81238

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных»

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.

Русский

2015-02-19

38.44 KB

4 чел.

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных».

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: «объект», «атрибут», «система», «связь»; «структурирование, представление и нормализация данных»; «таблица», «первичный и внешний ключи»; «связь между таблицами», «индексирование», «поиск», «выборка» и некоторые другие, — они имеют специфический, неочевидный смысл. Это же замечание относится и к главам по телекоммуникациям, в которых основное внимание уделено базовым понятиям этого раздела информационных технологий.

Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей.

Содержание обучения (18 часов). Основные понятия: база данных, таблица, картотека, управление базой данных. Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования. Представление о СУБД. Форма представления баз данных (таблица, картотека). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

Практические работы. Ввод и редактирование записей в базе данных. Изменение структуры базы данных. Сортировка записей в заданной базе данных. Поиск записей в заданной базе данных. Создание базы данных «записная книжка».

Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны:

•иметь представление о работе с базами данных;

•уметь создавать простейшие базы данных (типа «записная книжка»);

•уметь осуществлять сортировку и поиск записей.

Прежде чем знакомить учащихся с БД более подробно, необходимо сообщить им о наличии специальной терминологии для пользователей.

Учащихся можно познакомить с типами организации данных в СУБД:

Иерархическая система предполагает упорядоченность элементов в записи. В каждой группе записей один элемент считается главным, а другие носят подчиненный характер по отношению к главному. Группы записей упорядочиваются в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться прохождением уровней в соответствии с порядком, определяемом последовательностью главных элементов.

Сетевая модель отличается от иерархической тем, что в ней можно установить множественные связи. Доступ к нужному файлу может быть получен без обращения ко всем другим файлам более высокого уровня иерархии.

Реляционная модель является наиболее распространенной в настоящее время. Гибкость БД такого типа достигается за счет отсутствия иерархии элементов. При поиске информации все элементы могут использоваться в качестве ключей. Можно предложить два варианта изучения: базовый и углубленный.

Базовый курс включает в себя следующий материал:

Методы хранения и поиска данных. База данных.

Учащихся знакомят со способами хранения и организации информации: записные книжки, каталоги и т.п. Необходимо отметить, что от способов структурирования информации зависит быстрота и качество поиска нужных данных. Дается определение базы данных, учеников знакомят с различными типами БД. Обосновывается создание электронных БД. Учащимся демонстрируется готовая БД, описываются ее возможности. Продолжительность занятия — 1 час. Форма проведения: урок-лекция в КУВТ с демонстрацией программного обеспечения, желательно различных типов.

Поиск, замена и добавление информации.

Сюда входит ознакомление учеником с основными правилами работы в конкретной СУБД. Правила записи запросов для каждой БД свои. Для поиска информации необходимо составить запрос по признаку (одному или нескольким) с указанием значения. Обратите внимание учащихся на то, что БД позволяет не только получать сведения об интересующем нас объекте (например, планете), но и находить информацию по заданному признаку (например, указать планеты, имеющие спутники). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: объяснение нового материала в диалоговом режиме и практическая работа учащихся.

Запросы по одному и нескольким признакам.

Закрепляется умение работать с БД. Учащимся предлагаются более сложные задания (например, составить запрос на отыскание планет, в атмосфере которых содержится кислород). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

Решение информационно-поисковых задач.

Практическая работа учащихся с БД: обновление БД; составление запросов различной степени сложности. Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

При обучении следует использовать имеющуюся базу данных. Методика организации работы учащихся с конкретной БД зависит от используемой СУБД.

При организации учебных занятий следует ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся.

Углубленный курс изучения предполагает формирование умений создавать базы данных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26860. Семенниковый мешок 1.88 KB
  Состоит семенниковый мешок из мошонки и влагалищных оболочек. Кожа мошонки cutis scroti покрыта мелкими волосами содержит потовые и сальные железы. По средней сагитталь'ной линии на ней выделяется шов мошонки. Она очень прочно сращена с кожей мошонки образуя одну оболочку.
26861. Семенники и придатки 4.39 KB
  Семенник подвешен на семенном канатике в семенниковом мешке; по форме он напоминает эллипсоид; с ним тесно связан придаток семенника . Головчатый конец extremitas capitata характеризуется наличием на нем головки придатка семенника которая бывает то плоская то толстая почти такая же как и хвост придатка . На придаточном крае семенника margo epididymidis прикрепляется брыжейка семенника и располагается тело придатка. Край семенника противоположный придатковому называется свободным краем .
26862. Семенной канатик и семяпровод 3.07 KB
  Семенной канатик и семяпровод. Семяпровод ductus deferens представляет собой семя проводящую трубку из слизистой мышечной и серозной оболочек; он служит продолжением канала придатка и выходит из его хвоста В составе семенного канатика с его медиальной стороны семяпровод направляется через. паховый канал в брюшную полость и затем идет в семяпроводной складке plica ductus deferentis в тазовую полость. Позади шейки последнего семяпровод соединяется с выводным протоком пузырьковидной железы в семяизвергающий проток ductus...
26863. Мочеполовой канал и придаточные половые железы 4.84 KB
  Мочеполовой канал начинается внутренним отверстием уретры ostium urethrae internum : из шейки мочевого пузыря и оканчивается наружным отверстием уретры ostium urethrae externum на головке полоеого члена. Губчатая часть pars spongiosa начинается от перешейка уретры и заканчивается на переднем конце головки полового члена образуя здесь отросток уретры processus urethrae. Кавернозный слой мужской уретры stratum cavernosum в своей основе имеет соединительнотканный остов. bulbourethral парная; размещается в каудальной части...
26864. Половой член и препуций 3.74 KB
  Половой член penis состоит из пещеристого тела полового члена и удовой части мочеполового канала. Пещеристое тело полового члена corpus cavernosum penis в области седалищной дуги прикрепляется к седалищным костям двумя ножками crus penis. Ножки формируют непарное тело corpus penis. Корень полового члена radix penis образован ножками кавернозного тела и началом удовой части мужской уретры.
26865. Яичники и яйцеводы домашних животных 3.89 KB
  Передний конец яйцепровода формирует воронкообразное расширение. В глубине воронки находится брюшное отверстие яйцепровода ostium abdominale tubae uterinae. Брюшное отверстие ведет в краниальную часть яйцепровода ампулу ampulla tubae uterinae.
26866. Матка домашних животных 3.21 KB
  Рога и тело матки содержат полость матки cavum uteri которая переходит в канал шейки. Рога матки истончаясь продолжаются краниально и без видимой границы переходят в яйцепроводы. Шейка матки открывается во влагалище. Слизистая оболочка матки endometrium выстлана цилиндрическим эпителием.
26867. Характеристика органов кроветворения и иммуногенеза 5.01 KB
  кроветворения относят красный костный мозг селезёнку и лимф. К органам кроветворения и иммуногенеза относят: красный костный мозг тимус лимфатические узлы селезенку миндалины а также лимфоидные образования слизистой оболочки пищеварительной половой дыхательной и выделительной систем. Центральные органы включают в себя красный костный мозг и тимус . Костный мозг.
26868. Морфофункциональная характеристика желез внутренней секреции 1.55 KB
  К железам внутренней секреции –относятся: 1. Щитовидная железа В центральной части шеи 4. Около щитовидная железа Расположены около стенки щитовидной железы или в ее долях в виде 24 небольших телец 5. Надпочечная железа Брюшная полость около краниального края почки.