81284

Правотворчество: понятие, субъекты, стадии, принципы. Юридическая техника

Доклад

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение на рассмотрение компетентных лиц. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта. Принятие решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться следующими обстоятельствами: Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа признавшего что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и нуждается в изменении или коренной переработке. Вторым обстоятельством является вступление в силу...

Русский

2015-02-19

38.91 KB

0 чел.

Правотворчество: понятие, субъекты, стадии, принципы. Юридическая техника.

Правотворчество- деятельность государства по руководству обществом, осуществляемая в форме издания нормативных актов, выражающих государственную волю правящего класса в виде общеобязательных правил — правовых норм. Правотворчество охватывает установление новых, а также изменение и отмену действующих правовых норм.

Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.

Субъектами правотворчества в РФ являются:

Государство, государственные органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы.

Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:

1. Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение на рассмотрение компетентных лиц.

2. Рассмотрение представленного проекта.

3. Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.

4. Введение в действие.

Стадии правотворчества:

1) Принятие решения о внесении изменения в действующую систему норм права. Принятие решения внести изменения в систему действующих норм права может мотивироваться следующими обстоятельствами:

- Решение может приниматься по собственной инициативе правотворческого органа, признавшего, что его нормативно-правовой акт в той или иной части устарел и нуждается в изменении или коренной переработке.

- Вторым обстоятельством является вступление в силу нормативно-правового акта вышестоящего органа, принятые ранее акты подлежат приведению в соответствии с ним.

- Ситуации, когда начальная стадия процесса связывается с поступлением в адрес правотворческого органа проекта нормативно-правового акта, внесенного в порядке правотворческой инициативы. Правотворческая инициатива является важным демократическим правом компетентных органов и должностных лиц ставить перед правотворческим органом вопрос о необходимости принятия конкретного нормативного акта.

2) Подготовка проекта нормативно правого акта либо доработка проекта, внесенного в порядке правотворческой инициативы. Правотворческий орган не может игнорировать правотворческую инициативу, а обязан рассмотреть ее и принять соответствующее решение – отклонить предлагаемый проект либо принять его за основу и провести необходимую доработку. На этой стадии решаются две задачи: разработка так называемой концепции проекта и подготовка его текста. К решению обеих задач привлекаются компетентные специалисты, в том числе и представители науки.

3) Рассмотрение проекта нормативно правового акта правотворческим органом. Основное внимание уделяется уяснению концепции проекта и предлагаемых норм права. Обсуждение в итоге может привести к решению продолжить доработку проекта. В этом случае проект возвращается на предыдущую стадию.

4) Обсуждение и согласование проекта заинтересованными лицами. На этой стадии проект нормативно-правового акта впервые предстает перед общественностью, заинтересованными лицами, которые оценивают проект с позиции своих интересов. Процесс обсуждения проектов нормативно-правовых актов может проводиться различными способами - либо вынесением проекта нормативно-правового акта на всенародное обсуждение, либо на обсуждение широкого круга квалифицированных специалистов путем проведения парламентских слушаний, конференций, круглых столов и др

5) Принятие нормативно правового акта. Вступление в действие некоторых категорий нормативно-правовых актов требует дополнительного согласия иных органов. Так, федеральные законы, принятые Государственной Думой, могут вступить в силу только после их одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ.

6) Опубликование нормативно правового акта является завершающей стадией. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ федеральные законы, а также любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Основными принципами правотворчества в нашем государстве выступают следующие.

Принцип законности выражается в том, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

Научный характер правотворчества должен учитываться на всех этапах подготовки юридических актов от разработки концепции законопроекта, выяснения потребности в правовом урегулировании каких-либо общественных взаимосвязей (например, через социологические исследования, наблюдение и анализ) до определения способа и типа правового регулирования и выбора момента принятия нормативного акта (ошибки в этом вопросе чрезвычайно опасны). Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.

Связь с правоприменительной практикой. Именно правоприменительная практика дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необход. их изменения или отмены. Законодатель должен постоянно отслеживать процессы, ориентироваться на практику применения действующих законов, своевременно устранять пробелы в прав.

Принцип демократизма проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а так же в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности.

