81282
Типология правовых систем
Доклад
Государство и право, юриспруденция и процессуальное право
При классификации правовых систем используют различные факторы начиная с этических расовых географических религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии включающей религию философию экономические и социальные структуры и юридической техники включающей в качестве основной составляющей источники права. Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы...
Русский
2015-02-19
38.05 KB
0 чел.
Типология правовых систем
Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем, каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.).
При классификации правовых систем используют различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и заканчивая юридической техникой и стилем права. Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная французским ученым Р. Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех семей (или систем): романо-германской, англосаксонской, или англо-американской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий 4/5 планеты, который получил название "религиозные и традиционные системы".
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалии) и германских (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания) странах. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.
Основным признаком этой правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении ее принадлежала средневековым университетам Европы, где было поставлено изучение римского и канонического права, а позже началось развитие и национального права. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией.
Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, оптимальная обобщенность нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отражение в науке гражданского права. Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие. В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы.
Религиозная правовая семья (Иран, Ирак, Пакистан, Судан,Индия, Сингапур).
Признаки:
1.главный творец права - Бог;
2.юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соблюдать;
3. источником права является религиозно-нравственные нормы, содержащиеся в Коране, Сунне, Инме (у мусульман), в отношении индусов действуют шастры, веры и законы Ману;
4. тесное переплетение юр. Положений с религиозными, моральными и философскими постулатами. Эти юр. Положения в соответствии с местными обычаями являются едиными правилами поведения для населения;
5. отсутствует деление права на частное и публичное;
6. законодательство имеет вторичное значение;
7. семья основана на идеи обязанности, а не прав человека.
Семья традиционного права (Мадагаскар, Отдельные страны Африки).
Признаки:
1. главное место занимают обычаи и традиции, имеющие преимущественно неписаный характер и передающиеся из поколения в поколение;
2. обычаи и традиции являются своеобразным юр. Предписанием, которые складываются естественным путем и в последствие признаются государством;
3. традиции и обычаи регулируют отношения групп и сообществ, а не отдельных индивидов;
4. нормативные акты имеют вторичный характер;
5. судебная практика не выступает в качестве источника права;
6. при разрешении споров судебная власть руководствуется идеей примирения сообществ;
7. юр. Доктрина не играет роли в жизни общества.
Англо-саксонская (англо-американская, или "общего права") семья - в основе своей является прецедентным правом, создана судами англоговорящих стран - US, CAN, GB, Австралия, Новая Зеландия.
Существуют и другие подходы к классификации различных национальных систем права. Вот несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств:
1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
68700. | Соотношение науки, философии, искусства, обыденного познания | 36 KB | |
Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности это проблема демаркации т. 5 Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов примет наставлений ритуалов и пр. | |||
68701. | ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА | 39.53 KB | |
Лексические нормы или нормы словоупотребления это нормы определяющие правильность выбора слова из ряда единиц близких ему по значению или по форме а также употребление его в тех значениях которые оно имеет в литературном языке. | |||
68702. | Национальное богатство как результат экономической деятельности общества. Состав, структура и динамика национального богатства | 78 KB | |
Поэтому в конкретных экономических расчетах применяется категория совокупный общественный продукт та часть общественного богатства которая создана во всех отраслях народного хозяйства в течение года. В этом случае появляется возможность судить о динамике общественного богатства. | |||
68704. | Мировоззренческие понятия пантеизма и деизма и их значение для становления научной картины мира (в философии Н.Кузанского, Д.Бруно, Б.Спинозы и французских просветителей 18-го века) | 43.5 KB | |
Виды пантеизма: теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога... | |||