81232

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.

Русский

2015-02-19

41.47 KB

14 чел.

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы.

В базовом курсе отводится 4 ч. на содержательную линию «Информация и информационные процессы», 6 ч. на содержательную линию «Представление информации». В базовом уровне старшей ступени обучения отводится 13 часов, профильное обучение может включать 64 часа.

 Цели:1) выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; 2) сформировать умения: определять вид и свойства информации, измерять информацию.

Различные подходы к определению и измерению информации

Подход к определению

Подход к измерению

в быту

сведения, сообщения, их новизна

новизна не измеряется

в вычислит. технике

сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов

информационная

емкость = количеству символов

теория

информации

новизна сообщения, снятая неопределенность

(К.Шеннон)

количество информации зависит от вероятности получения сообщения

информатика

совокупность данных и методов их обработки

алфавитный и содержательный (вероятностный) подход

Виды информации: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая); по форме представления (текстовая, числовая, графическая, музыкальная); по общественному значению (массовая, специальная, личная)

В начальной школе основная задача – показать на множестве примеров (с помощью плакатов), что мы относим информацию к тому или иному виду в зависимости от конкретной ситуации.

 Подходы к измерению информации – содержательный (с точки зрения восприятия человека, когда количество информации зависит от содержания или новизны) и алфавитный (с технической точки зрения, когда необходимо передать закодированные последовательности сигналов без учета содержания сообщения).

Содержательный (вероятностный) подход. Учащиеся должны знать: какие события являются равновероятными, какие – неравновероятными; уметь находить количество информации в сообщении; знать формулы Хартли, модифицированную формулу Хартли, формулу Шеннона.

В теории информации количеством информации называют числовую характеристику сигнала, которая не зависит от его формы и содержания и характеризует неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. В этом случае количество информации зависит от вероятности получения сообщения о том или ином событии.

Подход к измерению информации с учетом вероятности события называется содержательным, вероятностным подходом, при этом подходе количество информации может быть нецелым числом.

Расчетная формула Хартли для равновероятностных событий имеет вид:

I = log2 N или 2I = N, где N - количество равновероятных событий (число возможных выборов), I - количество информации.

Алфавитный подход используется в технике, в данном случае количество информации не зависит от содержания, а зависит от мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфавитного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой.

Учащиеся должны знать: что такое алфавит, мощность алфавита, единицы измерения информации, находить количество информации в тексте, переводить количество информации в производные.

Алфавит

Конечный набор отличных друг от друга знаков (множество символов).

Мощность алфавита N 

Полное количество символов алфавита – мощность

Информационный объем одного символа I (измеряется в битах).

Количество информации в одном символе. Считается, что все символы в тексте появляются с одинаковой частотой, поэтому используется формула Хартли для двоичного кодирования

2I = N I=log2N

Обратить внимание, чтобы не путали – мощность алфавита и длину кода.

Iсооб - объем информации в сообщении

Информационный объем сообщения (информационная емкость сообщения) - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах или производных единицах (Кбайтах, Мбайтах и т.д.).

В технике (теория кодирования и передачи сообщений) под количеством информации понимают количество кодируемых, передаваемых или хранимых символов.

При вводе в ЭВМ символа с клавиатуры машине передается 1 байт информации. Байт - это восьмиразрядный двоичный код, с помощью которого можно представить один символ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36619. Цивільний захист. Курс лекцій 2.99 MB
  Розроблення найбільш доцільних заходів для захисту людей. Тема 4 : ЗАХИСТ НАСЕЛЕННЯ І ПЕРСОНАЛУ ПІДПРИЄМСТВ ПРИ НС Для захисту населення і персоналу підприємств передбачаються наступні заходи: Своєчасне оповіщення про погрозу НС або її виникнення. Використання засобів індивідуального захисту промислового або самостійного вироблення. Введення режимів радіаційного захисту на заражених територіях до початку евакуації.
36620. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ 327.5 KB
  КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ З УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ для студентів 1 курсу напрямів підготовки Облік і аудит Конспект лекцій з української мови для студентів напрямів підготовки. Дидактична мета курсу: розширення знань про українську мову як національну мову українського народу виховання поваги до української літературної мови; набуття знань про особливості офіційноділового стилю класифікацію документів структуру тексту документа вимоги до складання й оформлення ділових...
36621. Суть залізобетону. Матеріали для залізобетонних конструкцій 18 MB
  Суть залізобетону Бетон це штучний кам’яний матеріал який добре протистоїть стисканню і значно гірше розтяганню. Залізобетоном називають штучний композитний будівельний матеріал що складається з бетону та сталевої арматури які працюють разом. Елементи під навантаженням: а бетонна балка; б залізобетонна балка; в залізобетонна колона Армування бетонної балки дає можливість використовувати міцність сталевої арматури на розтягання і міцність бетону на стискання. Армування стиснутого бетону підвищує також надійність залізобетонних...
36622. Трудова поведінка: зміст, структура, функції 92.5 KB
  Трудова поведінка як різновид соціальної поведінки. Зміст структура та функції трудової поведінки. Види трудової поведінки. Механізми регуляції трудової поведінки.
36623. Информационные системы предприятия 1.03 MB
  В самом общем виде под информационной системой предприятия (ИСП) понимается весь комплекс данных и знаний, используемых на предприятии в целях управления и любой другой, направленной на экономический эффект деятельности, вместе со средствами получения, учета, хранения, доступа, представления, а также анализа данных и знаний.
36624. Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків 2 MB
  Ринок цінних паперів та його місто в системі фінансових ринків Змістовий модуль 1. Поняття та види ринків цінних паперів 1. Ринок цінних паперів в системі фінансових ринків та його види. Основні види ринків цінних паперів.
36625. Cовершенствование организации и технологии технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей 909.5 KB
  Проблема технического обслуживания, текущего ремонта и диагностики в участка, имеющая недостатки как в организации, так и в выполнении плана ТО является актуальной и требующая пересмотра существующей организации техобслуживания и диагностики.
36626. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций 1.77 MB
  В конспекте использован материал новых Межотраслевых правил по охране труда. Условия труда. Метеорологические условия труда и чистота воздуха. Управление охраной труда.
36627. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Курс лекций 1.11 MB
  Понятия объекта класса объектов. Доступность компонентов класса. Статические и константные компоненты класса. Указатели на компоненты класса.