81252

Понятие государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Суть ее в том что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть. Естественноправовая договорная теория которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными заключаемого в целях организации общественной жизни.Гумплович – считал что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

Русский

2015-02-19

38.69 KB

0 чел.

Понятие государства

Научная мысль прошлого и настоящего выработала ряд концепций происхождения государства. Основными среди них являются:

- Материалистическая (классовая) теория. Суть ее в том, что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть.

- Естественно-правовая (договорная) теория, которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни.

- Теория завоевания (насилия), ее основатель – Л.Гумплович – считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

- Психологическая теория, ее суть: в потребности людей жить в рамках общества, а также в оказании помощи друг другу.

- Теория "трех элементов". Согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория, государственная власть.

В рамках одной концепции нельзя объяснить причины возникновения и функционирования такого многогранного явления как государство. Подтверждением тому – опыт исторического развития, показывающий, что ответ следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих личную и общественную жизнь человека

В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:

1 теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

2 классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);

3 юридический (государство – юридическая персонификация нации);

4 социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);

5 кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

Мыслители, в различные исторические периоды, пытались дать свое определение государства. Они исходили из объективных факторов, имевших место в конкретный период развития человеческого общества.

Аристотель, например, придерживался идеалистических взглядов и видел в нем некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели.

Конструируя, идеальное и справедливое государство, Платон считал, что им является "совместное поселение" людей, которые "испытывая нужду во многом, собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь".

Полемизируя с Платоном, Цицерон устами Сципиона говорит: "Причину же подобного объединения, следует искать не столько в слабости людей сколько в свойственной им от природы, как бы врожденной потребности жить совместно".

Гегель, на основе своей общей философской системы, считал государство порождением особых духовных начал человеческого бытия: "Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает".

Русский ученый И.А.Ильин считал, что государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.

Марксистско-ленинская теория, определяя государство, неизменно исходила из классовой природы. Государство – продукт общества на известной ступени развития, сила произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, отчуждающая себя от него. Возникшее, в столкновении противоположных классов, государство является государством экономически господствующего класса, машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Согласно положениям советской науки, государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, инструмент в руках господствующего в экономике класса, который овладевает им как механизмом управления обществом и использует его в своих классовых интересах.

Методологическая задача при определении понятия государства состоит в том, чтобы сформулировать признаки исторического явления – "государство".

Общие признаки государства, присущие всем государствам в прошлом и настоящем, которые выделяют "государство" из всей прочей массы общественных институтов следующие:

Территория. Есть принадлежащая данному обществу определенная часть земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства. Закрепляет: границы, их режим, внутригосударственную, административно-терри-ториальную организацию. Понятия – "государство" и "страна", в принципе, совпадают (как организация политической власти на определенной территории),так как государство и есть носитель политической власти в рамках страны.

Население. Определяет состав и принадлежность (относимость) людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его приобретения, утраты и т.д.. Именно через гражданство, через "население", происходит объединение людей в рамках общества и они выступают в качестве целостного организма общества. Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл.

Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе, а не гегемонами.

Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу.

Отличительной чертой государства является суверенитет, главный объективный политико-правовой признак функционирования государства на собственной территории и за ее пределами. Суверенитет государства – свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Независимость и верховенство выражается в прерогативе законодательствования, администрирования, поддержания общественного порядка, правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить и законы (система юридических норм), при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти, система юридических норм в силу всеобщности законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести следующее определение:

Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33162. Формы тематических отрядных дел 24 KB
  В ходе обыгрывания и последующего обсуждения различных ситуаций из жизни школьников подростки учатся говорить нет преодолевать конформизм приобретают интерес к поиску умного выхода из затруднительных ситуаций обучаются алгоритму отказа отказсоглашение отказобещание отказальтернатива отказотрицание отказконфликт.
33163. Зимняя смена, о/л «Энергия» 54 KB
  Так как север это очень красивое но в то же время и очень опасное место вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды что бы не погибнуть Кольцовка что нужно взять в экспедицию на Северный полюс А теперь проверим все ли вы взяли ничего не забыли а может положили чтото лишнее Список экспедиции Проверим все ли в сборе и составим список экспедиции вот вам листы нужно написать свое имя и передать дальше Кольцовка виды передвижения по снегу Как вы думаете на чем нам придется добираться до...
33164. Авторские программы ПРОГРАММА «Тайна трех времен» 126 KB
  В деятельности мы определяем три основных компонента Времени – прошлое настоящее и будущее. Главной содержательной целью может быть признано создание пространства организованного для включения детей в самостоятельную жизнь удовлетворение каждым из них своих интересов привитие навыков организации своей деятельности и времени постижение самоценности собственной личности осознание своей роли в жизни. Цель: Создание условий для обогащения опыта самоорганизации жизнедеятельности подростка. Задачи: Выявление интересов и способностей...
33165. Вечер знакомств 79 KB
  Набор команды: Садко набирает дружину Царь с царицей подданных в свое царство Капитан Врунгель команду. Творческая ромашка: детей делят на две или три команды Желтые лепестки цирк клоуны гимнасты дрессировщики жонглеры Красные лепесткитеатр инсценировать сказки ситуации . Далее все делятся на две команды. Способы деления на команды: 1 Первому игроку на ухо говорится цвет например красный.
33166. ВОЖАТОМУ НА ЗАМЕТКУ 71.5 KB
  ЛЕНИВЫЙ ВОЖАТЫЙ Ведя детей то в одно место то в другое исходя из запланированного в дне по дороге указывает рукой в разные направления и говорит: А это дети вон чо. Ведь надо отвечать на вопросы НОРМАЛЬНЫЙ ВОЖАТЫЙ В первые дни устроит игру по станциям в рамках Хозяйственного или Организационного сборов. ВОЖАТЫЙ С ФАНТАЗИЕЙ Заранее до начала смены выстроит экскурсионную программу по лагерю на всю смену продумав что показывать в первую очередь что в середине смены о чем говорить в конце. Договорится с вожатыми соседних отрядов...
33167. Возрастные особенности детей 32.5 KB
  Дети 79летнего возраста имеют следующие возрастные характеристики : высокий уровень активности; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность но в то же время высокая утомляемость в следствии чего необходим отдых в течении дня ; Высокая потребность в игре движении во внешних впечатлениях; Предпочтение к шумным коллективным играм; Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; Сознание различий пола; Становление независимости; Развитие...
33168. Как не скучно ехать в автобусе 34.5 KB
  И если всё это время просто так сидеть и наблюдать в окно весёлой она точно не покажется. Чем же можно занять это время Вопервых уже по дороге в лагерь вожатый должен начинать формировать отряд. А самое главное на время дороги нужно придумать какоенибудь развлечение.Так как север это очень красивое но в то же время и очень опасное место вы все должны уметь четко и быстро выполнять наши команды что бы не погибнуть Кольцовка что нужно взять в экспедицию на Северный полюс А теперь проверим все ли вы взяли ничего не забыли а...
33169. КОНЦЕРТ ВОЖАТЫХ 28.5 KB
  если их нет изначально то скорее всего и не будет Основной этап: когда всю смену все говорят что нужен вожатник но кто его будет делать не понятно все кто действительно его будут делать об этом попрежнему не знают Внимание Время когда надо думать как быть с вожатником приходит нежданнонегадано как полный абзац Группа добровольцев сбивается в каком нибудь лагерном помещении и начинает судорожно перебирать все мыслимые и немыслимые варианты подготовки проведения и темы вожатника Внимание Водка и все заранее подготовленные...
33170. Чем развлекать детей 23 KB
  Например такие: Эстафеты разнообразные состязания в ловкости быстроте и силе Викторины интеллектуальные конкурсы КТД коллективное творческое дело постановки спектаклей концертов и представлений конкурсы красоты талантов разное рукоделие изготовление поделок и т. Тема: Море тогда или конкурсы могут быть связаны с морскими предметами или они могут быть объединены единой сюжетной линией морское путешествие. Тут все конкурсы так или иначе привязаны к этому предмету. Сами конкурсы 1.