81232

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.

Русский

2015-02-19

41.47 KB

19 чел.

Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы.

В базовом курсе отводится 4 ч. на содержательную линию «Информация и информационные процессы», 6 ч. на содержательную линию «Представление информации». В базовом уровне старшей ступени обучения отводится 13 часов, профильное обучение может включать 64 часа.

 Цели:1) выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; 2) сформировать умения: определять вид и свойства информации, измерять информацию.

Различные подходы к определению и измерению информации

Подход к определению

Подход к измерению

в быту

сведения, сообщения, их новизна

новизна не измеряется

в вычислит. технике

сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов

информационная

емкость = количеству символов

теория

информации

новизна сообщения, снятая неопределенность

(К.Шеннон)

количество информации зависит от вероятности получения сообщения

информатика

совокупность данных и методов их обработки

алфавитный и содержательный (вероятностный) подход

Виды информации: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая); по форме представления (текстовая, числовая, графическая, музыкальная); по общественному значению (массовая, специальная, личная)

В начальной школе основная задача – показать на множестве примеров (с помощью плакатов), что мы относим информацию к тому или иному виду в зависимости от конкретной ситуации.

 Подходы к измерению информации – содержательный (с точки зрения восприятия человека, когда количество информации зависит от содержания или новизны) и алфавитный (с технической точки зрения, когда необходимо передать закодированные последовательности сигналов без учета содержания сообщения).

Содержательный (вероятностный) подход. Учащиеся должны знать: какие события являются равновероятными, какие – неравновероятными; уметь находить количество информации в сообщении; знать формулы Хартли, модифицированную формулу Хартли, формулу Шеннона.

В теории информации количеством информации называют числовую характеристику сигнала, которая не зависит от его формы и содержания и характеризует неопределенность, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. В этом случае количество информации зависит от вероятности получения сообщения о том или ином событии.

Подход к измерению информации с учетом вероятности события называется содержательным, вероятностным подходом, при этом подходе количество информации может быть нецелым числом.

Расчетная формула Хартли для равновероятностных событий имеет вид:

I = log2 N или 2I = N, где N - количество равновероятных событий (число возможных выборов), I - количество информации.

Алфавитный подход используется в технике, в данном случае количество информации не зависит от содержания, а зависит от мощности алфавита и количества символов в тексте. С точки зрения алфавитного подхода, в толстой книге информации больше, чем в тонкой.

Учащиеся должны знать: что такое алфавит, мощность алфавита, единицы измерения информации, находить количество информации в тексте, переводить количество информации в производные.

Алфавит

Конечный набор отличных друг от друга знаков (множество символов).

Мощность алфавита N 

Полное количество символов алфавита – мощность

Информационный объем одного символа I (измеряется в битах).

Количество информации в одном символе. Считается, что все символы в тексте появляются с одинаковой частотой, поэтому используется формула Хартли для двоичного кодирования

2I = N I=log2N

Обратить внимание, чтобы не путали – мощность алфавита и длину кода.

Iсооб - объем информации в сообщении

Информационный объем сообщения (информационная емкость сообщения) - количество информации в сообщении, измеренное в битах, байтах или производных единицах (Кбайтах, Мбайтах и т.д.).

В технике (теория кодирования и передачи сообщений) под количеством информации понимают количество кодируемых, передаваемых или хранимых символов.

При вводе в ЭВМ символа с клавиатуры машине передается 1 байт информации. Байт - это восьмиразрядный двоичный код, с помощью которого можно представить один символ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58139. Причини і початок війни. Події 1939–1942 рр 69 KB
  Мета: визначити причини характер періодизацію Другої світової війни залучаючи історичну карту характеризувати основні театри воєнних дій у Європі Північній Африці ПівденноСхідній Азії та Тихому океані умови мирних договорів Німеччини та її союзників...
58140. Развитие органической химии. Теория радикалов и теория типов 1.93 MB
  В теории типов органические соединения конструировались из неорганических веществ типов тип водорода воды хлористого водорода аммиака замещением в них атомов на органические фрагменты; введено понятие изомерии Берцелиус.
58141. Роль фізичного знання в житті людини. Методи наукового пізнання 72 KB
  Тип уроку: урок засвоєння нових знань. Плансхема уроку Етапи уроку Час хв. Повідомлення теми мети й завдань уроку 5 Визначення мети уроку за планом вивчення теми IV. Підбиття підсумків уроку 5 Методи Асоціативний кущ Сенкан VII.
58142. Русско-турецкая война 1877-1878 гг 76.5 KB
  Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством проявленной воинами российской армии положившим начало освобождению славянских народов на Балканах. Образовательные: причины войны; цели и планы сторон: роль России...
58143. Создание Web-страниц. Форматирование текста 33.5 KB
  Можно перечислять несколько шрифтов через запятую так как не всегда выбранный Вами шрифт есть у пользователя просматривающего Вашу страницу. Стихотворение FONT Размер шрифта задается атрибутом size...
58144. Виды, формы и системы оплаты труда 50 KB
  На каждом предприятии между работодателем и работниками заключается коллективный договор в котором отражаются: трудовые и социально-экономические условия труда; Положение по оплате труда формы оплаты труда всех категорий работников а также система поощрений.
58145. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ 46.5 KB
  Периоду разложения феодализма и возникновению капиталистических отношений предшествовали Великие географические открытия сыгравшие важную роль в переходе к буржуазному способу производства. Великие географические открытия были вызваны развитием производительных сил общества ростом товарно-денежных отношений...
58146. Військо давніх слов’ян 77.5 KB
  Члени роду взаємно собі допомагали. Коли хто одного з них скривдив, усі мали заступатися за скривдженого. Коли кого вбито, свояки мали обовязок помститися за його смерть. Але найважливіше завдання роду було - оборонити своїх людей від ворожого нападу.
58147. Державний бюджет, як фінансовий план держави 639.5 KB
  Бюджетна історія в Україні характеризується певними особливостями і зумовлена складними процесами державотворення та тривалими періодами відсутності незалежності. Її витоки лежать ще у період Київської Русі – коли бюджет існував у формі князівської казни.