81244

Пропедевтика основ информатики в начальной школе: цели и задачи, анализ учебных и методических пособий

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Рассмотрим программу курса информатики для III IV классов начальной общеобразовательной школы составители: а. Первин Цель этого курса развитие алгоритмического подхода к решению задач формирование представлений об информационной картине мира практическое освоение компьютера как инструмента деятельности. Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений пронизывающих все темы курса: 1. Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих исследовательских качеств.

Русский

2015-02-19

36.98 KB

14 чел.

Пропедевтика основ информатики в начальной школе: цели и задачи, анализ учебных и методических пособий.

Пропедевтический этап - III-IV классы. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры, закладываются навыки использования информационных и коммуникационных технологий как средства познавательной и практической деятельности в процессе использования демонстрационных и учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.

Анализ программы пропедевтического этапа наглядно показывает уже вполне сложившиеся к началу 1990-х подходы к формированию содержания обучения на разных ступенях (этапах) школьного образования, а также позволяет понять, какие тенденции в формировании содержания обучения информатике учащихся разных возрастных групп начали доминировать при определении концепции непрерывного информатического образования учащихся.

Рассмотрим программу курса информатики для IIIIV классов начальной общеобразовательной школы (составители: а. М. Гольцман, А.А. Дуванов, Я.Н. Зайдельман, Ю.А. Первин)

Цель этого курса — развитие алгоритмического подхода к решению задач, формирование представлений об информационной картине мира, практическое освоение компьютера как инструмента деятельности.

Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений, пронизывающих все темы курса:

1. Мировоззренческое (ключевое слово — информация). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение и передача информации). В результате должно сформироваться умение видеть информационную сущность мира, распознавать и анализировать информационные процессы.

2. Практическое (ключевое слово — компьютер). Здесь формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, дети приобретают навыки общения с машиной.

3. Алгоритмическое (ключевые слова — алгоритм, исполнитель, программа). В курсе не изучаются распространенные языки программирования. Программистская вершина роботландии — язык управления исполнителями, хотя и содержит основные конструкции развитых языков, остается весьма примитивным. Путь к этой вершине лежит через решение алгоритмических задач, изучение «черных ящиков», программирование простейших исполнителей. В результате формируется представление об алгоритмах, способах их записи и выполнения.

4. Исследовательское направление (ключевое слово — творчество). Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств.

Курс проектировался как двухгодичный при 2-х часах в неделю и ориентировался на IIIIV кл. начальной школы.

Особенность курса — его прикладная направленность. Знакомясь с программными средствами роботландии, дети своими руками создают интересные для них объекты — компьютерную стенгазету, книги собственного сочинения, вернисаж машинных рисунков. Учитывая возраст детей, значительное место на занятиях отводилось игровой форме обучения.

На втором году обучения рекомендовалось использовать систему учебных проектов — индивидуальных или групповых заданий, выполняемых детьми на протяжении длительного времени (четверти, полугодия) с использованием доступных детям учебных средств — редакторов текстовой, графической и музыкальной информации, а также другими, не входящими в роботландию, прикладными программами.

