8122

Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах. (Конспект) Фрейм (от англ. Frame - рамка, несущая конструкция) - структура для описания стереотипной ситуации, содержащая множество характеристик ситуации...

Русский

2013-02-04

92 KB

12 чел.

Фреймы, как модель представления знаний. Управление выводом во фреймовых системах.

(Конспект)

Фрейм (от англ. Frame – рамка, несущая конструкция) – структура для описания стереотипной ситуации, содержащая множество характеристик ситуации, называемых слотами, и их значений.

Знания о мире могут быть представлены в виде фрейм-подобных структур. При анализе ситуации люди, как правило, используют свой опыт и адаптируют эти знания применительно к новой ситуации. Например, человек однажды останавливавшийся в гостинице, имеет представление о всех гостиничных номерах. Они содержат кровать, шкаф, ванную и т. д. Детали каждого номера (цвет портьер, расположение и тип выключателей и т. п.) могут отличаться. С фреймом гостиничного номера связана также информация, принимаемая по умолчанию. Например «Если нет простыней - нужно вызвать горничную», «если нужен лед - необходимо посмотреть в холле», и т. п. Не надо иметь знания каждого нового гостиничного номера. Все элементы обобщенного номера организуются в концептуальную структуру, к которой человек обращается, когда останавливается в гостинице.

Эти высокоуровневые структуры можно представить в семантической сети, организуя ее как совокупность отдельных сетей, каждая из которых представляет некоторую стереотипную ситуацию. Фреймы так же, как объектно-ориентированные системы, обеспечивают механизм подобной организации, представляя сущности, как структурированные объекты с поименованными ячейками и связанными с ними значениями. Таким образом, фрейм или схема рассматривается как единая сложная сущность.

Общий вид фреймовой структуры:

(Имя_фрейма, (Имя_слота_1, Значение_слота_1),

(Имя_слота_2, Значение_слота_2),

… … …

(Имя_слота_N, Значение_слота_N)

)

Например, гостиничный номер и его компоненты могут быть описаны рядом отдельных фреймов:

Помимо кровати во фрейме должен быть представлен:

  •  стул: ожидаемая высота — от 20 до 40 см, число ножек — 4, значение по умолчанию — предназначен для сидения.
  •  гостиничный телефон: это вариант обычного телефона, но расчет за переговоры связывается с оплатой гостиничного номера. По умолчанию существует специальный гостиничный коммутатор, и человек может использовать этот телефон для заказа еды в номер, внешних звонков и получения других услуг.

На рис. 11.1  изображен фрейм, представляющий гостиничный номер:

Рис. 11.1 – Фрейм гостиничного номера.

Как видно из примера, фрейм может содержать любое число слотов, в конкретных системах некоторое число слотов м.б. обязательными, другие – необязательными.

Подробная структура фрейма:

(Имя_фрейма, (Имя_слота_1,

Указатель_наследования,

Указатель_типа_данных,

Значение_слота,

Демон

),

… … …

(Имя_слота_N,

Указатель_наследования,

Указатель_типа_данных,

Значение_слота,

Демон

),

)

Имя_фрейма – идентификатор, уникальный в данной фреймовой системе

Имя_слота_X – уникальный идентификатор слота в пределах данного фрейма

Указатель_наследования – используется во фреймовых системах иерархического типа, позволяющих организовать иерархию знаний. Показывает, какую информацию об атрибутах слотов в фрейме верхнего уровня наследуют слоты с теми же именами нижнего уровня.

В сети каждое понятие представляется узлами и связями на одном и том же уровне детализации. Однако очень часто для одних целей объект необходимо рассматривать как единую сущность, а для других — учитывать детали его внутренней структуры. Например, обычно нас не интересует механическое устройство автомобиля, пока что-то не сломается. При обнаружении поломки мы достаем схему автомобильного двигателя и пытаемся устранить проблему.

Системы фреймов поддерживают наследование классов. Значения ячеек и используемые по умолчанию значения класса наследуются через иерархию класс/подкласс и класс/член. Например, гостиничный телефон можно реализовать как подкласс обычного телефона, обладающий следующими особенностями: внешние звонки проходят через коммутатор гостиницы (для расчета), и гостиничные услуги можно заказывать по прямому номеру.

Типовые указатели наследования:

Uunique, «Уникальный», указывает, что каждый фрейм может иметь слоты с различными, уникальными значениями.

Фрейм высшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

50

Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

25

Фрейм низшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

32

Как видно в примере, каждый слот имеет свое собственное независимое значение.

Ssame, «такой же», - все слоты должны иметь одинаковые значения

Фрейм верхнего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

50

Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

50

Фрейм низшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

50

Тут все фреймы в иерархии имеют одинаковое значение.

