81238

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных»

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.

Русский

2015-02-19

38.44 KB

6 чел.

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных».

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: «объект», «атрибут», «система», «связь»; «структурирование, представление и нормализация данных»; «таблица», «первичный и внешний ключи»; «связь между таблицами», «индексирование», «поиск», «выборка» и некоторые другие, — они имеют специфический, неочевидный смысл. Это же замечание относится и к главам по телекоммуникациям, в которых основное внимание уделено базовым понятиям этого раздела информационных технологий.

Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей.

Содержание обучения (18 часов). Основные понятия: база данных, таблица, картотека, управление базой данных. Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования. Представление о СУБД. Форма представления баз данных (таблица, картотека). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

Практические работы. Ввод и редактирование записей в базе данных. Изменение структуры базы данных. Сортировка записей в заданной базе данных. Поиск записей в заданной базе данных. Создание базы данных «записная книжка».

Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны:

•иметь представление о работе с базами данных;

•уметь создавать простейшие базы данных (типа «записная книжка»);

•уметь осуществлять сортировку и поиск записей.

Прежде чем знакомить учащихся с БД более подробно, необходимо сообщить им о наличии специальной терминологии для пользователей.

Учащихся можно познакомить с типами организации данных в СУБД:

Иерархическая система предполагает упорядоченность элементов в записи. В каждой группе записей один элемент считается главным, а другие носят подчиненный характер по отношению к главному. Группы записей упорядочиваются в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться прохождением уровней в соответствии с порядком, определяемом последовательностью главных элементов.

Сетевая модель отличается от иерархической тем, что в ней можно установить множественные связи. Доступ к нужному файлу может быть получен без обращения ко всем другим файлам более высокого уровня иерархии.

Реляционная модель является наиболее распространенной в настоящее время. Гибкость БД такого типа достигается за счет отсутствия иерархии элементов. При поиске информации все элементы могут использоваться в качестве ключей. Можно предложить два варианта изучения: базовый и углубленный.

Базовый курс включает в себя следующий материал:

Методы хранения и поиска данных. База данных.

Учащихся знакомят со способами хранения и организации информации: записные книжки, каталоги и т.п. Необходимо отметить, что от способов структурирования информации зависит быстрота и качество поиска нужных данных. Дается определение базы данных, учеников знакомят с различными типами БД. Обосновывается создание электронных БД. Учащимся демонстрируется готовая БД, описываются ее возможности. Продолжительность занятия — 1 час. Форма проведения: урок-лекция в КУВТ с демонстрацией программного обеспечения, желательно различных типов.

Поиск, замена и добавление информации.

Сюда входит ознакомление учеником с основными правилами работы в конкретной СУБД. Правила записи запросов для каждой БД свои. Для поиска информации необходимо составить запрос по признаку (одному или нескольким) с указанием значения. Обратите внимание учащихся на то, что БД позволяет не только получать сведения об интересующем нас объекте (например, планете), но и находить информацию по заданному признаку (например, указать планеты, имеющие спутники). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: объяснение нового материала в диалоговом режиме и практическая работа учащихся.

Запросы по одному и нескольким признакам.

Закрепляется умение работать с БД. Учащимся предлагаются более сложные задания (например, составить запрос на отыскание планет, в атмосфере которых содержится кислород). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

Решение информационно-поисковых задач.

Практическая работа учащихся с БД: обновление БД; составление запросов различной степени сложности. Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

При обучении следует использовать имеющуюся базу данных. Методика организации работы учащихся с конкретной БД зависит от используемой СУБД.

При организации учебных занятий следует ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся.

Углубленный курс изучения предполагает формирование умений создавать базы данных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33675. Розыск скрывшехся обвиняемых 11.05 KB
  Элементы розыска: 1 проверить уклоняется человек или нет 2 сбор сведений о возможном местонахождении 3 объявление розыска и поручение его органам дознания 4 5 Производство СД и ОРМ а также тактических операций с целью отыскания места сокрытия человека.
33677. Виды осмотра в уголовно-процессуальном законодательстве 12.97 KB
  Выделяют три основных этапа осмотра места происшествия: начальный основной и дополнительный этапы. Статьей 178 УПК установлен общий порядок осмотра трупа на месте его обнаружения. Осмотр трупа состоит из двух стадий: общего и детального осмотра.
33678. Особенности осмотра трупа на месте происшествия и фиксация результатов 15.45 KB
  Как относительно друг друга расположены части тела как голова относительно частей помещения Какая имеется одежда в каком она состоянии фасон модель Если юрист не знает то пусть не говорит сколько хлопка синтетики. Если на открытых частях тела есть признаки крови и т. то нужно начинать с частей тела а не одежды. Осмотр закрытых частей тела.
33679. Тактика освидетельствования 25.5 KB
  Освидетельствование осуществляется для установления на теле человека следов преступления наличия особых примет и иных признаков позволяющих судить о связи данного человека с расследуемым событием. При судебномедицинском освидетельствовании разрешаются специальные вопросы из области судебной медицины о причинах и давности причинения телесных повреждений о степени их тяжести о врожденных или приобретенных анатомических или физических аномалиях и др. Следственное освидетельствование позволяет выяснить такие вопросы: имеются ли на теле...
33680. Допрос 29 KB
  При проведении допроса в конфликтной ситуации следователь использует следующие тактические приемы: следователь и подозреваемый либо обвиняемый разъясняет допрашиваемому значение чистосердечного признания и дачи правдивых показаний; выявляет мотивы дачи ложных показаний и устраняет эти мотивы; убеждает с помощью логических доводов в бессмысленности попыток дачи ложных показаний; максимально детализирует и конкретизирует показания допрашиваемого; предъявляет доказательства изобличающие допрашиваемого начиная с самого веского либо наоборот;...
33681. Допрос подозреваемого (обвиняемого) 12.71 KB
  В соответствии с этим следователю необходимо попытаться выяснить причины конфликта и направить усилия на их устранение для формирования условия получения достоверных показаний. Основные приемы установления психологического контакта с допрашиваемым в конфликтной ситуации: 1 убедить допрашиваемого в объективности следователя внушить уважение к следователю; 2 вызвать интерес к даче показаний к процессу общения со следователем; 3 проявлять заботу о соблюдении прав допрашиваемого и об удовлетворении его за конных интересов; 4 создать и...
33682. Бесконфликтная ситуация допроса 11.48 KB
  В связи с объективным характером этой ситуации тактическая задача следователя при допросе может быть сведена к одному но весьма существенному положению: не сделать ситуацию допроса конфликтной не спровоцировать своими действиями поведением конфликт с допрашиваемым. Дело в том что успех допроса как и любого иного вида человеческого общения зависит не только от объективных но и от субъективных факторов. Необдуманная форма вызова лица на допрос оказавшаяся неприятной или нежелательной для допрашиваемого длительное ожидание под дверями...
33683. ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОЧНОЙ СТАВКИ 12.34 KB
  Задачи очной ставки: 1 общие: а проверка имеющихся доказательств; б получение новых доказательств; в установление истины по спорным обстоятельствам; 2 конкретные: а преодоление добросовестного заблуждения допрашиваемого; б разоблачение лжи одного из допрашиваемых; в разоблачение ложного алиби; г разоблачение самооговора или оговора одного допрашиваемого другим; д разоблачение инсценировок преступления; е выяснение причин происхождения существенных противоречий; ж изучение личности допрашиваемого; з проверка и оценка следственных...