81238

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных»

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.

Русский

2015-02-19

38.44 KB

6 чел.

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных».

Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: «объект», «атрибут», «система», «связь»; «структурирование, представление и нормализация данных»; «таблица», «первичный и внешний ключи»; «связь между таблицами», «индексирование», «поиск», «выборка» и некоторые другие, — они имеют специфический, неочевидный смысл. Это же замечание относится и к главам по телекоммуникациям, в которых основное внимание уделено базовым понятиям этого раздела информационных технологий.

Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей.

Содержание обучения (18 часов). Основные понятия: база данных, таблица, картотека, управление базой данных. Систематизация и хранение информации. Базы данных, принципы их построения и функционирования. Представление о СУБД. Форма представления баз данных (таблица, картотека). Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Изменение структуры базы данных.

Практические работы. Ввод и редактирование записей в базе данных. Изменение структуры базы данных. Сортировка записей в заданной базе данных. Поиск записей в заданной базе данных. Создание базы данных «записная книжка».

Требования к уровню подготовки выпускников.

Учащиеся должны:

•иметь представление о работе с базами данных;

•уметь создавать простейшие базы данных (типа «записная книжка»);

•уметь осуществлять сортировку и поиск записей.

Прежде чем знакомить учащихся с БД более подробно, необходимо сообщить им о наличии специальной терминологии для пользователей.

Учащихся можно познакомить с типами организации данных в СУБД:

Иерархическая система предполагает упорядоченность элементов в записи. В каждой группе записей один элемент считается главным, а другие носят подчиненный характер по отношению к главному. Группы записей упорядочиваются в определенную последовательность, как ступеньки лестницы, и поиск данных может осуществляться прохождением уровней в соответствии с порядком, определяемом последовательностью главных элементов.

Сетевая модель отличается от иерархической тем, что в ней можно установить множественные связи. Доступ к нужному файлу может быть получен без обращения ко всем другим файлам более высокого уровня иерархии.

Реляционная модель является наиболее распространенной в настоящее время. Гибкость БД такого типа достигается за счет отсутствия иерархии элементов. При поиске информации все элементы могут использоваться в качестве ключей. Можно предложить два варианта изучения: базовый и углубленный.

Базовый курс включает в себя следующий материал:

Методы хранения и поиска данных. База данных.

Учащихся знакомят со способами хранения и организации информации: записные книжки, каталоги и т.п. Необходимо отметить, что от способов структурирования информации зависит быстрота и качество поиска нужных данных. Дается определение базы данных, учеников знакомят с различными типами БД. Обосновывается создание электронных БД. Учащимся демонстрируется готовая БД, описываются ее возможности. Продолжительность занятия — 1 час. Форма проведения: урок-лекция в КУВТ с демонстрацией программного обеспечения, желательно различных типов.

Поиск, замена и добавление информации.

Сюда входит ознакомление учеником с основными правилами работы в конкретной СУБД. Правила записи запросов для каждой БД свои. Для поиска информации необходимо составить запрос по признаку (одному или нескольким) с указанием значения. Обратите внимание учащихся на то, что БД позволяет не только получать сведения об интересующем нас объекте (например, планете), но и находить информацию по заданному признаку (например, указать планеты, имеющие спутники). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: объяснение нового материала в диалоговом режиме и практическая работа учащихся.

Запросы по одному и нескольким признакам.

Закрепляется умение работать с БД. Учащимся предлагаются более сложные задания (например, составить запрос на отыскание планет, в атмосфере которых содержится кислород). Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

Решение информационно-поисковых задач.

Практическая работа учащихся с БД: обновление БД; составление запросов различной степени сложности. Продолжительность занятия — 2 часа. Форма работы: самостоятельная работа учащихся с готовой БД по индивидуальным заданиям; отчет.

При обучении следует использовать имеющуюся базу данных. Методика организации работы учащихся с конкретной БД зависит от используемой СУБД.

При организации учебных занятий следует ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся.

