81232

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.

Русский

2015-02-19

41.47 KB

14 чел.

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы.

В базовом курсе отводится 4 ч. на содержательную линию «Информация и информационные процессы», 6 ч. на содержательную линию «Представление информации». В базовом уровне старшей ступени обучения отводится 13 часов, профильное обучение может включать 64 часа.

 Цели:1) выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; 2) сформировать умения: определять вид и свойства информации, измерять информацию.

Различные подходы к определению и измерению информации

Подход к определению

Подход к измерению

в быту

сведения, сообщения, их новизна

новизна не измеряется

в вычислит. технике

сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов

информационная

емкость = количеству символов

теория

информации

новизна сообщения, снятая неопределенность

(К.Шеннон)

количество информации зависит от вероятности получения сообщения

информатика

совокупность данных и методов их обработки

алфавитный и содержательный (вероятностный) подход

Виды информации: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая); по форме представления (текстовая, числовая, графическая, музыкальная); по общественному значению (массовая, специальная, личная)

В начальной школе основная задача – показать на множестве примеров (с помощью плакатов), что мы относим информацию к тому или иному виду в зависимости от конкретной ситуации.

 Подходы к измерению информации – содержательный (с точки зрения восприятия человека, когда количество информации зависит от содержания или новизны) и алфавитный (с технической точки зрения, когда необходимо передать закодированные последовательности сигналов без учета содержания сообщения).

Содержательный (вероятностный) подход. Учащиеся должны знать: какие события являются равновероятными, какие – неравновероятными; уметь находить количество информации в сообщении; знать формулы Хартли, модифицированную формулу Хартли, формулу Шеннона.

В теории информации количеством информации называют числовую характеристику сигнала, которая не зависит от его формы и содержания и характеризует неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. В этом случае количество информации зависит от вероятности получения сообщения о том или ином событии.

Подход к измерению информации с учетом вероятности события называется содержательным, вероятностным подходом, при этом подходе количество информации может быть нецелым числом.

Расчетная формула Хартли для равновероятностных событий имеет вид:

I = log2 N или 2I = N, где N - количество равновероятных событий (число возможных выборов), I - количество информации.

Алфавитный подход используется в технике, в данном случае количество информации не зависит от содержания, а зависит от мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфавитного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой.

Учащиеся должны знать: что такое алфавит, мощность алфавита, единицы измерения информации, находить количество информации в тексте, переводить количество информации в производные.

Алфавит

Конечный набор отличных друг от друга знаков (множество символов).

Мощность алфавита N 

Полное количество символов алфавита – мощность

Информационный объем одного символа I (измеряется в битах).

Количество информации в одном символе. Считается, что все символы в тексте появляются с одинаковой частотой, поэтому используется формула Хартли для двоичного кодирования

2I = N I=log2N

Обратить внимание, чтобы не путали – мощность алфавита и длину кода.

Iсооб - объем информации в сообщении

Информационный объем сообщения (информационная емкость сообщения) - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах или производных единицах (Кбайтах, Мбайтах и т.д.).

В технике (теория кодирования и передачи сообщений) под количеством информации понимают количество кодируемых, передаваемых или хранимых символов.

При вводе в ЭВМ символа с клавиатуры машине передается 1 байт информации. Байт - это восьмиразрядный двоичный код, с помощью которого можно представить один символ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2668. Исследование характеристик конструкционных материалов 145.5 KB
  Диаграмма состояния железо-цементит. Проведена вертикальная линия соответствующая 0,2% содержания углерода. Точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 соответствуют изменениям сплава при медленном охлаждении. На промежутке от точки 1 до 2, сплав...
2669. Основы общей психологии 1.51 MB
  Классический труд С.Л. Рубинштейна Основы общей психологии относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментал...
2670. Механическая обработка детали на универсальных станках с ЧПУ 591.31 KB
  Главными направлениями повышения эффективности народного хозяйства страны являются ускорение научно-технического прогресса, перевод экономики на интенсивный путь развития, рост производительности труда, повышение качества и количества выпуск...
2671. История Кыргызстана 683 KB
  История Кыргызстанаэ Первобытнообщинный строй. Первые следы человеческой деятельности на Тенир-Тоо. Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту — древнекаменному веку (800—100 тыс. лет). Самые древни...
2672. Определение структуры технологических процессов (систем) 103.5 KB
  Определение структуры технологических процессов (систем). Содержание лабораторной работы Цель работы - выработать навыки получения  модели технологической процесса (системы) на основе анализа и син...
2673. Обработка информации, связанная с графическими изображениями на экране 382.5 KB
  Обработка информации, связанная с графическими изображениями на экране. Обработка информации, связанная с графическими изображениями на экране монитора или на бумаге, подразделяется на 3 основные части: Распознавание образов (изображений) есть совок...
2674. Расчёт режимов короткого замыкания в электроэнергетической системе 342.01 KB
  Расчет режимов короткого замыкания (КЗ) в электроэнергетической системе (ЭЭС) требуется производить как при эксплуатации, так и при развитии энергосистемы, в частности, при вводе новых объектов: электрических станций и подстанций. При этом для прове...
2675. Теория сварочных процессов 164.04 KB
  Расчет задания Листы из низкоуглеродистой стали (СТ-3) толщиной 0,012 м сваривают встык за один проход. Выбор способа и параметров режима дуговой сварки Для листов из низкоуглеродистой стали толщиной 0,012 м выбираем механизированную дуговую сварку...
2676. Организация платёжной системы в сфере безналичных расчётов 480.88 KB
  В последние годы тема электронных денег принимает все большую актуальность. Эксперты, анализирующие тенденции создания нового экономического пространства с общей валютой, в своих отчетах делают упор на тематику пластиковых карточек. На сего...