особенно в московском Малом театре : семья Садовских С. Только через шесть лет после того как Островский начал печататься 14 января 1853 года поднялся занавес на первом представлении комедии Не в свои сани не садись...
74824. Философская и политическая лирика Ф.И. Тютчева 16.07 KB
  С одной стороны поэт утверждает что человек ничтожен в сравнении с природой что все в его жизни предсказуемо и трагично. Как видим поэт мыслит глобально. Великий поэт Ф. И второе: поэт особенное внимание уделял проблемам международной роли России ее месту в мировой историю будущему русского народа и славянофильства в целом.
74825. Древнерусская литература (XI – XVII вв.) – начальный этап развития русской литературы. Проблемы периодизации 16.92 KB
  Древнерусская литература XI – XVII вв. Проблемы периодизации Литература Древней Руси охватывает период с XI по XVII век. Древнерусская литература была литературой формирующейся великорусской народности постепенно складывающейся в нацию. Литература Древней Руси это средневековая литература которая отличается от литературы нового времени своими специфическими особенностями.
74826. Своеобразие древнерусской литературы 15.96 KB
  Своеобразие древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы: Произведения древнерусской литературы бытовали и распространялись в рукописях. Другая особенность литературы средневековья – отсутствие авторского право. Таким образом исследователь древнерусской литературы должен изучить все имеющиеся списки того или иного произведения установить время и место их написания путем сопоставления различных редакций вариантов списков а также определить в какой редакции список более всего соответствует первоначальному авторскому тексту.