Наиболее важные законопроекты могут выноситься на всенародное голосование (референдум), что является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества. Наиболее эффективно выявлять истинные стремления и волю народа позволяет всенародное голосование (референдум) - один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы.

Принцип использования правового опыта. Всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации в целом. В последнее время отечественный законодатель широко использует мировой правотворческий опыт. Здесь достаточно указать на новый Гражданский кодекс Российской Федерации. В новом ГК появились институты права, заимствованные в своей сути из опыта более развитых в правовом отношении государств (институт доверительной собственности, институт банковской гарантии, институт морального ущерба и пр.).

Принцип актуальности и своевременности. Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам права устаревать, переставать адекватно отражать потребности общества. Законодателю необходимо создавать правовые нормы на перспективу, действовать на опережение, задавая обществу нормативные программы развития, стимулируя позитивные изменения в различных сферах жизни.

Принцип профессионализма заключается в том, что заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.

Юридическая техника - это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство.

Но юридическая техника - это не только приемы подготовки нормативно-правовых актов, но и оценка акта с позиции выражения социального заказа, отсутствия пробелов, недопущения внутренних и внешних противоречий, наличия компромиссов и т.д.

В рамках юридической техники следует особо выделить законодательную технику, которая должна обеспечивать:

а) логическую последовательность изложения;

б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;

в) компактность нормативного материала;

г) ясность и доступность языка закона;

д) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;

е) устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.

Уровень юридической техники во многом говорит об уровне юридической культуры. Юридическая техника, в первую очередь, касается вопросов юридической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и систематизации нормативно-правовых актов. Большое внимание уделяется юридическому языку.

Юридический язык – сформировавшийся на протяжении веков специализированный понятийный аппарат права, используемый для обеспечения точности, однозначности, понимания юридических текстов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8929. Утилізація вторинних енергоресурсів 284.5 KB
  Утилізація вторинних енергоресурсів Будь-які енергоносії, чи енергія у формі тепла або стиснених газів, що отримуються внаслідок основних технологічних процесів, наприклад, коксування вугілля, металургійних процесів, роботи ГТУ чи ТЕС, називаються в...
8930. Лекции по теории автоматов. Логические основы цифровых автоматов 620.5 KB
  Лекции по теории автоматов. Логические основы цифровых автоматов. Учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальностям в области вычислительной техники, информатики и управления..
8931. Нетрадиційні та поновлювані джерела енергії 644 KB
  Нетрадиційні та поновлювані джерела енергії Сучасна енергетика базується на викопному органічному паливі: камяному вугіллі, нафті та газі. Розвіданих і прогнозних запасів викопного палива при сучасних темпах енергоспоживання достатньо на 90-15...
8932. Біогазова технологія утилізації органічних відходів і виробництва енергії 581 KB
  Біогазова технологія утилізації органічних відходів і виробництва енергії Біогаз - енергоносій, який є сумішшю метану (60 - 70%), діоксиду вуглецю (30 - 40%), невеликої кількості сірководню, водню, аміаку та оксиду азоту(5%). Склад бі...
8933. Технология производства сырокопченых колбас 159.5 KB
  Технология производства сырокопченых колбас. Сырокопченые колбасы - изделия, приготовленные из мясного фарша, соли, пряностей, в оболочке подвергнутой созреванию 8 - 10 суток, холодному копчению при 18 - 250С и сушке до 1,5 мес...
8934. Сущность государства, основные характеристики 167.18 KB
  Сущность государства, основные характеристики. Введение Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные...
8935. Судебная реформа 1860-70 х гг 295.72 KB
  Судебная реформа 1860-70х гг. Введение Судебная реформа XIX века, в России реформа судебной системы и судопроизводства. Вызванная развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, судебная реформа отразила классо...
8936. Становление и развитие Республики Хакасия (1992-2001 годы) 154.5 KB
  Становление и развитие Республики Хакасия (1992-2001 годы) Введение Образование нового государства на карте после распада СССР, повлекло за собой процесс изменения и модернизации, как в политическом строе, так и обустройстве отдельных регионал...
8937. Проектирование предприятий общественного питания 272 KB
  Расчет длины и площади подвесного пути. Расчет площади складских помещений. Методика разработки производственной программы заготовочного цеха. Расчет и подбор мясорубки. Требования к размещению и планировке помещений для посетителей...