Rrange – значение слотов фрейма должны находится в диапазоне указанных значений слотов фрейма верхнего уровня

Фрейм верхнего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

30 -- 150

Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

10 -- 40

Фрейм верхнего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

32

Значение слота последующего фрейма находится в диапазоне, определенном «родителем»

O override, «Игнорировать» - при отсутствии указания, значение слота верхнего уровня наследуется слотом нижнего уровня, а в случае явного определения нового значения наследование не используется.

1 - Фрейм высшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Человек

Масса

70

2 - Фрейм среднего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Ребенок

Масса

50

3 - Фрейм низшего уровня

Фрейм

Слот

Значение

Петя

Масса

50

Во втором фрейме значение слота было переопределено, а в третьем – осталось по умолчанию.  

Указатель_типа_данных: аналог типизации переменных в программировании.

Возможные типы данных:

  •  FRAME – указатель на другой фрейм
  •  INT
  •  REAL
  •  BOOL
  •  TEXT
  •  LIST
  •  TABLE
  •  EXPR

Значение_слота - тип значения должен совпадать с явно указанным.

Демон – процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия.

Демоны запускаются при обращении к соответствующему слоту и выполняют определенные действия со значением слота.

Типичные демоны

IF-NEEDED

Запускается, если в момент обращения к слоту его значение не установлено

IF-ADDED

запускается при записи в слот некоторого значения

IF-REMOVED

запускается при удалении значения слота

Демоны, по сути, являются разновидностями присоединенных процедур – программ, которые используются для определения значения слота. Например, при каждом изменении определенной ячейки в системе можно запускать процедуру контроля соответствия типов или тест непротиворечивости.

Подобные процедурные вложения являются важным свойством фреймов, так как они позволяют связать фрагменты программного кода с соответствующими сущностями фреймового представления. Например, в базу знаний можно включить возможность генерировать графические образы.

Присоединенные процедуры запускаются по сообщениям, переданным из другого фрейма.

Демоны и присоединенные процедуры представляют собой процедурные знания в составе фреймов. Остальные знания в данной системе – декларативные.

Фреймы расширяют возможности семантических сетей, позволяя представлять сложные объекты не в виде большой семантической структуры, а в виде единой сущности (фрейма). Это также позволяет естественным образом представить стереотипные сущности, классы, наследование и значения по умолчанию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3579. Розвиток комунікативних умінь і навичок педагогів 68 KB
  Розвиток комунікативних умінь і навичок педагогів Протягом останніх років психологічні служби області набули більш високого професійного рівня. Це пояснюється великою потребою знань про закономірності та особливості розвитку дітей, необхідністю орга...
3580. Психологічний аспект використання основних методів і прийомів тренування пам’яті, спостережливості, розумової активності 52.5 KB
  Психологічний аспект використання основних методів і прийомів тренування пам’яті, спостережливості, розумової активності Проведення заняття з учнями Мета: ознайомити учнів із поняттями «візуаліст», «аудіаліст» та «кінестетик», які визначають тр...
3581. У математиці своя мова – це формули 55.5 KB
  У математиці своя мова – це формули Мета: забезпечити творче застосування знань, умінь, навичок учнів у нестандартних умовах; розвивати логічне мислення, формувати самостійність, творчу активність, ініціативу, вміння швидко приймати рішення, ви...
3583. Здоровий спосіб життя. Методичний посібник для вчителів загальноосвітніх навчальних закладів 1.59 MB
  Здоров’я школярів багато в чому залежить від їхніх теоретичних знань і практичних навичок, які сприяють збереженню здоров’я. Найбільш серйозні соціальні проблеми й проблеми охорони здоров’я, поширені в наш час, багато в чому виз...
3584. Механічні коливання і хвилі 17.83 KB
  Механічні коливання і хвилі Мета уроку: повторити, узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Механічні коливання і хвилі», розвивати вміння творчо мислити, вчити цінувати думку та працю інших, виховувати етику та культуру спілкування. Тип...
3585. Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу 39.45 KB
  Електричний струм в електролітах. Застосування електролізу Мета: дати учням уявлення про електроліз як окисно-відновний процес: розвивати вміння спостерігати, аналізувати фізичні й хімічні явища, робити висновки; закріпити поняття «електролітична ди...
3586. Електричний струм у газах. Несамостійний і самостійний розряди у газах. 27.41 KB
  Електричний струм у газах. Несамостійний і самостійний розряди у газах. Мета: розкрити фізичну природу електричної провідності газів з точки зору електронної теорії, з'ясувати види розрядів; розвивати логічне мислення; виховувати спостережливість, увагу...
3587. Закони постійного струму. Урок-змагання 71.68 KB
  Закони постійного струму. Урок-змагання. Узагальнити і поглибити знання учнів за темою «Закони постійного струму»; закріпити уміння і навички розв'язування розрахункових та експериментальних задач; формувати навички колективної праці в поєднанні з індивідуальною.