81223

Религия как социальное явление. Основные функции религи

Доклад

Религиоведение и мифология

Основные функции религии. Несколько подходов к определению религии: теологический философский критический научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий своего рода универсалия общий термин; религии существуют как модификации единой первоначальной религии. Функции религии...

Русский

2015-02-19

23.81 KB

6 чел.

Религия как социальное явление. Основные функции религии.

. Религия как социокультурное явление.

Несколько подходов к определению религии: теологический, философский, критический, научный. Два основных взгляда: религия существует в многообразии религий (своего рода универсалия, «общий термин»); религии существуют как модификации единой первоначальной религии.

Структура развитых религий:

1) религиозное сознание – обыденное и концептуальное (Теология, Теизм, религиозная философия);

2) деятельность – культовая (Культ) и внекультовая;

3) отношения; 4) институты и организации.

Религиозное сознание – задает содержание и особенности Р. как области духовной жизни. Ему присущи: вера, чувственная наглядность, созданные воображением образы, соединение адекватного действительности с иллюзиями, символичность, аллегоричность, диалогичность, эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики.

Функции религии:

1) мировоззренческая; 2) компенсаторная; 3) регулятивная;

4) интегрирующее-дезинтегрирующая;

5) культурно-транслирующая;

6) легитимирующее-разлегитимирующая.

Предпосылки религии:

1) космические; 2) атмосферные; 3) геотектонические;

4) социумные; 5) социокультурные; 6) антропологические;

7) психологические; 8) гносеологические

Подходы к определению сущности религии:

1) объективно-идеалистический;

2) субъективно-идеалистический (Шлейермахер);

3) натуралистический (Фрейд);

4) антропологический; 5) диалектико-материалистический.

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Выделяется следующие наиболее значимые функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, коммуникативная, интегрирующая.

1)Мировоззренческая. Специфика религиозного мировоззрения оказывает существенное влияние на социальные ориентации, установки, настроения людей.

2)Компенсаторная. восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей. Социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, смягчают бедствия обездоленных.

3)Регулятивная. Создает систему норм и ценностей, регулируя при этом не только моральное поведение, но и другие сферы жизнедеятельности человека. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний.

4)Коммуникативная. Религия обеспечивает общение. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Общение друг с другом, общение с Богом.

5)Интегративная. Сплочение единоверцев в рамках отдельной общности, а в определенных исторических условиях эта функция выполняется по отношению ко всему обществу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8231. Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) 15.65 KB
  Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) Межпредметные связи согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении процесс интеграции раз...
8232. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности 18.64 KB
  Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...
8233. Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся 16.24 KB
  Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся. Установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: Индивидуальный характер контроля, осуще...
8234. Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности 16.5 KB
  Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности. Воспитание - функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание - целенаправленный процесс развития человек...
8235. Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике 15.39 KB
  Основные подходы к разработке содержания воспитания в современной педагогике. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмов и средств, используемых для достижения поставленной цели. Приём воспитания...
8236. Характеристика методов воспитания учащихся. Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе 19.55 KB
  Характеристика методов воспитания учащихся (по одной из классификаций). Критерии выбора эффективного использования методов воспитания в педагогическом процессе. Метод воспитания - это путь достижения заданной цели воспитания. Это система приёмо...
8237. Основные направления и формы воспитательной работы 18.84 KB
  Основные направления и формы воспитательной работы Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Воспитательная работа может проводиться и...
8238. Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся 16.51 KB
  Коллектив как объект и субъект воспитания. Признаки, стадии, средства формирования коллектива учащихся. Коллектив - некая социальная общность людей. По Макаренко признаки коллектива: 1) общность создания ради значимой цели. 2) цель отражается в...
8239. Технология коллективной творческой деятельности 16.39 KB
  Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД. В каждом КТД проявляется коллективное начало, творческое начало. Представляет собой поиск лучших идей. Педагогическая технология - это совокупность и порядок сформирован...