81232

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.

Русский

2015-02-19

41.47 KB

14 чел.

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы.

В базовом курсе отводится 4 ч. на содержательную линию «Информация и информационные процессы», 6 ч. на содержательную линию «Представление информации». В базовом уровне старшей ступени обучения отводится 13 часов, профильное обучение может включать 64 часа.

 Цели:1) выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; 2) сформировать умения: определять вид и свойства информации, измерять информацию.

Различные подходы к определению и измерению информации

Подход к определению

Подход к измерению

в быту

сведения, сообщения, их новизна

новизна не измеряется

в вычислит. технике

сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов

информационная

емкость = количеству символов

теория

информации

новизна сообщения, снятая неопределенность

(К.Шеннон)

количество информации зависит от вероятности получения сообщения

информатика

совокупность данных и методов их обработки

алфавитный и содержательный (вероятностный) подход

Виды информации: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая); по форме представления (текстовая, числовая, графическая, музыкальная); по общественному значению (массовая, специальная, личная)

В начальной школе основная задача – показать на множестве примеров (с помощью плакатов), что мы относим информацию к тому или иному виду в зависимости от конкретной ситуации.

 Подходы к измерению информации – содержательный (с точки зрения восприятия человека, когда количество информации зависит от содержания или новизны) и алфавитный (с технической точки зрения, когда необходимо передать закодированные последовательности сигналов без учета содержания сообщения).

Содержательный (вероятностный) подход. Учащиеся должны знать: какие события являются равновероятными, какие – неравновероятными; уметь находить количество информации в сообщении; знать формулы Хартли, модифицированную формулу Хартли, формулу Шеннона.

В теории информации количеством информации называют числовую характеристику сигнала, которая не зависит от его формы и содержания и характеризует неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. В этом случае количество информации зависит от вероятности получения сообщения о том или ином событии.

Подход к измерению информации с учетом вероятности события называется содержательным, вероятностным подходом, при этом подходе количество информации может быть нецелым числом.

Расчетная формула Хартли для равновероятностных событий имеет вид:

I = log2 N или 2I = N, где N - количество равновероятных событий (число возможных выборов), I - количество информации.

Алфавитный подход используется в технике, в данном случае количество информации не зависит от содержания, а зависит от мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфавитного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой.

Учащиеся должны знать: что такое алфавит, мощность алфавита, единицы измерения информации, находить количество информации в тексте, переводить количество информации в производные.

Алфавит

Конечный набор отличных друг от друга знаков (множество символов).

Мощность алфавита N 

Полное количество символов алфавита – мощность

Информационный объем одного символа I (измеряется в битах).

Количество информации в одном символе. Считается, что все символы в тексте появляются с одинаковой частотой, поэтому используется формула Хартли для двоичного кодирования

2I = N I=log2N

Обратить внимание, чтобы не путали – мощность алфавита и длину кода.

Iсооб - объем информации в сообщении

Информационный объем сообщения (информационная емкость сообщения) - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах или производных единицах (Кбайтах, Мбайтах и т.д.).

В технике (теория кодирования и передачи сообщений) под количеством информации понимают количество кодируемых, передаваемых или хранимых символов.

При вводе в ЭВМ символа с клавиатуры машине передается 1 байт информации. Байт - это восьмиразрядный двоичный код, с помощью которого можно представить один символ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30122. Методы диагностики наследственных болезней 29.39 KB
  Методы диагностики наследственных болезней: 1.Генеалогический метод диагностики наследственных болезней один из важнейших методов в генетике он представляет собой систему изучения заболеваемости в роду с составлением соответствующей родословной. В настоящее время известно более 50 наследственных заболеваний связанных с полом.Биохимикогенетические методы диагностики наследственных болезней исследования широко применяются в диагностике наследственных заболеваний обмена веществ и других форм.
30123. Хромосомные синдромы 19.27 KB
  Хромосомные синдромы: Хромосомные синдромы с числовыми нарушениями аутосом: Синдром Дауна трисомия по хромосоме 21 одна из форм геномной патологии при которой чаще всего кариотип представлен 47хромосомами вместо нормальных 46 поскольку хромосомы 21й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями трисомия см. Существует ещё две формы данного синдрома: транслокация хромосомы 21 на другие хромосомы чаще на 15 реже на 14 ещё реже на 21 22 и Yхромосому 4 случаев и мозаичный вариант синдрома 5 . Синдром получил...
30124. Кариотип 17.21 KB
  Кариотип это совокупность признаков полного набора хромосом соматических клеток организма на стадии метафазы III фаза деления клетки их количество размер форма особенности строения. Исследование кариотипа проводят методом световой микроскопии с целью выявления патологии хромосом. Чаще всего это исследование проводят у детей для выявления заболеваний обусловленных нарушениями в хромосомах и у супругов при бесплодии или привычном невынашивании беременности. Выявление хромосомных перестроек в этом случае позволяет установить причину...
30125. Генетический контроль синтеза ферментов 16.67 KB
  Генетический контроль синтеза ферментов. Однако под действием некоторых сигналов синтез индуцибельных ферментов повышается. coliв присутствии лактозы образуется ряд ферментов участвующих в катаболизме этого дисахарида. Репрессор связывается со специфическим участком ДНК и блокирует транскрипцию генов ответственных за синтез определенных ферментов.
30126. Создание устройства для дистанционного мониторинга основных физиологических показателей человека, программного обеспечения для регистрации частоты сердечных сокращений и температуры тела 3.2 MB
  Устройство для дистанционного мониторинга физиологических показателей человека позволяет удалённо следить за температурой и частотой пульса пациента. Устройство закрепляется на внутренней стороне плеча, что позволяет точнее измерять температуру.
30127. Разработка аппарата коррекции речи, который использует такие методы лечения заикания как «метроном» и «задержанная акустическая связь» 2.4 MB
  Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга
30128. Микро- и наноэлектроника. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ 835 KB
  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Дипломное проектирование по специальности Микро и наноэлектроника является заключительным этапом обучения студента в университете и имеет следующие цели: систематизацию закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности применение этих знаний при решении конкретных научных технических экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в...
30129. Исследование методов позиционирования, а так же разработка устройства для дистанционного мониторинга технических объектов, транспортных средств и человека 873.95 KB
  Одним из основных компонентов системы позиционирования является устройство под названием GPSтрекер.4 Применение систем навигации Кроме навигации координаты получаемые благодаря спутниковым системам используются в следующих отраслях: Геодезия: с помощью систем навигации определяются точные координаты точек Картография: системы навигации используется в гражданской и военной картографии Навигация: с применением систем навигации осуществляется как морская так и дорожная навигация Спутниковый мониторинг транспорта: с помощью систем...
30130. Створення газети на тему «Молодь обирає спорт» у програмі Page Maker 639.28 KB
  Програма PageMaker є складовою частиною лінійки програмних продуктів фірми Adobe, до складу якої крім того входять Adobe Table, Adobe FrameMaker, Adobe PageMill, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe Streamline, Adobe Premier. Практично кожна з цих програм є світовим лідером в своїй області