Предполагалось, что после завершения двухлетнего курса информатики школьники будут готовы к свободному и осознанному применению компьютера в своей учебной деятельности при изучении других школьных дисциплин.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36863. Работа со сводными таблицами. Создание сводных таблиц 681.5 KB
  Сохраните документ в своей папке под именем Сводные таблицы. Установите курсор в диапазоне ячеек содержащих значения заголовки строк и столбцов В любую заполненную данными ячейку таблицы Выберите команду Данные Сводная таблица. Во втором диалоговом окне проверьте правильно ли выделен диапазон данных для создания сводной таблицы или задайте диапазон данных если диапазон не был выбран Рис. Третье диалоговое окно предлагает выбрать лист для размещения сводной таблицы оставьте принятую по молчанию установку Новый лист Рис.
36864. Исследование недвоичных счетчиков 72.5 KB
  При построении счетчиков с дешифратором состояния наиболее целесообразно использовать счетчики интегрального состояния например 74191 см. Счетчик с дешифратором состояния. D; счетный вход ─ CLK; вход направления счета ─ U – суммирование активен высоким уровнем ─ D вычитание активен низким уровнем; вход управления предварительной установкой ─ LOD; выход переноса ─ RCO выход дешифратора состояния активен низким уровнем при достижении последнего состояния счетчика. При выполнении этой части работы необходимо снимать временные диаграммы...
36865. Построение трехмерных графиков в Scilab 676.5 KB
  Функции plot3d и plot3d1 В Scilb поверхность можно построить с помощью функций plot3d или plot3d1. Их отличие состоит в том что plot3d строит поверхность и заливает ее одним цветом а plot3d1 поверхность каждая ячейка которой имеет цвет зависящий от значения функции в каждом соответствующем узле сетки. Обращение к функциям следующее: plot3dxyz[thetlphlegflgebox][keyn=vluen] plot3d1xyz[thetlphlegflgebox][keyn=vluen] здесь x векторстолбец значений абсцисс; y векторстолбец значений ординат; z матрица значений...
36866. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА MS EXCEL К ПЕЧАТИ 64.5 KB
  ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА MS EXCEL К ПЕЧАТИ Цель работы: рассмотреть этапы подготовки документов MS Excel к печати. Вопросы компетенции навыки для освоения: Изучить элементы интерфейса MS Excel служащие для подготовки документа к печати. Освоить технологии и рассмотреть этапы подготовки документов MS Excel к печати. Подготовить к печати документ большого объема.
36867. Построение поверхностей заданных параметрически с помощью функций param3d и param3d1 752 KB
  Затем обратимся к функции prm3d передав ей математические выражения функций y y1 и y2 а также углы в градусах под которыми наблюдатель будет видеть формируемый график 45 и 35 Листинг 6. Построение линии заданной параметрически с помощью функции prm3d t=[0:0. Построение линии заданной параметрически с помощью функции prm3d t=50pi:0. Для построения графиков линий в одной системе координат обратимся к функции prm3d1.
36868. ОСНОВНЫЕ ВСТРОЕННЫЕ ФУНКЦИИ MS EXCEL 284 KB
  Имя функции описывает операцию которая эта функция выполняет. 1 или нажатием кнопки Вставить функция в строке Формул. В этом окне сначала следует выбрать категорию функции из списка Категория а затем в открывшемся алфавитном списке Функция указать нужную функцию. Математические функции Функция СУММ Функция СУММ суммирует множества чисел.
36869. Решение нелинейных уравнений и систем 120.5 KB
  Всякое алгебраическое уравнение относительно x можно записать в виде 0xn1xn−1 n−1xn = 0 где 0 0 n 1 и i коэффициенты алгебраического уравнения n–й степени. Решение алгебраического уравнения в Scilb состоит из двух этапов. Примеры символьных операций с полиномами p1=poly[1 2]’x’’c’ p1 = 1 2x p2=poly[3 7 2]’x’’c’ p2 = 2 3 7x 2x p1p2 Сложение ns = 2 2 5x 2x p1p2 Вычитание ns = 2 4 9x 2x p1p2 Умножение ns = 2 3 3 13x 16x 4x p1 p2 Деление ns = 1 3 x p1^2 Возведение в...
36870. ВВОД И РЕДАКТИРОВАНИЕ ФОРМУЛ. СТАНДАРТНЫЕ ФУНКЦИИ EXCEL 312 KB
  На первом листе повторитеОбразец 1 Образец 2 Образец 3 и Образец 4 используя команды форматирования ячеек Таблица 1 и средства автозаполнения команда меню Правка Заполнить Прогрессия. Образец 1 Образец 2 Образец 3 Образец 4 Таблица 1 Команда меню вкладка Опции Действие Формат Ячейкивкладка Граница области Все Отдельные и Линии Создание границ таблицы или обрамление таблицы Формат Ячейкивкладка Число список Числовые форматы Изменениечислового формата Формат Ячейкивкладка Выравнивание раскрывающиеся списки по...