81252

Понятие государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Суть ее в том что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть. Естественноправовая договорная теория которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными заключаемого в целях организации общественной жизни.Гумплович – считал что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

Русский

2015-02-19

38.69 KB

0 чел.

Понятие государства

Научная мысль прошлого и настоящего выработала ряд концепций происхождения государства. Основными среди них являются:

- Материалистическая (классовая) теория. Суть ее в том, что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть.

- Естественно-правовая (договорная) теория, которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни.

- Теория завоевания (насилия), ее основатель – Л.Гумплович – считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

- Психологическая теория, ее суть: в потребности людей жить в рамках общества, а также в оказании помощи друг другу.

- Теория "трех элементов". Согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория, государственная власть.

В рамках одной концепции нельзя объяснить причины возникновения и функционирования такого многогранного явления как государство. Подтверждением тому – опыт исторического развития, показывающий, что ответ следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих личную и общественную жизнь человека

В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:

1 теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

2 классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);

3 юридический (государство – юридическая персонификация нации);

4 социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);

5 кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

Мыслители, в различные исторические периоды, пытались дать свое определение государства. Они исходили из объективных факторов, имевших место в конкретный период развития человеческого общества.

Аристотель, например, придерживался идеалистических взглядов и видел в нем некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели.

Конструируя, идеальное и справедливое государство, Платон считал, что им является "совместное поселение" людей, которые "испытывая нужду во многом, собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь".

Полемизируя с Платоном, Цицерон устами Сципиона говорит: "Причину же подобного объединения, следует искать не столько в слабости людей сколько в свойственной им от природы, как бы врожденной потребности жить совместно".

Гегель, на основе своей общей философской системы, считал государство порождением особых духовных начал человеческого бытия: "Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает".

Русский ученый И.А.Ильин считал, что государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.

Марксистско-ленинская теория, определяя государство, неизменно исходила из классовой природы. Государство – продукт общества на известной ступени развития, сила произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, отчуждающая себя от него. Возникшее, в столкновении противоположных классов, государство является государством экономически господствующего класса, машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Согласно положениям советской науки, государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, инструмент в руках господствующего в экономике класса, который овладевает им как механизмом управления обществом и использует его в своих классовых интересах.

Методологическая задача при определении понятия государства состоит в том, чтобы сформулировать признаки исторического явления – "государство".

Общие признаки государства, присущие всем государствам в прошлом и настоящем, которые выделяют "государство" из всей прочей массы общественных институтов следующие:

Территория. Есть принадлежащая данному обществу определенная часть земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства. Закрепляет: границы, их режим, внутригосударственную, административно-терри-ториальную организацию. Понятия – "государство" и "страна", в принципе, совпадают (как организация политической власти на определенной территории),так как государство и есть носитель политической власти в рамках страны.

Население. Определяет состав и принадлежность (относимость) людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его приобретения, утраты и т.д.. Именно через гражданство, через "население", происходит объединение людей в рамках общества и они выступают в качестве целостного организма общества. Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл.

Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе, а не гегемонами.

Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу.

Отличительной чертой государства является суверенитет, главный объективный политико-правовой признак функционирования государства на собственной территории и за ее пределами. Суверенитет государства – свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Независимость и верховенство выражается в прерогативе законодательствования, администрирования, поддержания общественного порядка, правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить и законы (система юридических норм), при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти, система юридических норм в силу всеобщности законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести следующее определение:

Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52546. Внутрішні гіперпосилання на веб-сторінках 107.5 KB
  Ввести поняття внутрішнього посилання, ознайомити з правилом запису внутрішнього посилання, навчити учнів створювати внутрішні гіперпосилання на веб-сторінці, розвивати пізнавальну активність, вміння індивідуально працювати за комп’ютером, виховувати інтерес до інформатики і біології, формувати інтерес учнів до природи рідного краю і питань збереження рослин.
52547. Усі уроки української літератури в 5 класі 25.52 MB
  Навчальний посібник містить конспекти усіх уроків української літератури для 5 класу 12-річної школи. Серед них уроки текстуального вивчення творів, уроки позакласного читання, розвитку звязного мовлення, виразного читання, літератури рідного краю, тематичного оцінювання. Запропоновані розробки містять елементи нестандартних підходів, інтерактивних методик. Даний посібник розрахований на вчителів української літератури шкіл різних типів, керівників методичних, викладачів та студентів вищих навчальних закладів.
52548. Capital 35 KB
  One of the factor of production which we are going to study is capital.The word "capital" refers to all tools, machines, buildings, and other goods which are not consumed directly for the satisfaction of the buyer, but which are used to produce or manufacture other goods and services which are consumed by the buyers. In modern civilization, the use of capital has become inevitable.
52549. Усі уроки до курсу «Історія Стародавнього світу». 6 клас 1.29 MB
  Як зробити урок цікавим і змістовним? Як сформувати в учнів стійкий інтерес до вивчення історії? На ці та багато інших питань, що постають сьогодні перед учителем, спробували дати відповідь автори цього посібника. Увазі читачів пропонуються усі уроки з історії Стародавнього світу для 6 класу загальноосвітніх шкіл. Вони створені з використанням сучасних освітніх технологій і повністю відповідають
52550. Усі уроки української мови у 9 класі 12.02 MB
  Автори пропонованого посібника в основу розроблених уроків поклали основні чотири змістові лінії: мовленнєву, мовну, діяльнісну й соціокультурну. У зв’язку з цим дібрані методи, прийоми й засоби навчання української мови спрямовані, по-перше, на формування мовних і мовленнєво-комунікативних умінь і навичок, збагачення мовлення лексико-фразеологічними, граматичними і стилістичними засобами; по-друге, на вдосконалення загальнопізнавальних, організаційних і творчих умінь, ціннісних орієнтацій тощо; по-третє, на формування національних і загальнолюдських культурних цінностей за допомогою мовленнєво-ко мунікативного дидактичного матеріалу
52551. Усі уроки фізики 10 клас. Рівень стандарту 72.22 MB
  Мета навчального посібника - надати методичну допомогу вчителям у розподілі навчального матеріалу по уроках та його систематизації. Для кожного уроку визначено мету уроку, тип уроку, демонстрації, план викладу нового матеріалу, а також наведено запитання, які ставляться учням під час викладу нового матеріалу. Викад нового матеріалу може бути сценарієм уроку в діалоговому режимі.
52553. Літературно-музичний вечір «Реве та стогне Дніпр широкий» (до 70-річчя визволення Дніпропетровської області від фашистських загарбників) 1.84 MB
  За героїзм та відвагу при обороні Дніпропетровська командирові 8ої танкової дивізії було присвоєне звання Героя Радянського Союзу. Леніна на виблискуючому крилі літака в металі шаленого полум’я стоїть пам’ятник мужнім льотчикам Героям Радянського Союзу Гомоненку і Вдовенку. На проспекті Правди в затишній алеї встановлено бюст відважному льотчику двічі Герою Радянського Союзу Анатолію Яковичу Брандису. Двічі Герой Радянського Союзу.
52554. Впровадження інтерактивних технологій в освітній процес з метою розвитку мовленнєвої компетентності у дошкільників 56 KB
  План проведення майстер класу для вихователів: п п Зміст роботи Відповідальний Джерела І Вправа Очікування Вихователь методист Базова програма Я у Світі Майстер класи для вихователів ДНЗ випуск№2 упоряд. Настільна гра На гостину до казки III Вправа Очікування підсумок Вихователь методист Матеріал: магнітофон з записами дитячих мелодій стікери кораблики плакат з намальованою річкою маркери конверти з завданнями ілюстрації до різних казок предметні картинки гуашева фарба аркуші А 4 пензлики тампончики...