Углубленный курс изучения предполагает формирование умений создавать базы данных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14761. Увеличение и уменьшение цифровых изображений 263.36 KB
  Цель работы: Изучить методы увеличения и уменьшения цифровых изображений и применить полученные знания на практике. Задание для второго варианта: написать программу способную производить увеличение/уменьшение исходного изображения в нецелое число раз методом билин...
14762. Ахмет Жұбанов 80.5 KB
  Ахмет Жұбанов Ахмет Қуанұлы Жұбанов 1906-1968 қазақ музыкасын зерттеуші көрнекті ғалым әйгілі композитор дирижер. Қазақстанның халық артисі 1944 өнертану ғылымының докторы 1943 профессор 1948 академик. Ол Ақтөбе облысы Темір ауданында 1906 жылы 29 сәуірде өмірге келген...
14763. ҚҰРМАНҒАЗЫ САҒЫРБАЙҰЛЫ 157 KB
  ҚҰРМАНҒАЗЫ САҒЫРБАЙҰЛЫ 18181889 Қазіргі Орал облысы Жанғалы ауданының Жиделі елді мекенінде дүниеге келген. Күй атасы. Шыққан тегі Кіші жүз он екі ата Байұлынан өрбіген Сұлтансиықтың Қызылқұрт бұтағы. Құрманғазының жетінші атасы Ерші деген кісі от тілді...
14764. Тәттімбет Қазанғапұлы 119 KB
  Тәттімбет Қазанғапұлы 18151860 Тәттімбет Арғын асқан ардагерім Қырық түрлі күй тамған бармағынан Біржан сал Өнерде өзіндік қолтаңбасымен жарқырай көрініп ол қолтаңбасы ұлттың рухани әлеміне құнарлы арна болып қосылған тұлғалар қай елде де қай заманда...
14765. БАЛҰСТАҰЛЫ ЕСБАЙ 148 KB
  УА халайық мында кейбір жерлерінде қателер бар БАЛҰСТАҰЛЫ ЕСБАЙ Музыканың тілі дыбыс. Әрине жай ғана дыбыстар жиынтығы емес белгілі бір әлеуметтік ортаның талғамтанымында реттеліп жүйеленген дыбыс әуенсазға айналған дыбыс. Олай болса әсіресе дәстүрл...
14766. ҚАЗАҚ ХАЛҚЫНЫҢ АСПАПТЫҚ МУЗЫКАСЫНДАҒЫ ДӘСТҮРЛІ ЖАНРЛАР 21.83 KB
  ҚАЗАҚ ХАЛҚЫНЫҢ АСПАПТЫҚ МУЗЫКАСЫНДАҒЫ ДӘСТҮРЛІ ЖАНРЛАР Қазақ халқының аспапта жеке шығарма орындаушылық яғни күйшілік өнері сонау көне заманнан келе жатқан ұлтымыздың рухани мәдениетінің аса бір маңызды саласы. Күй көбінесе белгілі оқиғаға тарихи мазмұнға орай ш
14767. МАҢҒЫСТАУ ӨҢІРІІҢ КҮЙШІЛІК ДӘСТҮРІ 25.96 KB
  МАҢҒЫСТАУ ӨҢІРІІҢ КҮЙШІЛІК ДӘСТҮРІ Маңғыстау өңірінде күйшілік өнер ерекше дамып өзіндік өрнегімен ерекшеленеді. Ұрпақтан ұрпаққа беріліп келе жатқан күй өнері Абыл Есбай Есір Құлшар Өскенбай Картбай Байшағыр Шамғүл Мұұрат сияқты біртуар есімдер арқылы өз жал
14768. Ахмет Жұбанов 149.5 KB
  Ахмет Жұбанов Aлпысыншы жылдарғы Алматы. Жасыл мәуеге малынған маужыр қала. Соғыс кезінде азды кем тұрып дәмін татып көзі жұмылғанша тамсана мадақтап өткен ақын Владимир Луговской тауып айтқандай €œГород вещих снов€. Жайраңдаған жайдарман ортадағы жадыра думанн
14769. Ғарифолла Құрманғалиев 31 KB
  Ғарифолла Құрманғалиев Ғарифолла Құрманғалиев ХХ ғасырдағы қазақ музыка мәдениетінің ерен құбылысы. Бүгінгінің Мұхиты атанған ондаған жылдар бойы ол жалғыз өзі Батыс Қазақстанның көне де жоғары дәрежеде дамыған вокалдыаспаптық дәстүрін паш еткен. ХІХ ғасырд...