81238

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных»

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.

Русский

2015-02-19

38.44 KB

5 чел.

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных».

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: «объект», «атрибут», «система», «связь»; «структурирование, представление и нормализация данных»; «таблица», «первичный и внешний ключи»; «связь между таблицами», «индексирование», «поиск», «выборка» и некоторые другие, — они имеют специфический, неочевидный смысл. Это же замечание относится и к главам по телекоммуникациям, в которых основное внимание уделено базовым понятиям этого раздела информационных технологий.

Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей.

Содержание обучения (18 часов). Основные понятия: база данных, таблица, картотека, управление базой данных. Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования. Представление о СУБД. Форма представления баз данных (таблица, картотека). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

Практические работы. Ввод и редактирование записей в базе данных. Изменение структуры базы данных. Сортировка записей в заданной базе данных. Поиск записей в заданной базе данных. Создание базы данных «записная книжка».

Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны:

•иметь представление о работе с базами данных;

•уметь создавать простейшие базы данных (типа «записная книжка»);

•уметь осуществлять сортировку и поиск записей.

Прежде чем знакомить учащихся с БД более подробно, необходимо сообщить им о наличии специальной терминологии для пользователей.

Учащихся можно познакомить с типами организации данных в СУБД:

Иерархическая система предполагает упорядоченность элементов в записи. В каждой группе записей один элемент считается главным, а другие носят подчиненный характер по отношению к главному. Группы записей упорядочиваются в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться прохождением уровней в соответствии с порядком, определяемом последовательностью главных элементов.

Сетевая модель отличается от иерархической тем, что в ней можно установить множественные связи. Доступ к нужному файлу может быть получен без обращения ко всем другим файлам более высокого уровня иерархии.

Реляционная модель является наиболее распространенной в настоящее время. Гибкость БД такого типа достигается за счет отсутствия иерархии элементов. При поиске информации все элементы могут использоваться в качестве ключей. Можно предложить два варианта изучения: базовый и углубленный.

Базовый курс включает в себя следующий материал:

Методы хранения и поиска данных. База данных.

Учащихся знакомят со способами хранения и организации информации: записные книжки, каталоги и т.п. Необходимо отметить, что от способов структурирования информации зависит быстрота и качество поиска нужных данных. Дается определение базы данных, учеников знакомят с различными типами БД. Обосновывается создание электронных БД. Учащимся демонстрируется готовая БД, описываются ее возможности. Продолжительность занятия — 1 час. Форма проведения: урок-лекция в КУВТ с демонстрацией программного обеспечения, желательно различных типов.

Поиск, замена и добавление информации.

Сюда входит ознакомление учеником с основными правилами работы в конкретной СУБД. Правила записи запросов для каждой БД свои. Для поиска информации необходимо составить запрос по признаку (одному или нескольким) с указанием значения. Обратите внимание учащихся на то, что БД позволяет не только получать сведения об интересующем нас объекте (например, планете), но и находить информацию по заданному признаку (например, указать планеты, имеющие спутники). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: объяснение нового материала в диалоговом режиме и практическая работа учащихся.

Запросы по одному и нескольким признакам.

Закрепляется умение работать с БД. Учащимся предлагаются более сложные задания (например, составить запрос на отыскание планет, в атмосфере которых содержится кислород). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

Решение информационно-поисковых задач.

Практическая работа учащихся с БД: обновление БД; составление запросов различной степени сложности. Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

При обучении следует использовать имеющуюся базу данных. Методика организации работы учащихся с конкретной БД зависит от используемой СУБД.

При организации учебных занятий следует ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся.

Углубленный курс изучения предполагает формирование умений создавать базы данных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76009. Письмо великої букви Г. Письмо слів та речення з великою буквою Г 50 KB
  Складання звукової моделі слова сніг. Складіть звукову модель слова. Складання слова із букв розрізної азбуки. Сьогодні ми навчимося писати велику букву ге слова та речення із нею.
76010. Письмо великої букви И. Написання буквосполучення Ии. Звуковий аналіз слів. Диктант вивчення букв 40.5 KB
  Вірш Осінь І. Як помандрує по гаях З чарівним пензлем у руках Все розмалює на путі Берези стануть золоті І ми її уклінно просим: Заходь у гості славна осінь Заходить ДівчинкаОсінь. Осінь. Добрий день в добрий час Рада рада бачить Вас Я Осінь золота.
76011. Повторення вивчених букв. Розвиток зв’язного мовлення 93.5 KB
  Назвіть букви що позначають голосні звуки. Скільки їх в українській мові Озвучте звуками букви що залишилися. Чи всі букви які є у цьому слові ви вивчили Оголошення теми та мети уроку. Мотивація навчальної діяльності А для чого нам потрібно вивчати букви...
76012. Музика мого народу. Жартівливі і жартівливо-танцювальні пісні. Троїсті музики 88 KB
  Мета: Визначити поняття «Жартівлива і жартівливо-танцювальна пісня». Визначити поняття «Троїсті музики». Познайомити учнів з жартівливими піснями, виявити їх взаємини з музичною творчістю народу. Прийти до висновку, що народна музична творчість – є віддзеркалення життя народу, душа народу.
76013. Брейн-ринг «Відгадай елемент» 68.5 KB
  Мета: розширити і поглибити знання учнів про хімічні елементи зацікавити учнів фактами з історії їх відкриття та внеском вчениххіміків у цей процес; виховувати зацікавленість учнів предметом історією науки. Обладнання: мультимедійна дошка презентація гри таймер періодична таблиця хімічних елементів.
76016. Що за диво ці казки! The Magic World of Fairy Tales 966.5 KB
  Мета: узагальнити та систематизувати знання учнів за темою «Казка»; розвивати уміння застосовувати набуті знання сприяти морально-етичному вихованню школярів, виховувати інтерес до вивчення літератури.