81252

Понятие государства

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Суть ее в том что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть. Естественноправовая договорная теория которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными заключаемого в целях организации общественной жизни.Гумплович – считал что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

Русский

2015-02-19

38.69 KB

0 чел.

Понятие государства

Научная мысль прошлого и настоящего выработала ряд концепций происхождения государства. Основными среди них являются:

- Материалистическая (классовая) теория. Суть ее в том, что государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы и является исторически переходящим явлением. С исчезновением классов государство неизбежно должно отмереть.

- Естественно-правовая (договорная) теория, которая выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни.

- Теория завоевания (насилия), ее основатель – Л.Гумплович – считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.

- Психологическая теория, ее суть: в потребности людей жить в рамках общества, а также в оказании помощи друг другу.

- Теория "трех элементов". Согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория, государственная власть.

В рамках одной концепции нельзя объяснить причины возникновения и функционирования такого многогранного явления как государство. Подтверждением тому – опыт исторического развития, показывающий, что ответ следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих личную и общественную жизнь человека

В современной науке выделяется пять основных подходов к понятию государство:

1 теологический (широко используемый в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

2 классический (государство рассматривается на основе трех составляющих: населения, территории, власти);

3 юридический (государство – юридическая персонификация нации);

4 социологический (представлен наибольшим количеством школ, в том числе, марксистским направлением в государство ведении);

5 кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

Мыслители, в различные исторические периоды, пытались дать свое определение государства. Они исходили из объективных факторов, имевших место в конкретный период развития человеческого общества.

Аристотель, например, придерживался идеалистических взглядов и видел в нем некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели.

Конструируя, идеальное и справедливое государство, Платон считал, что им является "совместное поселение" людей, которые "испытывая нужду во многом, собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь".

Полемизируя с Платоном, Цицерон устами Сципиона говорит: "Причину же подобного объединения, следует искать не столько в слабости людей сколько в свойственной им от природы, как бы врожденной потребности жить совместно".

Гегель, на основе своей общей философской системы, считал государство порождением особых духовных начал человеческого бытия: "Государство есть действительность нравственной идеи, нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает".

Русский ученый И.А.Ильин считал, что государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.

Марксистско-ленинская теория, определяя государство, неизменно исходила из классовой природы. Государство – продукт общества на известной ступени развития, сила произошедшая из общества, но ставящая себя над ним, отчуждающая себя от него. Возникшее, в столкновении противоположных классов, государство является государством экономически господствующего класса, машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса.

Согласно положениям советской науки, государство – продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, инструмент в руках господствующего в экономике класса, который овладевает им как механизмом управления обществом и использует его в своих классовых интересах.

Методологическая задача при определении понятия государства состоит в том, чтобы сформулировать признаки исторического явления – "государство".

Общие признаки государства, присущие всем государствам в прошлом и настоящем, которые выделяют "государство" из всей прочей массы общественных институтов следующие:

Территория. Есть принадлежащая данному обществу определенная часть земли, поверхности планеты – суши, моря, воздушного пространства. Закрепляет: границы, их режим, внутригосударственную, административно-терри-ториальную организацию. Понятия – "государство" и "страна", в принципе, совпадают (как организация политической власти на определенной территории),так как государство и есть носитель политической власти в рамках страны.

Население. Определяет состав и принадлежность (относимость) людей к данному обществу – гражданство, порядок и формы удостоверения гражданства, его приобретения, утраты и т.д.. Именно через гражданство, через "население", происходит объединение людей в рамках общества и они выступают в качестве целостного организма общества. Проблема граждан государства сегодня приобретает особый смысл.

Мировое сообщество признает приоритет прав и свобод человека, считая их делом международным. Права, свободы и обязанности граждан, отражая новую правовую и духовную связь гражданина и государства, делают государственные органы и должностных лиц гарантами в обществе, а не гегемонами.

Публичная власть, как разновидность политической власти означает: наличие особого аппарата, единственно представляющего общество в целом, весь народ и имеющего свою материальную базу.

