81232

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.

Русский

2015-02-19

41.47 KB

17 чел.

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы.

В базовом курсе отводится 4 ч. на содержательную линию «Информация и информационные процессы», 6 ч. на содержательную линию «Представление информации». В базовом уровне старшей ступени обучения отводится 13 часов, профильное обучение может включать 64 часа.

 Цели:1) выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; 2) сформировать умения: определять вид и свойства информации, измерять информацию.

Различные подходы к определению и измерению информации

Подход к определению

Подход к измерению

в быту

сведения, сообщения, их новизна

новизна не измеряется

в вычислит. технике

сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов

информационная

емкость = количеству символов

теория

информации

новизна сообщения, снятая неопределенность

(К.Шеннон)

количество информации зависит от вероятности получения сообщения

информатика

совокупность данных и методов их обработки

алфавитный и содержательный (вероятностный) подход

Виды информации: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая); по форме представления (текстовая, числовая, графическая, музыкальная); по общественному значению (массовая, специальная, личная)

В начальной школе основная задача – показать на множестве примеров (с помощью плакатов), что мы относим информацию к тому или иному виду в зависимости от конкретной ситуации.

 Подходы к измерению информации – содержательный (с точки зрения восприятия человека, когда количество информации зависит от содержания или новизны) и алфавитный (с технической точки зрения, когда необходимо передать закодированные последовательности сигналов без учета содержания сообщения).

Содержательный (вероятностный) подход. Учащиеся должны знать: какие события являются равновероятными, какие – неравновероятными; уметь находить количество информации в сообщении; знать формулы Хартли, модифицированную формулу Хартли, формулу Шеннона.

В теории информации количеством информации называют числовую характеристику сигнала, которая не зависит от его формы и содержания и характеризует неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. В этом случае количество информации зависит от вероятности получения сообщения о том или ином событии.

Подход к измерению информации с учетом вероятности события называется содержательным, вероятностным подходом, при этом подходе количество информации может быть нецелым числом.

Расчетная формула Хартли для равновероятностных событий имеет вид:

I = log2 N или 2I = N, где N - количество равновероятных событий (число возможных выборов), I - количество информации.

Алфавитный подход используется в технике, в данном случае количество информации не зависит от содержания, а зависит от мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфавитного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой.

Учащиеся должны знать: что такое алфавит, мощность алфавита, единицы измерения информации, находить количество информации в тексте, переводить количество информации в производные.

Алфавит

Конечный набор отличных друг от друга знаков (множество символов).

Мощность алфавита N 

Полное количество символов алфавита – мощность

Информационный объем одного символа I (измеряется в битах).

Количество информации в одном символе. Считается, что все символы в тексте появляются с одинаковой частотой, поэтому используется формула Хартли для двоичного кодирования

2I = N I=log2N

Обратить внимание, чтобы не путали – мощность алфавита и длину кода.

Iсооб - объем информации в сообщении

Информационный объем сообщения (информационная емкость сообщения) - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах или производных единицах (Кбайтах, Мбайтах и т.д.).

В технике (теория кодирования и передачи сообщений) под количеством информации понимают количество кодируемых, передаваемых или хранимых символов.

При вводе в ЭВМ символа с клавиатуры машине передается 1 байт информации. Байт - это восьмиразрядный двоичный код, с помощью которого можно представить один символ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3806. Атестація робочого міста 206.5 KB
  Атестація робочого міста 1. Охорона праці на підприємстві. В умовах сучасного виробництва окремі приватні заходи щодо поліпшення умов праці, для попередження травматизации є неефективними. Тому їх здійснюють комплексно, створюючи в загальній системі...
3807. Анализ опасных и вредных факторов, воздействующих на программиста при разработке системы 158 KB
  Безопасность жизнедеятельности. Вопросы безопасной жизнедеятельности человека необходимо решать на всех стадиях жизненного цикла, будь то разработка, внедрение в жизнь или эксплуатация программы. Обеспечение безопасной жизнедеятельности челове...
3808. Движение центра масс МКА под действием различных возмущающих ускорений 432 KB
  Введение В данной работе проводится исследование движения центра масс МКА под действием различных возмущающих ускорений (от нецентральности гравитационного поля Земли, сопротивления атмосферы, притяжения Солнца и Луны, из-за давления солнечных лучей...
3809. Маржинализм и теория предельной полезности 101 KB
  Маржинализм и теория предельной полезности. Явная неспособность новой исторической школы с её крайним эмпиризмом и националистической ориентацией противопоставить марксизму общую теоретическую систему привела к появлению и распространению в 70-90-х ...
3810. Анализ финансового состояния и бухгалтерского баланса предприятия 549.5 KB
  Введение Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления про...
3811. Костенко Ліна Василівна 71.5 KB
  Костенко Ліна Василівна народилася 19 березня 1930 року в містечку Ржищеві на Київщині. З 1936 року живе в Києві. Тут закінчила середню школу, вчилася у педагогічному інституті. Але в 1952 році вступила до Московського літературного інституту ім. О....
3812. Показатели качества торговых услуг и методы их оценки 307.5 KB
  Показатели качества торговых услуг и методы их оценки Введение Современный этап экономического развития, переживаемый Россией, характеризуется достаточно устойчивым ростом экономики, сопровождающимся изменением структуры ВВП. Данные среднегодовых те...
3813. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА СПРОС 104.5 KB
  Введение Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. В малом бизнесе установление нужн...
3814. Ценообразование на разных типах рынков 228.5 KB
  Введение Производство товаров зависит от издержек, которые в свою очередь определяются ценами на факторы производства. Эти факторы имеют свой рынок, на котором они продаются и покупаются, а цена на них устанавливается в соответствии с законами спрос...