Отличительной чертой государства является суверенитет, главный объективный политико-правовой признак функционирования государства на собственной территории и за ее пределами. Суверенитет государства – свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений, при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права. Независимость и верховенство выражается в прерогативе законодательствования, администрирования, поддержания общественного порядка, правоохранения и т.д., которые единственно принадлежат институтам, учрежденным и легитимированными обществом. И эта прерогатива осуществляется только ими, так как только они официально выражают и представляют данное общество.

При рассмотрении признаков государства необходимо выделить и законы (система юридических норм), при помощи которых обеспечивается общеобязательность велений государства, его способность делать свои веления обязательными для населения всей страны. Являясь инструментом государственной власти, система юридических норм в силу всеобщности законов регламентирует, ограничивает и связывает деятельность ее органов.

Названные выше признаки, в своей совокупности и взаимодействии, позволяют вывести следующее определение:

Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84953. Будова тексту: зачин, основна частина, кінцівка 58 KB
  Мета: Дати учням уявлення про будову тексту, його складові частини. Удосконалювати навички добору заголовків до текстів. Розвивати мовлення учнів. Виховувати бережне ставлення до природи.
84954. Знайомство із шаховими фігурами. Графічний редактор Pаint. Складання будиночка із геометричних фігур 90.95 KB
  Сьогодні ми з вами підемо в гості до Ганнусі, щоб отримати ще одну інформацію. А яку саме, вам допоможуть відгадати предмети, що знаходяться у цій скриньці (шахова дошка).
84955. Що можна робити з інформацією. Робота у графічному редакторі Paint. Створення килимка для миші 354.03 KB
  Формування вміння застосовувати здобуту інформацію; Закріплення навичок роботи з комп’ютером; Розвиток логічного мислення, просторової уяви; Повторення правил поведінки при роботі з комп’ютером; Виховання культури мовлення, інтерес до інформатики...
84956. Інформаційні процеси. Робота в графічному редакторі Paint. Малюнок “Снігова галявина” 191.83 KB
  Яка буває інформація Що можна робити з інформацією ІІІ. Повторимо як можна зберегти інформацію передати обробити. Що можна зробити з цією інформацією Запам’ятати тобто зберегти розповісти тобто передати обміркувати тобто обробити. Що можна робити з інформацією Для чого це потрібно V.
84957. Принтер. Друкування за допомогою принтера 181.08 KB
  Принтер. Друкування за допомогою принтера. Ознайомлення учнів з призначенням принтера; Відпрацювання умінь передачі створеного малюнку на папір за допомогою принтера; Удосконалення навички і вмінь працювати в середовищі графічного редактора MS PINT; Розвиток творчих здібностей дітей уяви та фантазії; Виховання художнього смаку та естетичного сприйняття. Сьогодні на уроці ми з вами познайомимося з таким пристроєм як принтер його призначенням.
84958. Клавіатура. Ознайомлення з розміщенням і призначенням клавіатури. Програма “Кіт-риболов” 85.94 KB
  Ознайомлення дітей з поняттям “клавіатура”, її призначенням та будовою; Розвиток навичок роботи на клавіатурі; логічного мислення, уваги, пам’яті; Виховання бережного відношення до оточуючого середовища...
84959. Ознайомлення з клавішами “пропуск”, “Shift”, “Caps Lock”. “Кіт-риболов” 85.03 KB
  Продовження ознайомлення з клавіатурою, зокрема з клавішами “пропуск”, “Shift”, “Caps Lock”. Закріплення знань учнів про написання великої літери. Розвиток уяви, пам’яті, уваги, логічного мислення.
84960. Ознайомлення із клавішами Enter, Esc. Програма “Кіт-риболов” 206.04 KB
  Ознайомлення із клавішами Enter Esc. Продовження ознайомлення з клавіатурою та принципами її роботи зокрема принцип роботи клавіш Enter Esc. Сьогодні ми познайомимося з клавішами Enter і Esc. Enter дуже важлива клавіша.
84961. Ознайомлення з клавішами-стрілочками, BS, Delete 144.71 KB
  Ознайомлення учнів з клавішами - стрілочками (вліво, вправо, вгору, вниз), BS, Delete. Закріплення навичок роботи з клавішами Enter, ESC. Розвиток логічного мислення. Виховання акуратності, охайності при роботі з комп’ютером...